Задачи урокаОбразовательные:1. Создать условия для усвоения учащимися понятия «фотосинтез», показать его значение для жизни на Земле в доступной для учащихся игровой форме.2. Сформировать представление о фотосинтезе как о процессе образования органических веществ из неорганических.3. Показать космическую роль зеленых растений.
Развивающие:1. Способствовать развитию умений: – применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; – работать с разнообразными источниками информации, таблицами, дополнительной литературой; – выполнять опыты, исследования, вести наблюдения, делать выводы. 2. Способствовать развитию наблюдательности, логического и аналитического мышления.3. Способствовать обогащению и активизации словарного запаса учащихся. 4. Развивать речь, память, внимание.Воспитательные:1. Способствовать воспитанию любознательности, познавательного интереса к изучаемой теме, формировать межличностные отношений при работе в группе.2. Создавать условия для воспитания бережного отношения к растительному миру через осознание величайшей роли растений на Земле, способствовать пониманию личностной значимости изучения биологии.3. Продолжить воспитание коммуникативных навыков в условиях групповой работы.4. Продолжить формирование экологической культуры.Методы: частично-поисковый, проблемный, метод эвристической беседы, метод дидактической ролевой игры, метод развития критического мышления.Ход урокаI. Организационный этапПриветствие учителя, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, эмоционального настроя, проверка готовности рабочих мест.II. Мотивационно-целевой этапУчитель: Великий русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев сказал: «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…»Как вы думаете, что произошло с лучом солнца? Куда он исчез? Ответы детей.Учитель: К.А.Тимирязев продолжил: «В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, наши нервы… Этот луч света согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».Как вы понимаете его слова?Ответы детей.Учитель обобщает ответы учеников.Учитель: Объясните, как вы понимаете высказывание К.А.Тимирязева: «Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта. Луч света – пусковой механизм процесса фотосинтеза, – попав на лист пшеницы, обеспечил процесс, в результате которого образовалось органическое вещество. Человек, съев хлеб из пшеничной муки, получил энергию солнца в измененном виде. И эта энергия позволяет ему двигаться, думать». Ответы детей.Создание проблемной ситуацииУчитель: Мы знаем: чтобы что-то произвести, нужно построить целую фабрику, на которой работает много людей и стоит много станков. Эти фабрики производят одежду, пищу, сладости. Обратите внимание на цветок, что стоит на столе. Посмотрите на его листья. Ну что они могут, беззащитные, безгласные, мягкие и неподвижные? Могут ли они что-либо производить? А что? Как вы думаете? Меж тем сейчас, вот в этот самый момент, в их зеленых недрах бесшумно, незримо совершается один из величайших процессов на Земле!ЦелепологаниеПостановка цели и задач урокаУчитель: А сможете вы сказать, как называется этот процесс?Учитель подводит учащихся к названию темы урока.Учитель: Правильно, тема нашего урока «Фотосинтез». Сформулируйте сами, какие задачи нам предстоит сегодня решить на уроке. Ученики формулируют задачи урока.Технология творческой лабораторииУчитель: Чтобы эффективнее решить задачи урока, вы распределены по группам: языковеды, исследователи, экологи, ученые, химики.Учитель раздает задание группам, объяснят правила работы, дает задание спикерам каждой группы по оцениванию активности работы учащихся в группе. Каждая группа получает свое задание1-я группа составляет синквейн со словами «хлорофилл», «фотосинтез».2-я группа называет химические элементы и молекулы, участвующие в процессе. Составляет формулу фотосинтеза.3-я группа представляет проект «Влияние света на процесс фотосинтеза», выполненный заранее.4-я группа доказывает космическую роль растений.5-я группа делает выводы о значении фотосинтеза.Ценностно-деятельный этап урокаУчитель: Ребята, совершая экскурсию на хлебозавод, вы наблюдали за ходом производства выпечки хлеба. А еще мы прочитали, как в сказочной форме процесс фотосинтеза описан в книге Якова Анатольевича Марголина «Где у растения дом». Мы с вами сейчас посетим вместе его сказочную Страну зеленого листа. А сказочных героев путешествия в Страну зеленого листа сыграют ваши одноклассники.Технология ролевых игрУчитель: У меня в руках черный цилиндр, да не простой – это шляпа волшебника. Мысленно представим, что мы надеваем шляпу и становимся маленькими-премаленькими. И вдруг мы оказались внутри зеленого листочка.