search
main
0

Балачка,. или Чудо – Атамань

Материал к уроку «Географические открытия в России XVIII-XIX вв.»

Цели: 1.    Расширение знаний об открытии и освоении территории России. Воспитание у школьников чувства гордости за свою малую родину – Краснодарский край, чья история отражает историю великой страны; знакомство учащихся с традициями и образом жизни предков. 2.    Создание своеобразного «моста», связующего разные поколения и позволяющего лучше узнать и еще больше полюбить землю, на которой наши дети родились и выросли. Обращение к метапредметным связям с русским языком и историей.Задачи: на основе презентации об этнографическом комплексе Атамань проследить особенности истории заселения территории Кубани, сделать выводы о природе, населении, его быте, хозяйственной деятельности, религии и культуре. Обратить внимание на формирование особого говора местных жителей, т. н. балачки, и особенности орфографии в письменной речи казаков, попробовать объяснить эти особенности.Актуализация знаний: XVIII век для России – не только век открытий большей части ее европейской территории. Это время правления Екатерины Великой. Именно при ней в результате русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Черном море, к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. В 1792 году Екатерина II жалует казакам земли на Кубани. Это и становится началом освоения будущей территории Краснодарского края.Этнографический комплекс Атамань – музей под открытым небом, рассказывающий об истории жизни казаков, их первых открытиях новых земель, первых достижениях и проблемах.Подведение итогов работы: после комментированного просмотра презентации учитель обобщает знания, ребята делают свои выводы, отвечают на вопросы (по усмотрению учителя). Это могут быть вопросы по слайдам, проверяющие фактическое усвоение материала. Я предпочитаю задавать вопросы, помогающие моим ученикам поразмышлять о том, какая она, наша родина:- Что связывает человека с его далекими предками? – Какие люди заселяли территорию нашего края, кто они были по национальности? – Почему на Кубани сформировалась особая речь, именуемая в народе балачкой? – Как и чем отличается письменная речь казаков-переселенцев? – Распространена ли в Краснодарском крае балачка в наши дни?- Если да, то о чем это свидетельствует: о неграмотности некой возрастной группы людей, живущих на Кубани, или о желании народа сохранить неповторимость своей речи?- Знают ли дети историю своих семей, могут ли утверждать, что история семьи – это история России?- Считают ли они необходимым создавать музеи, подобные Атамани, не только на Кубани, но и во многих других местах России?Как правило, получается очень теплый, «домашний» разговор о себе, о родных, о своей земле и о тех, кто жил на ней много лет назад.Такой урок лучше всего проводить в 8-м классе.В учебнике «География. 8 класс» (авторы – Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский) в §4 «Географические открытия в России XVIII-XIX вв.» идет речь об освоении и описании большей части европейской территории страны.Считаю, что здесь наиболее уместно использовать предлагаемый мною материал об Атамани.Материал к презентацииУникальную казачью станицу Атамань построили на древней земле Таманского полуострова. На территории в 20 га расположились целые улицы, центральная площадь, рынок, сторожевые вышки, мельница, мост, колодцы.Выстроили хаты кузнеца, шорника, винодела, рыбака, пожарного, атамана, казака, оружейника, ткача, писаря с обязательными атрибутами и персонажами. Все хаты покрыты камышовыми крышами, как это делали в старину. Предметы быта, которые посетители могут увидеть в хате, собирали по всему краю. Это посуда, кружева, фотографии, образа, орудия труда казаков. Место строительства этого музея под открытым небом выбрано не случайно: именно здесь 217 лет назад высадилась первая группа запорожских казаков-переселенцев.  Это одна из крупнейших в стране реконструкций под открытым небом. Морской ветер, гулявший еще в VI веке до нашей эры по улицам древнего античного города Гермонасса, дувший более 200 лет назад в лицо первопоселенцам – черноморским казакам, поднимает здесь клубы пыли и сегодня. Еще чуть больше года назад тут было поле, заросшее травой. А сейчас раскинулась станица с 20 подворьями, ярмаркой, трактиром «Цыбулька», мельницей, школой («грамотейней»), часовней Андрея Первозванного. Всего 38 объектов. Каждый муниципалитет края построил по одному – в создании Атамани участвовали действительно всем миром.Здесь наша Кубань в миниатюре. Хочется показать Краснодарский край ремесленным и мастеровым, уйти от стереотипа казаков только как воинов.Кроме казачьих подворий, в станице решили сделать археологический парк «Гермонасса», где будет представлена античная культура. Туристы смогут не просто посмотреть быт кузнеца, шорника или виноградаря, но и попробовать сделать что-нибудь своими руками, а затем забрать поделку домой.             «Здесь наши истоки, наша сила, отсюда пошел наш кубанский характер», – сказал губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев об этнографическом комплексе Атамань. По его словам, здесь должны побывать школьники и студенты, чтобы впитать этот дух, – не может человек любить Россию, не видя свою малую родину.Фактически постройки в Атамани – это имитация, выполненная с помощью современных технологий и материалов. Колодцы и подвалы обозначены лишь надземной частью, так как весь комплекс построен на земле, имеющей важное археологическое значение.Инфраструктура Атамани демонстрирует уклад жизни не только кубанского казачества XIX-XX веков, но и всех деревень юга СССР в послевоенный период восстановления разрушенного хозяйства. Сначала землянка, затем хата-мазанка. Такие избы в деревнях просуществовали до 60-х годов XX века, а может быть, и сейчас еще где-нибудь есть в неперспективной заброшенной российской деревеньке.  Этот уклад жизни помнят ныне живущие, как что-то потерянное. Этим дорог комплекс Атамань, возродивший память недавней нашей жизни.Домашняя утварь еще есть в станицах и деревнях, но увидеть старые утюги, прялки, гончарные станки, керосиновые лампы, котелки, горшки, печные рычаги и ухваты, домашние мельницы и прочее можно только в музеях.Здесь можно и нужно проводить уроки учителям кубановедения, истории, русского языка, географии, православия. Ну а тем, кому далеко добираться до Атамани, предлагаю презентацию, которая позволит увидеть своими глазами уникальное место на территории Краснодарского края. Прим. ред. Презентация размещена на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru в разделе «Методика» в качестве приложения к материалу Елены Давыдовой.​Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №18 города Сочи Краснодарского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте