Вчера в Госдуме прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования на фоне выхода нашей страны из Болонского процесса. Приводим самые интересные высказывания.
В дискуссии участвовали ректоры и педагоги, студенты, представители региональных властей, эксперты, лидеры фракций.
Принципы новой системы образования
Глава Минобрнауки Валерий Фальков пояснил, что для успешного развития системы образования нужно уделить внимание всем его ступеням — от школы до вуза. Он напомнил, что у нас есть хорошие традиции по обучению математиков, физиков и инженеров. И эту модель можно распространить на обучение остальных специалистов.
По мнению министра, присоединение России к Болонской системе не привело к автоматическому признанию российских дипломов, поскольку такая работа ведется на основе многосторонних соглашений. Поэтому академическая мобильность должна развиваться на принципах и по модели, которые в первую очередь затрагивают интересы нашего государства, чтобы «мы не стали интеллектуальными донорами других стран».
Сетевое издание «Учительская газета» перечисляло основные принципы развития российской системы образования, которые представило Минобрнауки. В основе новой системы должна лежать нацеленность на решение актуальных задач. Основные пункты, по которым будет выстраиваться система, разрабатываемая на смену Болонской: достижение национальных целей, открытость, фундаментальность, гибкость, практичность и воспитание.
Траектории развития высшего образования
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий высказал мнение, что получение квалификации магистра за 2 года без соответствующей базы во многих областях знаний привело к ухудшению качества образования.
Ректор предложил несколько траекторий развития высшего образования. Первая. Это специалитет: 5-6 лет обучения с получением одной или двух квалификаций. По его мнению, эта траектория приоритетная. В таком формате следует готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.
Вторая. Бакалавр плюс магистр по интегрированным специальностям. Такой формат целесообразен для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Как пояснил Садовничий, подготовку можно прервать после получения диплома бакалавра. Но по статистике МГУ, 90 % выпускников предпочитают именно эту модель.
Третья. Доминирующий на сегодняшний день у нас в стране бакалавриат в четыре года обучения с отдельными правилами приема. Эта модель в первую очередь нужна для иностранцев. Также ректор МГУ подчеркнул, что не должны быть ущемлены права тех, кто учится сейчас.
«Диванное образование»
Спикер Госдумы Вячеслав Володин во время обсуждения вопроса об онлайн-обучении заявил, что «диванное образование в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров может привести к плохим последствиям». Глава Минобрнауки с этим согласился.
«Практическая, проектная деятельность – ее, как ни пытайся, не организуешь удаленно», – отметил Фальков. Он пояснил, что во время пандемии это было самым сложным: будущий инженер не мог прийти на полигон и позаниматься, поработать руками.
С этим согласился и Виктор Садовничий. Он напомнил, что очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ – этим была богата наша страна и это наше будущее. Он отметил, что многие выросли в школах Колмогорова, Седова и многих других. И было очень важно «ходить по коридорам со своим учителем и обсуждать, что делать». Поэтому никакие дистанционные формы этого не заменят, добавил он.
Российские дипломы за рубежом
Валерий Фальков заявил, что студентам не стоит бояться непризнания дипломов из-за выхода нашей страны из Болонской системы. По его словам, на данный момент есть 43 соглашения, на основе которых и принимаются решения. И не было еще ни одного случая, «где бы мы сделали шаг назад».
Убрать слово «услуга»
Ректор Сеченовского университета, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов Петр Глыбочко попросил убрать слово «услуга» из законодательства о медицинской деятельности. «Мы оказываем медицинскую помощь», – приводит пресс-служба Госдумы слова ректора. Володин поддержал это предложение.
Публичной собственностью вузов нужно разрешить пользоваться всем, но с учетом правил, которые установлены на государственном уровне. Такое мнение высказал ректор СПбГУ Николай Кропачев. Также, по его словам, до сих пор в системе высшего образования нет мобильности и единообразия.
Ректор МГЮА имени Кутафина Виктор Блажеев напомнил, что в советское время бакалавр – это незавершенное высшее образование», а магистратура должна быть «дополнительной опцией», ступенькой для карьерного роста.
Это была ошибка
По мнению председателя думского комитета по науке и высшему образованию Олега Смолина, «грубой ошибкой было принудительное введение в России системы «бакалавр–магистр» федеральным законом от 2007 года». Он добавил, что стремиться к международным стандартам нужно только в том случае, если они превышают собственные.
А зампредседателя ГД Петр Толстой заявил, что уже в осеннюю сессию можно выйти на принятие законодательных решений, которые поменяют принципы высшего образования и образования в целом по стране. Он также считает, что необходимо снизить зависимость российских ученых от мнения западного научного сообщества. Депутат призвал не оценивать их достижения по наличию зарубежных публикаций.
Необходимо обратить внимание на нормативы педагогической загрузки, считает первый зампредседателя комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Он подчеркнул, что российские преподаватели должны работать комфортно и продуктивно. А для этого нужно снять «все возможные законодательные, бюрократические барьеры, создать условия для устойчивого развития этой сферы», добавил он.
А по словам руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова, высшее образование должно быть бесплатным везде, особенно первое. На его взгляд, это важно для стратегических отраслей.
Важно не сколько лет учить, а чему и как – такое мнение высказал руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев. Он добавил, что бюджетные средства лучше тратить не на лишний год обучения студентов, а на ремонт общежитий и другие нужды вузов. Нечаев отметил, что разговоры на тему, была ли в нашей стране Болонская система, – это размытый мыльный пузырь. В России стоит проблема качества высшего образования, подчеркнул он.
Комментарии