Инсценировка сказкиВедущая ученица: Ах, что делается, что творится в Стране зеленого листа! Все крутится, все вертится колесом. Нас сразу же затолкали. Здесь гремит ежедневный праздник – бал и карнавал. Смешные существа, взявшись по трое за руки, несутся в пляске. У каждого на платьице написано имя, чтобы сразу же видно было, кто так хорошо танцует. Вот с нами рядом три плясуна. Герои – два кислорода и углерод: Я Углерод, я Кислород, я тоже Кислород – близнец. Мы завернулись в один карнавальный плащ. На плаще надпись: «Углекислый газ». Всем ясно: мы не просто углерод и два кислорода, а вместе мы Углекислый газ. Ведущая: А откуда они прилетели? Из воздушного океана через ворота-устьица в стенках Страны зеленого листа. Ворота эти специально распахиваются каждый раз к началу бала. А начинается бал, как только первый солнечный луч зажжет розовый фонарик в капле утренней росы…Раз-два, раз-два… пляшет СО2. А вот к нам приближается другая танцующая группа. Смотрите-ка, в ней уже один Кислород и два близнеца-Водорода, это Н2О – обратите внимание, они очень дружные, крепко держат друг друга за руки. Когда Кислород и братья Водороды вместе, тогда они уже не сами по себе, они ее величество Вода.Поет ученица, играющая роль Воды:По стебельку,По стебелькуЯ так старательно бегу,Я так стремительно бегу,Живую силу берегу.Я в лист зеленый Путь держу – Секундой каждой дорожу.Жажду быстро утолюХлорофиллу – королю.Ведущая: Как вода попала на праздник? Через корни и длинные коридоры-стебли. И мелькают, и кружатся множество голубых, черных плащей. И вдруг! Все герои замирают и поют гимн «Хлорофилл здесь правит бал». Под эти звуки выступает хлорофилл.Хлорофилл: Я великий магистр Хлорофилл. Светозарное Солнце избрало меня среди всех, кто был и есть на земле! Светозарное Солнце вселило в меня свою ослепительную силу! Во мне власть золотого луча!Поет ученик, играющий роль Солнечного луча:Луч мой солнечный, лети,Согревая на пути.Лепестки волшебных трав,Листья сонные купав.Ярок огненный восход,Солнца луч коснулся вод.Лучик тоже, как Водица,В лист на бал попасть стремится,Чтоб совсем зеленым былКороль прекрасный Хлорофилл.Хлорофилл: Я дотронусь до Воды, и плащ исчезает (два Водорода и Кислород, поклонившись, разошлись). Я дотронусь до Углекислого газа, и плащ исчезнет (Углерод и два Кислорода разошлись).Ведущая: После этого Хлорофилл взмахнул рукой, и посыпались густым дождем золотые кружочки карнавального конфетти. Каждый кружочек сияет, словно маленькое солнце. Посмотрите: все, пританцовывая, потряхивая колпачками, сдвинулись со своих мест.Водород и его брат-близнец из группы Н2О перебежали к Углекислому газу, и, посмотрите, Хлорофилл дарит им светло-зеленый плащ «Сахар». (Герои становятся друг за другом и танцуют.) Ребята, а какие из партнеров остались? (Два Кислорода.)Хлорофилл кланяется и говорит: Ваш танец закончен, достопочтенный Кислород. Вы можете возвращаться в свой родной Воздушный океан. Без вас там нельзя, без вас не могут дышать ни люди, ни звери.Ведущая: Когда же последний луч Солнца зажигает лиловый фонарик в капле вечерней росы, тогда закрываются ворота-устьица в Стране зеленого листа. До следующего утра затихает в ней ежедневный бал.Работа творческой лабораторииУчитель: Снимем наши шляпы. Вернемся из сказки. В ней, как и полагается, мы с вами многое выдумали. Но, однако, известно: сказка ложь, да в ней намек. А теперь наши группы выполняют задания. И по мере выполнения они докладывают о проделанной работе.Учащиеся работают по следующим элементам технологии: языковеды – критическое мышление, химики, экологи, ученые – социализация, исследователи – защита результатов деятельности.Спикеры групп докладывают о выполнении самостоятельных заданий, предложенных учителем, и передают учителю оценочные листы (лист самооценки, лист оценки каждого участника группы товарищами, лист оценки спикером вклада в выполнение задания каждым учащимся в группе). Рефлексивно-оценочный этап урока. Систематизация полученной информацииУчащиеся делают общий вывод о значимости фотосинтеза на Земле.Заключительное слово учителя.Подведение итогов урокаУчитель: Теперь мы с уверенностью можем сказать: фотосинтез – самый важный процесс, происходящий на Земле. Выдающийся американский астроном Харлоу Шепли сказал: «Фотосинтез – процесс, перед которым мы в вечном долгу».Когда ваша рука или ваших друзей потянется, чтобы сорвать былинку, травинку, листочек, сломать веточку, остановитесь, вспомните, как много пришлось поработать великому Магистру Хлорофиллу.Инструктаж по выполнению домашнего заданияУчитель: Предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание – поразмышлять о фотосинтезе. Вы можете написать синквейн, в котором будут термины по данной теме. Можете составить кроссворд, написать заметку в газету, статью в научный журнал, эссе, песню, стихотворение, нарисовать плакат, рисунок. Или сочинить новую сказку о величайшем процессе на Земле – фотосинтезе.Людмила ЕМЕЛЬЯНОВА, учитель биологии средней школы №135, Снежинск, Челябинская область
Комментарии