Поскольку процесс информатизации общества на современном этапе развития принимает все более глобальный характер, возникает необходимость начинать преподавание информатики уже в начальной школе. Для решения этих проблем для учеников 2-4-х классов создана программа «Азы компьютерной грамотности».
Содержание ее разделов нацелено на формирование информационной культуры, приобщение ребят к информационным технологиям и освоение начальных приемов и навыков работы с информационными ресурсами с помощью компьютера. Программа расширяет представление школьников об информационных процессах, знакомит с софтом, позволяющим тем или иным образом обрабатывать данные, формирует информационную грамотность и культуру.
Актуальность «Азов компьютерной грамотности» обусловлена также практической значимостью этой программы. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изучении других предметов и при подготовке домашних заданий.
В основе формирования способности к проектной деятельности, составляющей основу данного курса, лежат творческая практика и изучение теории информации. Как известно, ценность необходимых для творчества знаний определяется их системностью. А в системе всегда можно выделить ведущий, структурообразующий элемент, каковым и является самостоятельная проектная деятельность. Остальные элементы представляют собой отобранный для проекта материал, а также способы его обработки и представления в проекте.
Данная схема позволяет каждый из элементов рассматривать через призму многосторонних функциональных связей. Кроме того, поскольку она служит моделью формализации проектной деятельности, вполне закономерно взять ее за основу при изучении теории в рамках данной программы.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в нашем лицее, цель данного курса заключается в формировании основных ключевых компетенций – информационно-технологической, коммуникационной и социально-трудовой, а также способности к самосовершенствованию.
Логика освоения тем определяется следующими задачами:
овладение приемами и навыками работы в среде графического и текстового редакторов, умение грамотно и быстро набирать текст;
освоение десятипальцевого метода набора текста с помощью клавиатурных тренажеров;
изучение названий и назначения основных устройств компьютера;
выявление общих принципов работы с окнами программ;
повышение интереса к изучению ИКТ;
воспитание аккуратности, усердия, добросовестности выполнения порученных заданий;
развитие творческих способностей.
Все образовательные блоки не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умений создавать открытки, сказки, иллюстрации к ним, визитные карточки, комиксы, классные и школьные газеты. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию всех вышеперечисленных программных продуктов. По своему опыту могу сказать, что дети 8-10 лет способны выполнять предлагаемые задания на эмоционально-образном, высоком творческом уровне.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены контрольные уроки, которые проводятся по окончании каждого тематического блока.
В результате работы по программе ученики должны знать:
правила поведения в кабинете информатики и на рабочих местах;
устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура);
понятие графического редактора, назначение основных управляющих элементов окна графического редактора, простейшую технологию создания и редактирования рисунка;
назначение основных управляющих элементов окна редактора мультфильмов, простейшую технологию создания и редактирования мультфильма;
поля клавиатуры: поле функциональных клавиш, основное поле (буквенно-цифровая часть клавиатуры), управляющие клавиши, малое поле;
преимущества правильного использования буквенно-цифровой части клавиатуры;
понятия текстовой информации и текстового редактора, назначение и основные возможности текстового редактора, основные управляющие клавиши, понятия текстового процессора, назначение и основные возможности текстового процессора.
Кроме того, они должны уметь:
включать и выключать компьютер, работать с ярлыками программ, использовать инструменты и настройки графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
работать в различных режимах создания графических изображений;
использовать инструменты и настройки мультредактора для создания и редактирования рисунков, использовать анимацию и вставку звука, текстовые надписи в своем проекте, режиссировать мультфильм и презентовать свой мультфильм;
работать на клавиатуре двумя руками, десятью пальцами, повысить свою скорость набора до 30-40 знаков в минуту;
определять тип ошибки и знать алгоритм ее исправления, сохранять и считывать файлы, создавать текстовый документ, вставлять графику, оформлять творческие проекты согласно требованиям оформления текстовых документов в MSWord.
Таким образом, мы осуществляем подготовку на более высоком уровне к освоению материала по информатике в средних и старших классах, а также вырабатываем у детей пользовательские навыки, что немаловажно при обучении. Параллельно тренируются память, внимание, логическое мышление.
Наталья ФРОЛОВА, учитель информатики лицея № 8 «Олимпия», Волгоград
Комментарии