Нина Александровна, как заправская машинистка, почти не глядя, стучит по клавишам, уверенно водит мышью. Последний щелчок, и на экране появляется список презентаций. Открытка к Новому году, странички веселого счета, самодельная книжечка стихов, семейный альбом, где собраны фотографии и отзывы всех членов семьи о прошлогоднем летнем отдыхе. Это лишь немногое из того, что мне предложила посмотреть эта пожилая женщина. Правда, назвать ее пожилой и язык не поворачивается, хотя возраст Нины Александровны Терешиной уже несколько лет как перевалил за пенсионный.
«Вот на старости лет, – смеется Нина Александровна, – увлеклась компьютером. Хотя раньше к технике была абсолютно равнодушна, даже телевизор почти не смотрела». По профессии Нина Александровна – учитель начальных классов, больше двадцати лет отдала школе. Но ушла на пенсию по выслуге, чтобы нянчить внуков. Старшему, Саше, сейчас пятнадцать, он-то и стал причиной необычного бабушкиного увлечения. Собственно, компьютер несколько лет назад родители купили ему с четким условием: никаких игрушек, машина только для учебы. Тогда-то и встал вопрос: чем же заниматься на ПК десятилетнему мальчишке, чтобы не было соблазна увлечься «догонялками» и «стрелялками»? Помог папа – показал, какие картинки можно создавать в программе «Power Point». Уж больно интересно было подбирать разные спецэффекты для текста и рисунков, потом пошли в ход и фотографии. Начинали с презентации в одну страницу, теперь некоторые из них насчитывают и 10, и 20, и 33. Вместе с папой и сыном увлеклась и мама. Даже пятилетняя Настя залезала на колени, требовала показать ей, на какую кнопочку надо нажать, чтобы буковки выползали или вылетали на экран монитора. «Как же было не присоединиться ко всем, – говорит Нина Александровна, – особенно когда родители на работе, а дети спрашивают, как тут сделать, а это зачем. Так и пришлось научиться». Теперь уже можно раскрыть секрет Терешиной, который скрывался по сей день. Как призналась она сама, поначалу до смерти боялась работать на компьютере – а вдруг сделаю что-то не так, и он сломается, а вещь дорогая. Пришлось даже купить учебник и осваивать с азов. Зато теперь бабушка подчас сама подсказывает внуку, как сделать интересней, или хвалится оригинальной заставкой, найденной в интернете, по части экспериментаторства она большой мастак. А с тех пор как младшая Настя более-менее тоже стала придумывать презентации, в семье развернулось настоящее соревнование. «Как же сравниться детям со взрослыми?» – удивляюсь я. «А мы ценим в первую очередь фантазию, выдумку, воспитываем вкус, стремление сделать даже простейшую работу качественно», – вступает в разговор мама, кстати, тоже учительница, только словесности. Это ее стихи собрали дети в электронную книжечку и преподнесли в качестве подарка на день рождения. Гости ахали от восторга: «Не столько от стихов, – смеется Зинаида Евгеньевна, – сколько по поводу презентации ребятишек. Настя набирала тексты, Саша оформлял иллюстрациями – и все под чутким руководством бабушки. И самое главное, что для меня это было полной неожиданностью. После этого я поняла, что мои дети могут быть помощниками и в моей работе. Вместе сделали медиапрезентацию по творчеству Марины Цветаевой, сейчас разрабатываем композицию по «Войне и миру» Толстого. Заинтересовались этим и мои ученики. Одни ищут материалы по теме, а те, что участвуют в технической части, до хрипоты спорят, чей вариант лучше».
Но настоящий праздник был, когда купили модем. Подключиться к интернету настояла… бабушка. Однажды вместе с внуками она гуляла по Большой Покровской (центральная пешеходная улица Нижнего Новгорода. – И.М.) и «глаза наткнулись» на вывеску «Интернет-кафе». Решили зайти и… провели там три часа. Самым азартным искателем информации оказалась Нина Александровна. «Вы знаете, я никогда не думала, что там есть сайты, где публикуются новинки художественной литературы. Именно в интернете мы начали читать Акунина, открыли Татьяну Толстую и многих других современных авторов. Первое время сидели часами – читали вслух. Правда, когда пришел счет за работу в интернете почти на две тысячи рублей, пришлось поумерить пыл. Теперь только если Саше да Насте необходимы какие-то современные материалы для учебы да по электронной почте переписываемся (Саша по обмену ездил в Германию, и в Киеве живут родственники), потому что дешевле обходится. Когда случается что-то неординарное в стране и в мире, просматриваем иногда информацию на лентах разных информагентств – у всех же разные источники, поэтому интересно, как они трактуют одно и то же событие. А когда по России показывали проект «Народный артист», Настя заразила нас всех. Там шел отбор ребят путем голосования телезрителей, в том числе и по компьютеру на сайте программы. Сначала Настя голосовала одна, а когда дошло до десятка претендентов на титул «Народный артист», мы не выдержали и тоже после каждого концерта стали заходить на этот сайт и голосовать, и очень рады, что победил мальчик, которого мы выбирали. Сейчас Саша и Настя увлеклись интеллектуальной телеигрой «Что? Где? Когда?» и почти каждый раз посылают свои вопросы. Правда, пока компьютер не выбирает их задание, но наши ребята не сдаются».
В начале зимы Нину Александровну попросили заменить заболевшую учительницу во втором классе. Хоть и подводит иногда здоровье, все же она согласилась. Но с одним условием: чтобы классу, где она будет работать, предоставили возможность раз в неделю проводить один урок в кабинете информатики. Директор недоумевала – зачем, ведь работа всего на два-три месяца, но согласилась. А Нина Александровна добавила в традиционную систему обучения математике, русскому языку и развития речи новые элементы. Вместе с учениками рисовала задачки, составляла словесные картинки, путешествовала в сказку – и все это на компьютере.
Увы, столь плодотворный интерес в области информационных технологий единичен в педагогической среде. И это не потому, что учителя консервативны или не хотят постигать новое. Все без исключения педагоги – участники социологического среза, проводимого в Нижегородском региональном центре Федерации Интернет Образования и нескольких школах Нижнего Новгорода, считают, что, безусловно, очень нужно, чтобы ПК стал постоянным инструментом в учебном процессе по каждому предмету. Работать творчески мешает забота о хлебе насущном – как прожить, прокормить семью на такую маленькую зарплату. Вынужденные часы сверх ставки ради денег, и потому нехватка времени на более качественную подготовку к урокам, невозможность приобрести компьютер из-за финансовых трудностей – основные причины, называемые педагогами Нижнего Новгорода и области. Неумение пользоваться ПК – уже редкость среди нижегородских учителей. Наличие различных курсов, в том числе и по повышению квалификации, позволяет восполнить этот пробел. Те, у кого дома есть ПК, а таких около 10-15 процентов из числа опрошенных, практически ежедневно садятся за машину. Реже, как говорят сами респонденты, по необходимости используются школьные компьютеры. Кто-то недостаточно хорошо владеет навыками пользователя, боится испортить технику, не хватает времени. Встречаются и единичные случаи, когда сами руководители образовательных учреждений запрещают педагогам работать на компьютере. Самое распространенное применение ПК учителями – набор текстов. Этим занимаются практически все из опрошенных, кто использует «умные машины» в подготовке к урокам. Меньшинство составляют тесты и контрольные билеты, делают таблицы, диаграммы, наглядность. Немногие выполняют презентации, работают с базой данных, ищут информацию в интернете. С выходом во Всемирную сеть дела обстоят еще хуже. Если в Нижнем Новгороде такое в школе и дома могут позволить себе лишь немногие учителя, то уж про область и говорить не приходится. Приятно удивила Вазьянская СОШ – сельская школа в Спасском районе. Учителя здесь редко, но просматривают в интернете ленты новостей.
Все упирается в финансы, говорят педагоги. Самой школе не под силу в нынешних условиях оплатить возможность выхода и работу во Всемирной паутине, и если в областном центре сложно найти спонсора, готового раскошелиться на эти расходы, то в селе и подавно такое не под силу.
Нижегородских учителей, имеющих действующий электронный адрес, не так уж и много, и их можно разделить на две категории. Одни, как правило, работают в продвинутых учебных заведениях, славящихся своим опытом работы и связанных партнерством с отечественными и зарубежными аналогичными ОУ. Другие – это творческие люди, подчас не нашедшие поддержки в родном коллективе, но не желая вариться в собственном соку, сами выходят на контакт с единомышленниками. В школах области такой процесс, как переписка по электронной почте, лишь в стадии зарождения.
Статистика по Нижегородской области в этом направлении не ведется, поэтому по нескольким соцопросам среди педагогов сложно определить достоверную картину происходящего. Однако можно рассчитывать на оптимистичный результат в сфере продвижения информационных технологий. Практически все опрошенные показали, что среди их коллег есть более сведущие, чем они, пользователи ПК. И это не только учителя информатики.
Нижний Новгород
Комментарии