search
main
0

Бабаевский шоколад – два века качества

Фабрика “Бабаевская” – старейшее кондитерское предприятие России.
Сегодня в гостях у редакции президент ОАО “Кондитерский концерн “Бабаевский” кандидат технических наук Сергей Михайлович НОСЕНКО.

– Сергей Михайлович, расскажите, как вы попали на “Бабаевскую”? И немного о себе…
– Родился на Кубани в 1952 году. Отслужив в армии, поступил в Московский технологический институт пищевой промышленности на механический факультет. Специальность – инженер-механик. Работал на хлебобулочном комбинате им. Зотова, кондитерской фабрике “Большевик”, в торгпредстве Советского Союза в Швеции. Какое-то время серьезно занимался наукой. Защитил кандидатскую диссертацию. В 1995 году был назначен на должность генерального директора кондитерской фабрики АО “Бабаевское”.

– Читателю, наверное, будет интересно узнать об истории фабрики…
– Наша история начинается с небольшой кондитерской мастерской, основанной в 1804 году. Статус фабрики производство получило при Алексее Ивановиче Абрикосове – московском купце I гильдии. С 1880 года фабрика стала известна и в России, и за ее пределами как “Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей”.
С 1900 года “Товарищество” получило право на упаковке своей продукции указывать: “Поставщик Двора Его Императорского Величества”. Это был своего рода “знак качества”. После 1917 года предприятие стало носить имя революционера Петра Бабаева. В августе этого года головному предприятию, теперь уже концерну “Бабаевский”, исполняется 197 лет.
Наш девиз – “Два века качества”. Качество продукции, как я его себе представляю, – это здоровье нации. Россияне смогут почувствовать себя здоровее как физически, так и духовно, если их ежедневный рацион будут составлять высококачественные продукты питания.

– Когда и почему был создан концерн?
– В 1995 году благодаря сотрудничеству с “Инкомбанком”, инвестировавшим значительные средства в модернизацию производства, наше предприятие превратилось в концерн “Бабаевский”. К нам присоединились Сормовская кондитерская фабрика в Нижнем Новгороде, Челябинское объединение “Южуралкондитер”, Новосибирская шоколадная фабрика и московский “Рот-Фронт”. Преимущества объединения очевидны. Мы сформировали общую торговую и сбытовую сеть, автохозяйство, единую исследовательскую лабораторию. Мы не только помогаем друг другу. Известно, что на сегодняшний день могут выжить и противостоять конкуренции только крупные объединения. Поэтому нами сформулирована цель – вытеснить с отечественного рынка иностранных конкурентов. Не хвастаясь, замечу: до определенной степени нам это уже удалось сделать.

– Известно, что в разгар рекламной кампании “Сникерса” и “Марса” вы выступили в СМИ, заявив, что эти продукты не могут называться шоколадом и даже сладкими батончиками. Что стояло за этим заявлением?
– Желание сказать людям правду. Ибо одурачить потребителя мощнейшей рекламой несложно. “Сникерс” и “Марс” – обыкновенные батончики, покрытые не “толстым-толстым слоем шоколада”, а дешевым шоколадозаменителем, изготовленным на основе недорогих пищевых жиров. Кстати, на период “опробования” зарубежных диковинок пришелся рост кишечно-желудочных заболеваний. Особенно среди детей. Это медицинский факт.

– Чем было вызвано столь интенсивное нашествие на отечественный рынок импортных кондитерских изделий?
– Начиная с первой половины 90-х годов кондитерское производство стало испытывать жесточайший кризис. Сократились объемы производства. Сказалось все: политическая и финансовая неразбериха в стране, неумение работать в рыночных условиях. Главный принцип советской торговли – “бери то, что дают, а то и этого не будет” – перестал работать. Во второй половине 90-х годов в какой-то момент западная кондитерская продукция стала вытеснять отечественную. Мощнейшая реклама и отсутствие каких-либо ввозных пошлин на продукты питания всецело способствовали этому процессу. Однако затем ситуация на рынке изменилась. Экспансию “марсов” и “сникерсов” удалось остановить.

– И все-таки в чем отличие “бабаевского” шоколада от тех же “Сникерсов”?
– Наш фирменный шоколад не просто соответствует всем отечественным и мировым стандартам, но и по ряду параметров их превосходит.
Во-первых, он производится исключительно из натуральных, экологически чистых продуктов. Во-вторых, при производстве шоколада мы вообще не используем заменители (хотя даже международные нормы допускают использование до 5% заменителя какао-масла – главного компонента, определяющего качество продукта), а также вредные для организма консерванты.
Все исходные продукты – какао-бобы, фруктовое пюре, молоко, крахмал, сахар, орехи – подвергаются тщательной проверке на соответствие ГОСТу.

– Вообще-то диетологи советуют не злоупотреблять шоколадом. В связи с этим вопрос – чем же полезен этот продукт?
– Насчет злоупотребления – совершенно верно. Однако почти любой продукт при неумеренном его потреблении вреден для организма. Что же касается шоколада, то я с ходу готов перечислить его полезные качества. Во-первых, это мощный источник энергии. Недаром он входит в рацион полярников, летчиков и тому подобных. Во-вторых, содержащийся в шоколаде компонент – теобромин служит защитой для сердца. Далее. Шоколад прекрасно снимает стресс. Медики утверждают, что 50 граммов этого продукта снимают усталость, повышают настроение. Шоколад прекрасно стимулирует умственную деятельность. И здесь я очень рекомендую “Бабаевский” с цельным орехом – фундуком, миндалем. Так что, если вам предстоит напряженная умственная работа, съешьте кусочек “Бабаевского” с ореховой добавкой. Что еще? У кондитеров существует профессиональный рецепт лечения ангины. На стакан чая берется ложечка какао-масла. Очень помогает.

– Вы принципиальный сторонник отечественных продуктов питания?
– Безусловно. К тому же я считаю, что именно производство пищевой продукции выведет нашу страну из кризиса. Другие страны “выезжали” на таких отраслях, как автомобилестроение, туризм и так далее. Однако еще мудрецы говорили: “Лучше делать еду, она нужна всем и всегда”. И именно благодаря “еде” многие государства становились богатыми. У нас даже был период, когда оборот кондитерского холдинга был сравним с оборотом, например, крупного нефтяного объединения.

– Существует ли система продвижения продукции на рынок?
– Когда я пришел на предприятие, то увидел, что такой системы нет. Работали несколько товароведов, занимавшихся этим в меру своего понимания. Я понял, что так работать нельзя. Вскоре на фабрике были созданы отделы рекламы и маркетинга, торговли, сбыта. Мы набрали профессионалов. Плюс к этому со временем сформировалась сеть торговых домов по России и многим союзным республикам. Торговый дом является структурным подразделением предприятия, представляющим наши интересы в данном регионе. Через него мы не только реализуем продукцию, но и получаем информацию о том, кто наши конкуренты, что они предлагают и так далее.
Работа с торговыми домами имеет целый ряд преимуществ: большие скидки для оптовиков, уменьшение расходов на транспорт за счет покупок продукции в своем регионе, возможность предварительного заказа и приобретения всего ассортимента концерна в одном месте.
Кстати, торговые дома существовали еще в царской России, принося их владельцам большие прибыли. Так что наши торговые дома – это возвращение к опыту предшественников, к “абрикосовским” корням.

– Расскажите о фабричном лицее. Какова его задача?
– Наше предприятие – единственное в отрасли, которое имеет лицей (техникум), готовящий специалистов для всех участков концерна. Помимо хорошей общеобразовательной подготовки ребята получают профессию и соответственно проходят практику на нашем предприятии. В общем, готовим для себя кадры.

– Сергей Михайлович! Не секрет, что основная ответственность за работу предприятия ложится на плечи руководителя. В связи с этим вопрос – каков ваш стиль руководства? Существует ли, на ваш взгляд, критерий эффективного руководства?
– По складу характера я – лидер. Но для меня лидер – это не тот, кто способен подавлять людей своей волей, а прежде всего тот, кто умеет увлечь людей, повести их за собой. Не технологии, а именно человеческие возможности являются определяющими в достижении поставленных целей. Руководство – это не только знание производства, но и общение с людьми. Я постоянно нахожусь в курсе того, что происходит в том или ином подразделении, руководствуюсь принципом “каждая минута, которую я уделяю моим сотрудникам, – это выгодное вложение времени”. Я стараюсь найти подход к каждому – будь то начальник отдела или работница цеха. И здесь у меня один принцип – уважение к личности подчиненного. Если же говорить о критерии эффективности руководства, то я могу привести пример из области искусства. Известно, что во главе оркестра стоит дирижер. Представьте ситуацию – начинается концерт, а дирижер не может выйти на сцену. Допустим, в последний момент ему стало плохо… Так вот, если дирижер на репетиции сумел выполнить свою задачу, то в критический момент оркестр сыграет произведение сам, без дирижера. То же самое и на производстве. Если в твое отсутствие все идет нормально, без ЧП и сбоев, то это, наверное, и есть главный критерий эффективности твоего руководства.

– Какие качества вы цените в тех, кто непосредственно работает рядом с вами?
– Этих людей я хорошо знаю. Все они – профессионалы высокого уровня. В первую очередь я ценю в них стремление работать неформально. Они не просто “отбывают” положенные часы, а работают с полной отдачей. Я ценю в своих сотрудниках широту знаний, способность ясно видеть проблемы и уметь находить их решение, готовность брать на себя ответственность, а не перекладывать ее на других.

– Что вы не приемлете в людях?
– Ложь, лицемерие.

– Каков ваш подход к конфликтным ситуациям?
– Считаю, что одно из достоинств руководителя – это умение предотвращать конфликтные ситуации, и я стараюсь их предотвращать. Тем не менее, если конфликт уже возник, моя задача его погасить. И не просто погасить, а помочь найти конфликтующим сторонам такую позицию, которая снимет возникшие противоречия и приведет людей к согласию. К слову говоря, каких-то серьезных конфликтов на нашем предприятии, по крайней мере в последнее время, я не припомню.

– Существуют ли, на ваш взгляд, какие-то принципы, придерживаясь которых, человек может достичь профессионального успеха?
– Их два. Первый – выбор приоритетов, умение сосредоточиться на главном, отбросив все второстепенное. Второе – упорство в достижении поставленной цели.

– Последний вопрос. Для вас работа – удовольствие, способ зарабатывания денег, смысл жизни… Что?
– Безусловно, и то, и другое, и третье. А главное – громадная ответственность перед людьми.

Александр ГУШАНСКИЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте