search
main
0

Баффало Билл, Чебурашка, песочный лев и все, все, все…. На Большом фестивале мультфильмов детям разрешили заглянуть за кулисы анимации

Большой фестиваль мультфильмов, завершившийся в этот понедельник в столице, – это не только 12 дней, 17 площадок и 350 анимационных картин. И не только возможность увидеть лучшие российские новинки и ленты-обладатели «Оскара», призов Берлинале и прочих международных наград. И не только возможность наконец-то увидеть японского Чебурашку, отечественный мультсериал «Приключения Шерлока Холмса» и премьеру российского же фэнтези-сериала «Тайна Сухаревой башни». Это еще и территория безграничного детского творчества – целых три дня дети вместе с родителями могли почувствовать себя художниками на многочисленных мастер-классах Фабрики мультфильмов, открытой в Культурном центре ЗИЛ. Мы побывали на некоторых площадках БФМ.

Комикс о загробных путешествиях

Лена Очина

В программе фестиваля можно было увидеть анимационные ленты из многих стран мира –  Франции, Италии, Израиля, США. А для открытия была выбрана французско-люксембургская картина «Моя мама в Америке, и она видела Баффало Билла», которую мы бы хотели отметить особо.

Эта мультипликационная история рассказана удивительно талантливыми авторами. Марк Бореаль и Тибо Шатель экранизировали известный во Франции комикс с одноимённым названием. Получилось смешное, камерное, наивное и очень серьёзное кино о детстве, его возможностях и неизбежном взрослении.

Главный герой повествования  –  Жан. С самого начала просмотра к нему проникаешься симпатией.  Он радуется самым, казалось бы, простым вещам – какао-мороженному, приготовленному няней, дурно пахнущему носку дедушки,  с которым он ищет спрятавшегося брата, сфотографированной ноге Деда Мороза. И вместе с тем,  всё, что с ним происходит, он воспринимает по-детски правильно. Жан переживает за то, что из-за стеклянных шариков сломал на заводе папин станок, и туда приезжала полиция, дерётся с братом из-за его упорного самодовольства, благодаря которому успешное состязание было проиграно,  хранит  доверенную ему «тайну» о приходившем к ним во двор женихе няни – пожарном с большими рыжими усами.

Главная же тема в фильме настолько связана с образами героев, их характерами, что едва различима, и от этого она становиться только значимее и трогательнее. Эта тема весьма необычна. Об отсутствии мамы, которая погибла, мы ничего не знаем. Но видим, как девочка Мишель в шалаше из осенних листьев читает Жану открытки от мамы  про её путешествия – о том, с какими птицами и животными она видится, в каких странах сейчас находится (например, в Америке).  Жан восторженно слушает Мишель,  которая,  дочитав очередную открытку, убегает.

В этой картине нет явных отрицательных героев. И даже двоечник-хулиган в итоге плачет, узнав, что его отправят в интернат. Все типажи легко узнаваемы, но в них совсем не прослеживается нарочитых штампов.

В мультике передана удивительно нежная, щемящая атмосфера семейного тепла и любви. Усталый папа Жана, придя с работы, с нескрываемым удовольствием уплетает подгоревшую курицу и говорит: «У вас всё получается вкусно, спасибо», а няня-хозяйка с лёгкой смущённостью благодарит и отводит детей спать. Трогателен и финал: папа с детьми выходит провожать няню перед Новым годом, и она сообщает всем, что выходит замуж. «За папу?» – спрашивает обрадованный Жан. За всеми последующими диалогами: «Нет, за пожарного», репликой Жана: «Она, ведь больше не приедет», и папиным ответом: «Приедет, она обязательно вернётся» – чувствуется что-то несоизмеримо большее, чем просто слова. Поэтому неудивительно, что эта милая и искренняя картина тронула не только малышей.

Тайна человека-носка

Татьяна Ефлаева

Мультики – за этим детским словом стоит огромный труд. Годы и сотни тысяч рисунков, потраченные на десятиминутный фильм, уникальные куклы, сделанные вручную, использование разных замысловатых техник… Юным посетителям Фабрики мультфильмов в Культурном центре ЗИЛ, конечно, не предлагали трудиться от зари до зари, а в легкой и увлекательной форме показали некоторые приемы и техники создания анимации. Это было удивительное путешествие в закулисье волшебства, и неизвестно еще, кто больше балдел от возможности потворить и похулиганить – дитятки или их родители…

В цех песочной анимации было не пробиться – вечером пускали только тех счастливцев, кто записался с утра. Причина такого ажиотажа становилась понятной, когда вы все-таки протискивались в крошечный зал в качестве зеваки и наблюдали, как девушка-аниматор несколькими еле заметными движениями пальцев рисует на запорошенном песком стекле волнующееся море с золотой рыбкой или великолепно-курчавого льва. Результаты ее чародейства были видны на большом экране и совершенно завораживали. И до чесотки в пальцах хотелось оказаться возле подсвеченных стеклянных лотков, чтобы самому попробовать повторить это чудо. У ребят получалось по-разному: кто-то легко освоил прием небрежного просеивания песка (для начала нужно набрать небольшую горсть, и, несильно сжав кулак, просеять песок над стеклом тонким, полупрозрачным слоем) и черчения линий, а кто-то все стирал и снова и снова начинал заново. Я дала себе слово, что попробую с ребенком нечто подобное в домашних условиях – нужны только стеклянный стол или любая прозрачная поверхность (например, верхняя часть упаковки от торта), лампа (ее нужно установить снизу) и песок.

Еще легче повторить дома мастер-класс по сыпучей анимации. Нужен всего лишь стол и несколько пакетиков… с крупой. Рис, гречка, горох, манка – казалось бы, ну что можно с ними сотворить? Оказалось, что угодно – сыпешь горку и формируешь из нее изображение, к примеру, животного. Мой сын «нарисовал» медведя из гречки с глазами-рисинками. Соседи – жирафа из гороха и гречки, кошку из риса и зайчика из манки. Потом мы все дружно стали сдвигать определенную часть тела (лапки, хвост, шею) своей зверюшки в сторону (несколько раз примерно по сантиметру), а потом обратно.

Каждый сдвиг девушка-аниматор фиксировала фотоаппаратом, а по окончании мастер-класса мы смогли посмотреть на экране компьютера, как мишка машет лапами, кошечка виляет хвостом, жираф наклоняет шею, а зайчик прижимает ушки. Вот вам идея, как высокохудожественно развлечь ребенка, пока вы готовите ему кашу! Кроме того, дети просто получают тактильное удовольствие, сжимая в кулачках подобные фактурные материалы.

– Мам, это просто массаж какой-то! – заявила наша соседка за столом.

Конечно, не все мастер-классы были столь просты по исполнению, материалам и оборудованию. В цехе рисованной анимации дети учились самому трудоемкому и скрупулезному процессу анимирования изображения (как ни странно, компьютерная анимация не пользовалась бешеным спросом у детей), у кукольников – работе с куклами, которых можно было заставить говорить и пить чай, в цехе озвучания – применять самые неожиданные предметы для имитации звуков, например, звук спускаемого воздушного шарика идеально подойдет для писка комара. Наиболее сложный процесс съемки мультфильмов для самых усидчивых демонстрировал цех по стоп-моушен анимации на стеклянных ярусах: на самом верхнем ярусе помещали центральных персонажей, на следующем «толпу», на нижнем – фон, декорация. Передвигать обычно понемногу приходится элементы на всех этажах. Получается медленно.

– В среднем я за 10 часов работы 4 секунды мультфильма снимаю, – поделился с нами профессиональными секретами студент-аниматор.

Основам покадровой съемки учились и стар, и млад.

А еще, как оказалось, рисовать можно движением рук – с помощью камеры они превращаются в линии разной толщины, волнистости и цвета, и даже звуком. Персонажей же ребята делали и из пластилина, и из лего, и из самых разных, казалось бы, неприспособленных для этого материалов – носков, перчаток, мусорных пакетов, утеплителей для труб. А в мастерской оптических игрушек каждого учили, как из бумаги и ниток произвести на свет двигающуюся фигурку. Подобные были в ходу еще на старинных ярмарках. Заглянуть на 100-200 лет назад мог каждый желающий – вращающийся аттракцион с деревянными человечками (при взгляде сквозь щели кажется, что человечек бежит) показывал один из первых «мультиков» в истории человечества.

Программа Фабрики мультфильмов оказалась такой насыщенной, что маленьким хитрукам было не до просмотра мультиков. На мягкие пуфы перед экранами как правило сваливались для короткой передышки между мастер-классами. Еще бы: быть творцом интереснее, чем просто зрителем!

Интересно, что первое, о чем спросил меня сын, когда мы только вышли из Фабрики, было: «Мам, а когда следующий фестиваль?».

Фото Татьяны Ефлаевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте