Помните «Алхимика» Пауло Коэльо? Нужно осознать свою стезю, и тогда все внешние силы будут помогать на твоем пути. У моего собеседника никогда не было разочарования в избранной судьбе. Хотя мог бы стать переводчиком, жить сейчас за границей, как многие его однокурсники и выпускники. Геннадий Петрович Рябов – ректор Нижегородского государственного лингвистического университета.
«поездишь по заграницам, мир увидишь» в инязе сбылось. С такими поездками связаны многие международные программы, появившиеся в вузе, который сотрудничает более чем с 30 зарубежными университетами и общественными организациями. Международные связи давние, но бурное развитие они получили, конечно, после «открытия» города. Зарубежные партнеры НГЛУ всегда считали парадоксальным, что институт иностранных языков существовал в «закрытом» городе без общения с иностранцами, тем более когда они видели уровень подготовки студентов. Возможно, именно эта парадоксальная ситуация и заставила нижегородцев создать уникальную для России методику обучения иностранным языкам. К тому же здесь всегда считали невозможным изучать язык, не зная культуры изучаемой страны, и созданные на базе НГЛУ языковые центры называют сейчас, как правило, культурно-образовательными. Сегодня их девять: немецкий, французский, американский, австрийский, турецкий, испанский, итальянский, японский и российский.
После лекции – аплодисменты
По сути, место учебы для Рябова выбрала бабушка: «Слышала, что в Горьком открывается переводческий факультет…». Она и не подозревала, какую услугу оказывает и этому вузу, и этому незнакомому доселе городу. Окончив школу в районном центре Куйбышевской области, в 18 лет Геннадий Рябов отправляется в город Горький, где не было ни родственников, ни знакомых. В 1963 году будущий ректор стал одним из первых студентов переводческого факультета иняза, тогда Горьковского педагогического института иностранных языков им. Н.А.Добролюбова.
Учиться было интересно, и, видно, что-то такое заметили в нем, если в конце четвертого курса Рябову предложили заменить заболевшего педагога. Так студент пятого курса одновременно стал и преподавателем на первом. Институт Геннадий Петрович закончил с красным дипломом и… согласился на предложение остаться в вузе.
Популярная в советские времена фраза «от рабочего до директора» в определенной степени и про него. С 1968 года Рябов работал здесь преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета, проректором по учебной работе, ректором. Кстати, он и сейчас ведет занятия по практике языка и перевода на той же кафедре, где и начинал свой профессиональный путь. Читает и курс лекций по страноведению США, и студенты говорят, что Рябов – один из лучших преподавателей России по этому предмету. Геннадий Петрович смущается: «Наверное, моя любовь к предмету передается и студентам. Конечно, приятно слышать, когда в конце лекций раздаются аплодисменты! Вообще нынешние студенты отличаются от студентов – нас, и они мне очень нравятся. Они более целеустремленные и менее зависимые от всех».
Ни преподаватель, ни тем более декан, считает Геннадий Петрович, не должен быть грозой студентов. «Должен быть отцом, помощником, конечно, строгим, – наказывать тоже приходится. Мало ли что в молодости бывает – от любви и занятия пропускают, и учатся плохо, – важно понять, почему, и тогда надо простить и помочь. У меня была масса таких примеров во время работы деканом». Бывшие студенты приезжают в НГЛУ на встречи выпускников, и Геннадий Петрович видит, какими интересными людьми они стали. Многие выпускники благодаря Рябову выбрали учительскую стезю – десятки лет работают в школе, становятся директорами – и ничуть не жалеют о несостоявшейся переводческой карьере.
Синдром «вселенской вины»
Ректором Геннадия Петровича в 1988 году избрали единогласно – тогда это были первые демократические выборы. Как говорят коллеги, он – настоящий руководитель. Советов не избегает, к мнению специалистов прислушивается, но решение, и, как потом оказывается, единственно правильное, принимает сам. У многих начальников такого ранга замечаются нотки превосходства – Рябов не таков. Тактичный, выдержанный, скорее мягкий, чем авторитарный, для него важно не заставить подчиненного выполнить приказ, а сделать так, что сам сотрудник убеждается в собственном авторстве какой-то идеи или программы. «Мне авторство не важно, – говорит Геннадий Петрович, – важно достижение цели». И, как выяснилось, «живет» в Рябове подчас «синдром» вселенской вины», потому самый тяжелый для него день – среда, когда в приемные часы по личным вопросам приходят сотрудники, студенты и нужно не только попытаться взять на себя их заботы, но и решить. Поэтому слова «Спеши делать добро» как нельзя больше подходят этому человеку.
К тому же, утверждают сотрудники НГЛУ, Геннадию Петровичу присуще чувство новизны, он словно знает, что надо сделать в университете сейчас, чтобы в будущем стало еще интересней, еще лучше. Не зря о нижегородском инязе идет молва как о примере наиболее удачного заимствования и внедрения в российском вузе передовых образовательных технологий западных университетов. Например, именно в НГЛУ впервые в Нижнем Новгороде была введена система дисциплин по выбору, широко распространенная в американских университетах, когда для диплома студенту необходимо сдать, допустим, десять экзаменов, которые он выбирает из «банка данных» в сотню дисциплин. Как отмечает ректор: «Мы сделали акцент на культурологический цикл. И учитель, и переводчик должны быть широко эрудированными людьми плюс психологами и актерами. И я заметил: наши студенты не ограничиваются минимумом, положенным для диплома».
Сейчас много говорят о Болонской декларации, к которой Россия присоединилась в сентябре 2003 года. Лингвистический университет уже несколько лет назад начал работать по программе «Темпус», когда университеты Италии, Франции, Нидерландов, Германии и наш, нижегородский, сопоставили образовательные программы и договорились о признании оценок по некоторым дисциплинам.
Предсказание бабушки
Предсказание бабушки «поездишь по заграницам, мир увидишь» в инязе сбылось. С такими поездками связаны многие международные программы, появившиеся в вузе, который сотрудничает более чем с 30 зарубежными университетами и общественными организациями. Международные связи давние, но бурное развитие они получили, конечно, после «открытия» города. Зарубежные партнеры НГЛУ всегда считали парадоксальным, что институт иностранных языков существовал в «закрытом» городе без общения с иностранцами, тем более когда они видели уровень подготовки студентов. Возможно, именно эта парадоксальная ситуация и заставила нижегородцев создать уникальную для России методику обучения иностранным языкам. К тому же здесь всегда считали невозможным изучать язык, не зная культуры изучаемой страны, и созданные на базе НГЛУ языковые центры называют сейчас, как правило, культурно-образовательными. Сегодня их девять: немецкий, французский, американский, австрийский, турецкий, испанский, итальянский, японский и российский.
Не случайно в область научных интересов профессора Рябова помимо филологии, теории и практики перевода, страноведения Великобритании и США, образовательного менеджмента входит методика преподавания иностранных языков и перевода. В российских и зарубежных изданиях опубликовано более 150 научных и научно-методических работ, написаны учебники для вузов и школ.
Сегодняшние звания и регалии Геннадия Петровича, а их у него много, свидетельствуют о большом жизненном успехе, достигнутом благодаря таланту и трудолюбию. А два года назад Рябов стал первым россиянином, награжденным в Австрии медалью «За международное сотрудничество в области культуры».
Столь насыщенная профессиональная жизнь теснейшим образом переплетена с интересами моего героя. Порой удивляешься: и как же при всей своей занятости он успевает читать новинки литературы, не пропускать художественные выставки, основную массу концертов в филармонии да следить за всеми премьерами в театрах. Увлечение живописью привело к тому, что в НГЛУ постоянно проходят выставки, и не только местных художников. Именно ректор стал инициатором проекта «Музыкальные вечера в НГЛУ», в котором участвуют лучшие исполнители – отечественные и зарубежные. Первый абонемент «Музыка стран изучаемого языка» стал как бы живым музыкальным дополнением к теоретическому курсу страноведения. А студенческий хор процветает здесь уже больше десяти лет. Геннадий Петрович восхищается энтузиазмом его руководителей, усилиями которых этот коллектив стал лауреатом конкурсов «Поющая Россия», «Студенческая весна-2000». «Они и меня провоцировали петь, – смеется ректор, – но я свое пение характеризую как домашнее. Мы с женой поем романсы, русские…» Вообще в университете атмосфера дружной семьи, и для меня на самом деле это семья, ведь большая часть моей жизни – здесь. И все же я, наверное, не смог бы сделать того, что есть, без своей малой семьи – домашней».
Свою любовь Геннадий Петрович встретил тоже в инязе. Ксения Марковна – дочь известного в нашем городе музыковеда и оперного режиссера Марка Валентинова. Так что тяга к музыке, живописи в этой семье и от супруги, с которой они уже тридцать пять лет вместе.
Мечта профессора
…В планах у Геннадия Петровича – создание университетского комплекса, в который для проведения эксперимента будут входить и детский сад, и начальная, средняя школа, и педагогический колледж – все для того, чтобы на практике осуществить реализацию принципа ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь». Хотя и с определенными трудностями, но строится на внебюджетные средства еще один учебный корпус, который замкнет каре остальных зданий НГЛУ, а внутри создавшегося пространства (есть такая мечта у профессора Рябова!) – дворик с садом, цветниками, скамеечками. И если удастся совместный проект со специалистами и студентами архитектурно-строительного университета, то появится в этом уголке отдыха и небольшая часовня в память о Верхнепосадском Троицком храме, который здесь когда-то стоял.
Нижний Новгород
Комментарии