search
main
0

Бакалавр открывает двери, а магистр следует цели. Болонская декларация не учитывает мнение большинства вузов Европы

Бюрократический нажим чиновников Европейского союза обернулся проблемами для высших школ европейских стран, в том числе и России. К сожалению, многие положения Болонской декларации были составлены без учета мнения большинства вузов Европы. Об этом говорили в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, где прошел международный семинар по проблемам реализации Болонского процесса. На семинаре также рассматривались вопросы гармонизации систем высшего образования на уровне трех ведущих стран: Германии, Франции и России. Особо примечателен тот факт, что впервые эти проблемы были затронуты не на уровне министров образования, а на уровне лучших технических университетов. Инициатором международной встречи стал ректор МГТУ Игорь Федоров.

Требования к подготовке студентов должны быть едиными

Представители ведущих технических школ Франции, Германии и России рассказали о системе высшего образования и национальном компоненте в своих странах. Участники семинара затронули такие важные вопросы, как развитие многоуровневой системы образования, повышение качества образования и мобильность преподавателей и студентов вузов различных стран.

Касаясь проблем развития двухуровневой системы образования по подготовке на степень бакалавра и магистра, вице-президент технического университета Мюнхена, одного из ведущих вузов Германии, профессор Рудольф Шиллинг отметил, что «степень бакалавра – это дверь в более высокие области образования». Данная степень позволяет получить только фундаментальные знания и навыки. В Германии стандартный срок обучения на степень бакалавра составляет от трех до четырех лет. Для особого рода занятий предлагается получение второго диплома на степень магистра, которая углубляет научную подготовку в различных областях. По образному выражению Рудольфа Шиллинга: «Бакалавр открывает двери, а магистр следует цели».

Говорили на семинаре и о взаимном обмене студентов между вузами внутри отдельного государства и за его пределами. Чтобы это стало реальностью, необходимо создать общие требования по подготовке на степень бакалавра. К 2007 году планируется завершить работу по введению стандартов и руководящих принципов в обеспечении качества образования, разработке национальных структур и квалификаций, присуждении и признании совместных ученых степеней, создании возможностей для гибких траекторий обучения. По словам Бориса Сазонова, советника Федерального института развития образования, к 2010 году необходимо обеспечить достаточный уровень автономии вузов, что даст высшим школам возможность развития новых направлений в подготовке специалистов. Следующий важный момент – создание национальной системы квалификации России, основные элементы которой будут направлены на обеспечение качества образования. Еще один блок проблем – официальное признание документов об образовании и ключевые компетенции. С этим же связано и признание базовых принципов европейской системы перезачета кредитов.

Как оценки перевести в кредиты?

Проректор по учебной работе МГТУ имени Баумана Евгений Юдин затронул вопрос о довузовской подготовке. Он подчеркнул, что России нужно брать пример с Франции и Германии, где ведется плодотворная работа по подготовке старшеклассников к обучению в высших школах. К сожалению, в России на этом направлении еще много проблем. Несмотря на введение ЕГЭ, необходимо развивать альтернативные программы для абитуриентов, в частности, предметные олимпиады и творческие конкурсы, подобные программам «Шаг в будущее» и «Космонавтика». Евгений Юдин отметил, что этим программам уже более 15 лет и они обеспечивают МГТУ 10 процентов набора. Студенты хорошо учатся, так как поступили в университет, сделав осознанный выбор. По словам проректора по учебной работе МГТУ, в Государственной Думе РФ идет работа по подготовке законопроекта «О многоуровневой системе образования», параллельно ведется подготовка образовательных стандартов

3-го поколения. Одна из главных задач – расширить подготовку на степень магистра и методически перестроить курс с учетом зачетных единиц, полностью сохранить содержательную часть, а изменить только методику.

Доцент МГТУ Андрей Филиппович рассказал об опыте работы кафедры системы обработки информации по реализации двухуровневой системы образования. В вузе введено новое вспомогательное понятие – «компетенции» на кафедре. По словам Филипповича, компетенция бывает общей и продуктовой. Продуктовая – когда студенты работают применительно к конкретной области специализации (продукту), а общая – когда они способны работать по общему профилю. При этом Андрей Филиппович обратил внимание на то, что «формальный перевод наших оценок в кредиты недопустим».

Акцент на мобильность

Касаясь вопросов мобильности, участники международного семинара подчеркнули, что правительствам необходимо обеспечить крепкое партнерство между европейскими странами. Жан-Карлос Ролон, профессор Высшей Центральной школы Парижа, говоря о проблеме сотрудничества бизнеса и университетов, отметил, что «компаниям необходимы инженеры, которые знают, что нужно сделать, но не знают зачем» (инженеры-бакалавры). Тогда как «инженеры общего профиля анализируют и решают сложные проблемы». По словам Ролона, высокие зарплаты требуют и соответствующего уровеня подготовки специалистов. А здесь-то как раз и важна поддержка правительства, которая позволит обеспечить студентов материальной базой, дающей им возможность быть мобильными.

– Качество образования зависит от того, чего ждут от студентов, от их знаний и способностей, – сказал декан технического университета Мюнхена Удо Линдеманн. – Отсюда следует, что нужны общие данные о процессах подготовки на бакалавра и магистра. Важно учитывать различие в культурах, традициях, а также знание языка. Сегодня здесь сохраняется достаточно сложная ситуация, так как нет соответствующей материальной базы и преподавательского персонала.

Член Европейской ассоциации по обеспечению качества образования Брюно Кюрваль уверен, что цель развития мобильности в Европе – усиление привлекательности высшего европейского образования. Европейская комиссия регулярно проводит собрания по оценке качества образования. По словам Кюрваля, необходимы три оценки качества образования: внутренняя – проводимая самим вузом, внешняя – оценка агентства по контролю за качеством образования и оценка работы самих агентств, чтобы «достичь максимальной достоверности».

Международный семинар в МГТУ имени Баумана показал: активное участие вузов в Болонском процессе необходимо, но при этом следует сохранить все лучшее, что создано национальными системами образования всех стран-участниц. В марте 2007 года решено провести международную встречу трех вузов, на которой, в частности, будут обсуждены проблемы Болонского процесса для конкретной специальности. Также решено выработать критерии взаимного признания программ и стандартов образования по 5 ведущим специальностям трех ведущих университетов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте