Самоуправление понимается прежде всего как умение управлять самим собой, своими действиями, своими поступками. А это гораздо труднее, чем управлять другими людьми. Человек очень часто идет по пути реализации своих желаний: «я так хочу», «мне так нравится», а не по велению здравого рассудка: «так надо», «я должен это сделать», «я обязан так поступить», «мне трудно так поступить, но это полезно и для меня, и для других». Наиболее высокая степень управления собой, своими поступками – это осознание того, что ты несешь ответственность за то, что делаешь, отдаешь себе отчет в том, каков будет результат после принятия твоего решения и его осуществления.
Наверное, каждый человек прежде чем брать на себя обязательства управлять другими, должен научиться управлять самим собой. Думается, что и тому и другому учит школьное самоуправление, если только оно не подчиняется полностью и не контролируется администрацией школы и педагогами. Если бы сами ребята решали, как школьную жизнь устроить так, чтобы всем без исключения было удобно и комфортно учиться, удобно и комфортно вести уроки, родители отправляли бы своих детей на занятия со спокойной душой.
Сегодня во многих школах страны есть ученический парламент, есть избранный президент. Однако далеко не всегда эти органы ученического самоуправления вполне самостоятельны. Мне вспоминается письмо двух девочек из Алтайского края, в котором они писали о том, что в их школе есть парламент и, естественно, руководителем его избран директор школы. Юные авторы подобных писем считают вполне нормальным явлением, когда директор или кто-то из учителей руководит школьным парламентом, то есть полностью подчиняет его своей воле, диктует ученикам правила школьной жизни.
Очень жаль, что сами дети, изучая граждановедение или право, не усвоили, каким должно быть ученическое самоуправление, как должны строиться взаимоотношения учеников и педагогов на демократических основах.
И все-таки хочется верить, что такое искаженное представление о настоящем самоуправлении не свойственно большинству детей и что сами учителя отдают себе отчет в том, что они готовят граждан не для авторитарного государства, а демократического.
Вспоминается другой случай, рассказанный замечательным педагогом, завучем гимназии №23 г. Саранска Майей Яковлевной Коляденковой.
Их школа готовилась к выборам президента. Несколько партий выдвинули своих кандидатов. Это были лучшие ученики, активные, принципиальные, умеющие отстаивать интересы других ребят. Однако среди кандидатов неожиданно оказался мальчик, который и учился неважно, и вел себя вызывающе, но пользовался среди некоторых сверстников популярностью. Он был сыном одного из местных бизнесменов. Этот мальчик пытался убедить голосовать за него не хорошо продуманной программой реальных дел, а путем прямого подкупа избирателей. Многим ребятам предлагал по 10 рублей, чтобы они за него проголосовали.
Майя Яковлевна тогда призналась, что, нарушая принцип полной независимости избирательной кампании, она вынуждена была прийти в школьный избирком и выразить свое возмущение тем, что члены его допустили регистрацию такого недостойного кандидата. Ребята тут же напомнили завучу о своей независимости и обещали, что сами во всем разберутся. Опасения ее не подтвердились. По результатам голосования президентом гимназии был избран достойный ученик.
Хочу привести высказывания ребят из разных школ России о том, каким, по их мнению, должно быть самоуправление в школе и что оно им дает. Сначала сообща выяснили, кто должен писать законы или правила школьной жизни. Одни были уверены, что устав, правила школьного уклада должны создавать учителя, потому что они более компетентны, лучше знают, что нужно, чтобы всем было хорошо. Однако большинство участников дискуссии пришли к выводу, что в составлении правил должны участвовать все – ученики, учителя, родители. Таня из Нижнего Новгорода считает, что школа – это маленькое государство, которым следует управлять на основе демократии: избранный парламент, президент на альтернативной основе из состава учащихся.
И тут возник спор. Кто-то предложил, что учителя, мировоззрение которых сформировалось еще в советское время, не могут участвовать в этом процессе. Но с ними не согласились, потому что при демократии не может быть дискриминации, каждый имеет право на собственное мнение. Однако оно не должно быть истиной в последней инстанции. И правила или законы в школе нужны, потому что благодаря им ребята с детства привыкают быть законопослушными. Они формируют такую привычку. Так же, как и участие в выборах воспитывает активного избирателя. Эти навыки не приобретаются, если дети только знакомятся с теорией, а на уроках, на практике их не используют.
