Начался учебный год нового века, нового тысячелетия. Канувшие в Лету девяностые заставляют содрогнуться при воспоминании о голодовках, о смерти Моторина… Кажется, что это было не в нашей стране, не с нашими учителями. Будто увидели мы это по телевизору в каком-то страшном репортаже о далекой неизвестной стране, где отменили деньги и людям нечего есть.
Но деньги пока в ходу. Одним их некуда девать, другим, которых большинство, их продолжает не хватать. “Ну хоть платить стали”, – успокаивают себя учителя. Хотя какое тут может быть успокоение – стоит только сравнить учительские зарплаты с теми ценами, что диктует рынок.
Финансовую политику государства в отношении работников бюджетной сферы можно охарактеризовать одной фразой: нос вытащит – хвост увязнет. Повышения зарплат проводятся на фоне миллиардных долгов, которые неизвестно когда будут погашены.
Сложившуюся ситуацию комментирует главный специалист управления экономики Министерства образования Валентина Соколова.
– Июльское повышение минимального размера оплаты труда не отразится на учительской зарплате, по крайней мере в этом году. Ставки всех восемнадцати разрядов ЕТС останутся прежними и будут действовать до конца года. От минимального размера оплаты труда зависели: доплаты за ученую степень преподавателям вузов, денежные компенсации за книгоиздательскую продукцию, детские пособия и стипендии. Я говорю “зависели”, так как, несмотря на повышение минимального размера оплаты труда, все доплаты и компенсации остались на прежнем уровне и рассчитываются исходя из 83 рублей 49 копеек.
– Почему?
– Видите ли, нынешним бюджетом не предусмотрены средства на их увеличение. Если вы внимательно прочтете Закон “О минимальном размере оплаты труда”, то убедитесь, что и в следующем году бюджет не предусматривает двух- и трехкратного увеличения доплат и компенсаций. Дефицит бюджета заставляет вносить поправки в законы “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. С 1 января 2001 года компенсация за книгоиздательскую продукцию будет рассчитываться не от минимального размера оплаты труда (200 рублей), а от базовой суммы – 100 рублей. То же самое в отношении доплат за ученую степень преподавателям вузов. Таким образом, доктор наук, ведущий в МГУ курс лекций по экономической географии, вместо тысячи получит лишь пятьсот рублей в месяц за докторскую степень.
– Непонятно, зачем увеличивать минимальный размер оплаты труда, если от него все равно ничего не зависит: он сам по себе, а доплаты и компенсации – сами по себе. Может быть, отменить “минималку” за ненадобностью?
– Вы забываете о подоходном налоге. Минимальный размер оплаты труда не подлежит налогообложению. Следовательно, чем он выше, тем меньше у наших педагогов будут удерживать из зарплаты.
Есть и еще один нюанс. “Минималке” сейчас досталась некая стимулирующая роль. Как вы, наверное, знаете, КЗоТ запрещает платить работникам зарплату ниже минимальной. А поскольку в госучреждениях существуют должности, оплачиваемые по низким разрядам ЕТС, повышение “минималки” должно по идее вызвать автоматическое увеличение ставки первого разряда.
– Должно, но не вызывает…
– Этот вопрос обсуждался в правительстве при участии различных министерств, в том числе и нашего. Официальных документов на этот счет пока нет. Скорее всего повышения ставки первого разряда ЕТС не будет. Это было бы слишком накладно для госбюджета. Планируется ввести доплаты к низким разрядам ЕТС и за счет них ликвидировать противоречие с КЗоТом. Например, если с 1 января будущего года к ставке сторожа или уборщицы, получающих по первому разряду, ввести доплату 68 рублей, их зарплата поднимется до уровня минимальной. С 1 июля 2001 года доплату к первому разряду надо будет увеличить уже на 168 рублей, чтобы в сумме получилось триста.
– А не лучше ли все-таки увеличить ставку первого разряда?
– Вы знаете, что ставки всех восемнадцати разрядов ЕТС рассчитываются от первого умножением на соответствующий тарифный коэффициент. Таким образом, увеличение первого разряда повлечет за собой повышение всех восемнадцати. Вряд ли госбюджет с этим справится.
– Государственную позицию в отношении бюджетников можно было бы назвать “политикой строжайшей экономии”. А между тем общая сумма задолженности по зарплате практически не снижается. Долг перед учителями вот уже полгода колеблется около семи миллиардов. В Республике Тыва, например, он составляет четыре месячных фонда оплаты труда…
Известно, что в начале этого года Министерство образования подготовило законопроект “Об обеспечении государственных гарантий права граждан на общее образование”, который передает финансирование школ из районных бюджетов в региональные, ликвидируя тем самым неравенство между “богатыми” и “бедными” муниципалитетами. Ведь не секрет, что на территории любого региона существуют благополучные районы, в которых зарплату платят вовремя, и дотационные, в которых ее задерживают на несколько месяцев, сетуя на пустой бюджет. Последних, кстати, большинство.
На Всероссийском совещании в Кремле учителя поддержали законопроект. Однако с тех пор об этом документе словно забыли. Какова его судьба?
– Законопроект был направлен на обсуждение в различные министерства и получил отрицательные отзывы. Минфин, например, предложил провести сначала эксперимент на одном-двух регионах, а Миннац заявил, что законопроект, цитирую: “ущемляет права органов местного самоуправления”.
– О правах уместно говорить, когда выполняются обязанности. Между тем свою непосредственную обязанность – платить бюджетникам зарплату – многие муниципалитеты просто не в состоянии выполнить. Думаю, что они только рады будут снять ее с себя, пусть даже для этого придется пожертвовать частью своих прав.
Кстати, о правах. Жаль, что нет в России закона, запрещающего платить зарплату ниже прожиточного минимума. Работник имеет на это право. Подобный закон был бы вполне логичен, но совершенно нереален. Посмотрите на Единую тарифную сетку и сравните ставки всех восемнадцати разрядов с прожиточным минимумом. Обратите особое внимание на разряды с седьмого по четырнадцатый. Именно по ним получают зарплату наши учителя.
Для чего же тогда целый департамент корпит над расчетом прожиточного минимума, а правительство ежеквартально обсуждает и утверждает его? Только для того, чтобы дать справочку… С этого года введена новая методика расчета. Как объяснили мне в Департаменте доходов населения и уровня жизни Минтруда, сейчас прожиточный минимум включает в себя три составляющие: продукты питания, промышленные товары и услуги. Что касается прежней методики расчета, то в ней товары и услуги учитывались только как процент от “продуктовой корзины”. Из-за этого нынешний прожиточный минимум “дороже” прежнего в среднем на десять процентов. В Департаменте доходов населения и уровня жизни говорят об этом как о великом достижении, а учителям от этого ни жарко ни холодно. Их продолжают раздражать реклама “Ариэля” под музыку “Школьного вальса” и женщина с кроткой улыбкой, выбравшая для себя этот чудесный стиральный порошок. Раздражает неправда. “Ариэль” учителям не по карману. Как им, бедным, удается хорошо выглядеть – знают только они сами.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии