Представьте себе концерт. Выступают музыканты, которые играют на домре, скрипке, фортепиано. Звучит классическая музыка. Ничего необычного! Но… В зрительном зале исключительно малыши лет пяти. А сам зрительный зал находится… в детском саду.
В детском садике №5 «Солнышко» города Чудова Новгородской области работает музыкальный руководитель Марина Викторовна Шкаликова. Вместе с преподавателем чудовской детской школы искусств имени В.С.Серовой Еленой Владимировной Римской Марина Шкаликова создала необычную программу. Программа под названием «Концертный зал для самых маленьких» апробируется в «Солнышке» уже третий год.- Мы приглашаем наших воспитанников оказаться в настоящем концертном зале, – рассказывает Марина Шкаликова. – Стать на время зрителем и слушателем концерта или спектакля. Для этого готовятся все необходимые атрибуты: театральный звонок, афиша, билеты.Наша героиня получила образование по специальности «учитель начальных классов» в Боровичском педагогическом училище. Общий стаж работы – почти 17 лет. В «Солнышке» Марина Викторовна работает около 10 лет. Еще в начале трудового пути Марина Шкаликова поняла, что самая интересная для нее педагогическая работа – музыкальный руководитель. Это и неудивительно, ведь она когда-то окончила музыкальную школу сразу по двум отделениям: домры и фортепиано.Самые маленькие дети – самые трудные, наверное, слушатели музыки и рассказов педагога. Внимание еще очень неустойчивое, егозам хочется все время повертеться, задать какие-то вопросы, к тому же еще и не всегда относящиеся к делу. Но зато малыши и самые благодарные слушатели. Потому что, если педагогу удалось заинтересовать их, результат придет практически сразу, а самое главное – умение слушать и понимать музыку, любовь к ней ребята пронесут через годы. Шкаликовой удалось стать для своих дошколят таким педагогом, который влияет на их жизнь.- Очень приятно видеть победы наших выпускников на музыкальных районных конкурсах, знать, что они стали участниками танцевальных и музыкальных коллективов, – делится со мной Марина Викторовна.Педагог имеет возможность оценить результаты своей работы по программе «Концертный зал для самых маленьких». Есть специальная диагностика, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года и позволяет оценить музыкальное развитие детей. Самые важные критерии – эмоциональный отклик на музыку и умение высказывать свое отношение к услышанному – у дошколят, участвующих в программе, на высоком уровне. При этом программа «Концертный зал для самых маленьких» является только дополнением к общей программе музыкального воспитания, реализуемой в этом детском саду.- Обе программы, и основная, и дополнительная, позволяют как выявить наиболее одаренных «звездочек», так и повысить общий культурный уровень всех детей, – поясняет Марина Викторовна. – Дополнительная программа ориентирована на музыкальные произведения, которые даются по основной программе, так что перегрузки дети не испытывают.По программе «Концертный зал для самых маленьких» в течение года проводятся четыре масштабных мероприятия. Главными темами становятся празднование Нового года, юбилейная дата какого-либо композитора, путешествие в страну Сказок и страну Танцевалию. На концерты в детском саду приходят дети из школы искусств имени В.С.Серовой. Дошкольники слышат живую музыку и видят постановки, исполняемые их сверстниками, которые занимаются на разных отделениях школы искусств (скрипка, домра, фортепиано, гитара, хореография).- Все проводимые в рамках этой программы мероприятия подразделяются на музыкальные сказки (роль сказочника исполняет преподаватель) и музыкально-театрализованные представления – спектакли, роли в которых исполняют учащиеся школы искусств, – рассказывает Марина Шкаликова. – Мероприятия сопровождаются музыкальными произведениями, обычно миниатюрами, которые тоже исполняют учащиеся школы. Жанр сказки нами выбран не случайно. Сказка, на наш взгляд, является самой доступной и яркой из всех форм подачи материала, поскольку позволяет развивать у детей дошкольного возраста фантазию, быстро включаться в процесс познания и понимания выбранных тем. Для усиления процесса познания, запоминания материала, как теоретического, так и практического, я предлагаю слушателям зрительный ряд в виде презентаций. Презентации подготовлены к каждому мероприятию и представляют собой подборку из красивых картинок, фотографий. Такое сопровождение формирует у ребенка эстетический вкус, обогащает его музыкально-слуховые представления.Одной из форм деятельности в данной программе являются мастер-классы, которые проводят с воспитанниками детского сада преподаватели школы искусств по скрипке, домре, гитаре, фортепиано. А учащиеся этой школы организуют для дошкольников собственный мастер-класс по бальному танцу. Каждое мероприятие создает новый творческий коллектив, в котором дети учатся взаимодействовать. При проведении занятий дополнительно используются и такие формы, как беседы, игры-загадки, организация выставок детских художественных работ.Еще одна важная задача, которую выполняет программа «Концертный зал для самых маленьких», – воспитание у малышей умения вести себя на публике. Культурное поведение способствует ответственному, внимательному восприятию музыки. Учатся малыши и выслушивать высказывания других детей – педагог Шкаликова обязательно проводит обсуждение после каждого концерта.- Как вы думаете, а полезна ли программа «Концертный зал для самых маленьких» тем детям, которые приходят к вам из школы искусств? – спрашиваю я Марину Викторовну.- Да, ведь ребята не только выступают в роли артистов, показывают свои собственные знания и мастерство, но и общаются. Эта дружба постоянная, творческая.Тесные партнерские отношения между учащимися школы искусств и воспитанниками «Солнышка» – важная отличительная черта программы «Концертный зал для самых маленьких», причем у этого сетевого взаимодействия в данном случае довольно редкая форма.В общий дружеский круг входят и родители. Кроме того что родители дошкольников могут посетить концерты в детсаду, мамы и папы приходят также на занятия двух кружков, которые ведет в «Солнышке» Марина Шкаликова, – танцевального и вокально-хорового. Для любого родителя важна поддержка педагога, и каждый, несомненно, хочет услышать и увидеть, как его ребенок развивается, каковы успехи малыша.Оценивая программу, сама Марина Шкаликова выделяет в ней воспитание в ребенке добрых качеств, эмоционального отклика на музыку, формирование у дошкольников способности воспринимать, понимать и чувствовать прекрасное в окружающем мире. Наиболее эффективным средством обучения педагог считает использование в работе интеграционных технологий. Интеграция здесь позволяет дать детям представление о специфике различных видов искусства – музыкального, изобразительного, литературного. Отличительной особенностью занятий по программе, предполагающих синтез разных видов искусств, является необычная форма их организации. Комплексный подход позволяет развивать у детей фантазию, воображение, интеллект, способность к коммуникации, воспитывает доброжелательное отношение к другу и уважительное отношение к традициям культуры, правилам поведения в общественных местах.- В центре программы – развитие творческого слушания музыки детьми, – отмечает Марина Викторовна. – Оно предполагает побуждение к проявлению различных форм творческой активности: музыкальной, музыкально-двигательной, певческой, художественной. Цель программы – формирование ключевых компетентностей развития детей дошкольного возраста через музыкально-художественную деятельность.Недавно наша героиня с программой «Концертный зал для самых маленьких» заняла первое место в районном конкурсе профессионального педагогического мастерства в номинации «Воспитатель года-2015». Мы поздравляем Марину Викторовну с заслуженной победой и желаем успеха на следующем, областном этапе конкурса. Методический материал Марины Шкаликовой можно прочитать в следующим номере «Учительской газеты».Великий Новгород
Комментарии