Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в разделе развития образования предполагает к 2011 году переход на уровневые программы подготовки кадров, в том числе педагогических.
Переход на систему «бакалавр – магистр» вызывает большие опасения со стороны педагогического сообщества и работодателей. Опасения связывают с потерей значимого компонента профессионального образования – практико-ориентированности. С этой точки зрения программа прикладного бакалавриата как вид программы высшего профессионального образования первого уровня представляется нам более жизнеспособной. Главный ожидаемый результат реализации программы прикладного бакалавриата – диплом бакалавра с указанием профессиональной квалификации. Они должны разрабатываться не по всем педагогическим направлениям подготовки. Основанием для разработки такой программы должна быть реальная потребность рынка в квалифицированных педагогических кадрах.Директора школ предпочитают принимать на работу специалистов с высшим образованием, так как современный работодатель нуждается в педагогических кадрах, обладающих фундаментальными теоретическими знаниями и одновременно достаточным и крайне необходимым практическим опытом. Создание программ прикладного бакалавриата в педагогических колледжах – один из возможных путей решения данной проблемы.Чем интересен прикладной бакалавриат педагогическим колледжам? Такая программа позволит решить такие задачи, как:- преодоление риска потери практико-ориентированности при введении уровневого высшего образования (в качестве главной проблемы эксперты работодателей отмечают разрыв теории и практики в современной вузовской подготовке);- снятие необходимости у образовательного учреждения доучивания выпускников (что будет делать бакалавр педагогики в школе? что он умеет делать?);- снижение риска нетрудоустройства выпускников (выпускники программ прикладного бакалавриата будут более востребованы на рынке труда: сравнительный анализ программ прикладного и академического бакалавриата позволяет сделать вывод о том, что квалификационный уровень определяется в части общей компетенции и отличия отсутствуют, при этом есть отличия в характере умений и знаний – решение практических задач, разработка и внедрение технологий, синтез профессиональных знаний и практического опыта).Главное отличие ОПОП ПБ от углубленной подготовки СПО – усиление теоретической подготовки до уровня высшего образования (180 зачетных единиц), практическая подготовка (60 зачетных единиц, что в 4 раза превышает объем практических занятий по программам академического бакалавриата).В рамках долголетнего сотрудничества с МГПУ в области подготовки педкадров для коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2010 году педагогический колледж №4 вместе с преподавателями вуза попытались участвовать в эксперименте федерального уровня по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях и разработали ОПОП прикладного бакалавриата, связанную с подготовкой кадров для системы инклюзивного образования. Почему мы взялись за это направление? В России наряду с развитием системы специального образования набирает силу процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в детские сады и школы общеразвивающего вида. В системе массового образования должна быть создана специальная образовательная среда для детей-инвалидов, важнейшим компонентом которой является подготовка учителя, тьютора, владеющего технологией работы как с детьми с сохранным развитием, так и с детьми с нарушениями в развитии.Разработка программы прикладного бакалавриата осуществлялась по направлению 46Б «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки – образование лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии, квалификация – бакалавр специального (дефектологического) образования(учитель-олигофренопедагог начальных классов инклюзивного образования) со сроком обучения 3 года 10 месяцев и обеспечивалась следующими документами: лицензией ГОУ ПК №4 на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации специальности 050715 «коррекционная педагогика в начальном образовании», договором о сотрудничестве с МГПУ (факультет специальной педагогики), заявками от потенциальных работодателей, нуждающихся в специалистах для системы инклюзивного образования в начальной школе (у которых возникали серьезные трудности!).Разрабатывая программу прикладного бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в соответствии с ФГОС СПО и ФГОС ВПО, построенными в модульно-компетентностной модели, мы вместе с работодателями определили основные виды профессиональной деятельности учителя начальных классов инклюзивной школы: преподавание по программам начального общего образования для детей с сохранным и нарушенным интеллектуальным развитием; организация внеурочной деятельности и общение младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектуальным развитием; классное руководство в начальной школе и тьюторская деятельность в системе инклюзивного образования; тьюторская деятельность в системе инклюзивного образования; методическое обеспечение образовательного процесса.При разработке проекта основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) прикладного бакалавриата были созданы проекты рабочего учебного плана, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Срок освоения ОПОП прикладного бакалавриата – 4 года – представлен в учебном плане в зачетных единицах (письмо Минобрнауки РФ от 28 ноября 2002 года №14-52-988 ин /13) и в академических часах.В соответствии с ФГОС СПО и ФГОС ВПО при формировании ОПОП прикладного бакалавриата учитывалось следующее:- гуманитарный, социально-экономический, математический и общий естественно-научный циклы состоят из учебных дисциплин;- профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности.Теоретическая часть (циклы дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД) формируется на основе ФГОС ВПО и составляет 50% ОПОП прикладного бакалавриата, практико-ориентированная часть – профессиональные модули в соответствии с ФГОС СПО (30%), вариативная часть – 20%, что обеспечивает фундаментальную теоретическую подготовку и необходимый практический опыт у выпускника-бакалавра.Что нужно сделать для успешной реализации программ прикладного бакалавриата в области подготовки педагогических кадров?Показать работодателю преимущество подготовки ПБ.Привлечь работодателей к формированию запроса на подготовку кадров определенной квалификации. Необходимо привлекать работодателей к определению результатов освоения программы, к участию в руководстве практикой, определению актуальной тематики дипломного проектирования, участию в итоговой аттестации выпускников. Обеспечить подготовку преподавательского состава (курсы повышения квалификации), включение педагогов-практиков в реализацию программ прикладного бакалавриата.Обеспечить материально-техническую и научно-методическую базу, необходимую для реализации программ прикладного бакалавриата.Рациональное использование этого опыта в новых условиях модернизации профессионального образования позволит: обеспечить инклюзивные процессы в московском образовании новыми востребованными кадрами; сократить расходы на профессиональную подготовку (в вузе подготовка педагогов стоит в 2 раза дороже, самая дорогая часть – практика, нет соответствующих кадров: профессор не поедет в школу, не будет готовить студента к практической деятельности; кафедральная система организации учебного процесса в высшей школе не решает эти задачи, но этого и не нужно делать, ведь педагогические колледжи с их колоссальным опытом практической подготовки кадров готовы решать такие задачи); гибко варьировать содержание подготовки в соответствии с потребностями общества; повысить качество профессиональной подготовки за счет глубокой и практико-ориентированной профилизации; повысить заинтересованность студентов в обучении в профессиональном колледже. В федеральном эксперименте по созданию прикладного бакалавриата приняли участие 49 образовательных учреждений (по РФ это очень мало). Среди победителей педагогических колледжей нет. В связи с этим целесообразно включить в региональную программу развития профессионального образования вопрос о проведении московского эксперимента по разработке и реализации ОПОП прикладного бакалавриата. Необходимо учесть, что для разработки такой программы существуют методические рекомендации, у нашего педагогического колледжа есть опыт работы, с которым мы готовы делиться, необходимы организационные условия, обеспечивающие участие образовательных учреждений в данном эксперименте. Кроме того, нам необходимы нормативные документы, регламентирующие процесс реализации таких программ. Виктор РУДИНСКИЙ, директор педагогического колледжа №4, заслуженный учитель РФ
Комментарии