Это обсуждение закончилось тем, что большинство пришло к мнению, что еще в школе нужно научиться проявлять гражданскую позицию, самим создавать законы, пока только школьные, со всей серьезностью относиться к выборам парламента и президента, участвовать в установлении демократического уклада. Каждый сам творит свою судьбу, и этому надо учиться с детства.
Школьное самоуправление – это особо важный момент в становлении юных граждан. Это в значительной степени игра, но игра, когда дети исполняют свои роли со всей ответственностью, игра, в которой они самостоятельны, когда они сами отвечают за свои действия, свои решения.
В конце прошлого года заместитель директора Федерального центра гражданского образования Александр Прутченков организовал II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Ученическое самоуправление: проблемы функционирования и перспективы развития». В отличие от приведенного выше детского обсуждения это был большой, обстоятельный разговор как тех, кто накопил значительный опыт в этом отношении, так и тех, кто только делает первые шаги.
Мне удалось побеседовать с несколькими участниками этой конференции. Они поделились своими мыслями по поводу важности этого направления, органично вошедшего в школьную жизнь.
Валентина Талашова, заведующая кафедрой Вологодского института развития образования, руководитель Центра гражданского образования, рассказала о том, как в их регионе проходит региональный конкурс ученического самоуправления, которому вот уже несколько лет. Если в первый год было отобрано всего две лучшие работы, то во второй их стало уже десять. Постепенно теперь он становится все более массовым.
Какие проблемы в ученическом самоуправлении тем не менее существуют? Валентина Александровна называет прежде всего частое непонимание этого явления всеми участниками учебного процесса, и прежде всего учителями и директорами школ. К сожалению, многие модели ученического самоуправления и разрабатываются, и внедряются самими педагогами, которые не учитывают инициативу детей. Валентина Александровна, подводя итоги трехдневной работы этой конференции, пришла к выводу, что и другие регионы все еще находятся в состоянии поиска. Дети, которые участвовали в ток-шоу, устроенном организаторами конференции, не до конца осознают, в чем состоит роль и для чего им самим нужно самоуправление.
По ее мнению, в системе институтов развития образования необходимо ввести серию занятий по ученическому самоуправлению, который будет преподаваться не только директорам школ и завучам по воспитательной работе, а всем учителям. К сожалению, далеко не все педагоги поняли смысл и цели государственного общественного управления школой.
– Я, как организатор областной акции «Я – гражданин Российской Федерации», вижу теснейшую взаимосвязь проекта «Гражданин» и школьного самоуправления и неоспоримую важность этих направлений для гражданского образования школьников в целом. Только благодаря им наши дети почувствуют и жажду деятельности на благо общества.
Александра Копылова, ведущий специалист отдела воспитания Министерства образования и науки Бурятии, тоже уверена, что ученическое самоуправление имеет первостепенное значение для воспитания сегодняшних детей. Педагоги Бурятии на протяжении трех лет занимаются этой проблемой. В республике есть две школы, которые победили в конкурсе «Ученическое самоуправление». Это Октябрьская школа Заиграевского района и лицей города Северобайкальска. В Заиграевском районе ученическое самоуправление ввели 36 школ. Они активные участники районного конкурса. Возглавляет это движение глава муниципального образования Иван Ступичев, председатель ассоциации глав района. Его активная гражданская позиция служит хорошим примером для детей. Он говорит ребятам: ученическое самоуправление учит принимать самостоятельное решение и нести за него ответственность.
Александра Копылова считает главной проблемой – неумение классных руководителей организовывать с детьми самоуправление, их непонимание современных особенностей детского коллектива.
Конечно, ученическое самоуправление станет действенным, будет выполнять свою воспитательную функцию, если педагогический коллектив правильно поймет, какова в этом роль самих учащихся, если предоставит им полную самостоятельность, оставаясь лишь советчиками и консультантами.
Комментарии