search
main
0

Ажио и дизажио. Тема «Деньги». 8-9-е классы

Меня, как преподавателя школьного курса экономики, подкупает призыв немецкого ученого-экономиста Вальтера Ойкена к следующему порядку изложения экономических знаний: «Прежде чем излагать научные основы, на какое-то мгновение остановимся и понаблюдаем за вещами, находящимися в окружающем нас мире». Он считал, что «необходим прорыв к осознанию простых фактов».

представляет собой серебряную монету с изображением на одной стороне государственного герба Российской империи – двуглавого орла с регалиями, окруженного венком из лавровых листьев. Под орлом имеется три буквы: С.П.Б. – знак Петербургского монетного двора, где эта монета чеканилась. По кругу монеты размещена надпись: «Рубль. Чистаго серебра 4 золотн. 21 доля». На другой стороне монеты помещен профильный портрет лысоватого человека с бакенбардами и коротким вздернутым носом. Под портретом дата – «1825», вокруг изображения – круговая надпись: «Б.М. КОНСТАНТИНЪ I ИМП. И САМ. ВСЕРОСС.», что следует читать: «Божьей милостью Константин 1 император и самодержец всероссийский». На ребре (гурте) монеты надпись: «сер. 83 1/3 пробы 4 зол. 82 14/25 доли», смысл которой понятен – обозначает пробу и вес монеты в старинных метрологических единицах – золотниках и долях. В переводе на современные метрологические единицы нормативный вес монеты составляет 20,73 г.

Приступая к изучению экономики и используя такой подход, спросите учеников, какая у них возникает ассоциация при слове экономика. Знаю по своему опыту, что большинство ответят: «Деньги». Конечно, если свой курс вы начинаете в 8-м или 9-м классе. У нас теперь стало модным начинать знакомство с экономикой в детском саду и вести с дошколятами дискуссии на экономические темы, видимо, из буквального понимания народной мудрости «Устами младенца глаголет истина». Я не сторонница раннего созревания, потому что согласна с авторами «Современной экономики» (многоуровневое учебное пособие под научной редакцией профессора О.Ю.Мамедова), заявляющими: «Чтобы знать современную экономику, надо знать все о деньгах». Российский подросток в наше время имеет личный опыт обращения с деньгами. Опираясь на него, можно начинать серьезный разговор об основах экономической теории. Три взаимозависимых и взаимодействующих звена экономической системы: домашнее хозяйство, предприниматели и государство – имеют центральным мотивом своей деятельности деньги.

Получение, расходование и сбережение денег – такова суть семейной экономики. Те же заботы и у правительства – где взять государству и на что потратить деньги. Начало и цель бизнеса тоже деньги. Подростку понятна острота проблемы, остается перейти к конкретным формам в каждом из этих звеньев. В школьных учебниках раздел «Деньги» не является центральным. Чтобы поддержать интерес учащихся, приходится отступать от структуры учебного материала, методически его прорабатывать, вносить примеры из повседневной жизни, которая меняется и постоянно подбрасывает новины. Так, для сегодняшнего урока можно порекомендовать два термина, вынесенных мной в заглавие статьи. Напишите их на классной доске и попросите поделиться своими суждениями.

Не сомневаюсь, что всезнайки будут переглядываться, недоуменно пожимать плечами и молчать. Значит, вы их заинтриговали. Но не спешите объяснять, а потяните интригу, переключите внимание, спросив: «Кстати, у кого есть с собой однокопеечные или пятикопеечные монеты?» Кто-то полезет в кошельки, найдутся и ушлые, которые возмущенно заявят: «Да зачем их носить, только кошелек утяжелять, на них ничего не купишь».

Вот тут вы назидательно заявите:

– В экономической теории имеются специальные термины, характеризующие два состояния монетных денег:

1) процентный показатель превышения рыночного курса по сравнению с их номинальной стоимостью – ажио;

2) процентный показатель понижения рыночного курса – дизажио.

И в случае с монетами, которые разыскивали в своих кошельках, мы имеем пример проявления бытового дизажио.

Население давно обнаружило невостребованность этих монет и оставляет их или в домашних копилках, или в кассах магазинов, когда получает сдачу. Поэтому сейчас возник разговор в банковских кругах об официальном изъятии из обращения монет «1 копейка» и «5 копеек». Их производство оказалось дороже, чем их покупательная способность.

Примером бытового ажио могут служить двушки, которые некоторое время назад были не только разменной монетой, но и использовались в телефонах-автоматах. Когда их изъяли из обращения, то, для того чтобы позвонить из уличного телефона, нуждающиеся платили по десять рублей за монету «2 копейки».

Монеты

Из учебника подростки узнают, что деньгами может быть все, что принимается в уплату за товары и услуги. В древности роль денег выполняли товары, наиболее ценные в каждой конкретной местности (ракушки, соль, меха), позже их заменил слиток – архаическая форма металлических денег, изготовлявшаяся способом литья. Именно слиток служил эквивалентом (т.е. выразителем ценности) обмениваемых товаров. Но уже в VIII в. до н. э. появляются слитки с отличительными знаками – зарубками, нанесенными в процессе литья. В соответствии с величиной покупки от слитка отделяли часть. Вот из таких «рубленных» частей слитка и возникла монета. Слово «монета» восходит к имени римской богини Юнона, в храме которой находился монетный двор Древнего Рима. В ходе исторического развития возникла и утвердилась как самая практичная форма монеты – круглая с двухсторонней чеканкой. С этого времени монеты – неразлучный спутник человечества. И только в ХVIII веке, т.е. через три тысячелетия, наряду с монетами появляются бумажные деньги. Но не у всех народов одновременно. Например, английские колонисты, высадившись на американском континенте, не заинтересовали местное население своими металлическими кружками и бумажками, которые предлагали в обмен на продовольствие и одежду. Аборигены требовали вампум – ракушки черного и белого цвета. Приходилось покупать у них ожерелье из ракушек: 6 белых ракушек за пенни. Черные ракушки ценились в два раза дороже, чем белые. Так с помощью вампума в 1640 г. европейцы организовали торговый обмен с американскими племенами.

Всеми народами мира в качестве главного драгоценного металла признается золото. Оно встречается в природе в чистом виде, пластично, устойчиво к коррозии, ковко, однородно, компактно – идеальный материал, который люди сумели оценить и использовать как драгоценный материал. Позже золото стало использоваться и для изготовления монет. Сначала золотые монеты чеканились из чистого золота (24-каратного), со временем в сплав стали добавлять медь или серебро (для повышения их устойчивости).

Сегодня золото продолжает оставаться средством выравнивания платежей между странами (в виде слитков определенного веса). И мы слышим в финансовых новостях параллельно с курсом валют сообщения о тройской унции, мелькают в них и такие термины, как проба, карат, гран. Подростки проявляют острый интерес к различным сторонам денежного обращения. Они просят объяснить специальные термины, записывают даже самые «крутые», правда, последние исподтишка, и затем с гордостью обмениваются своими знаниями со сверстниками. В этом возрасте использование профессиональных терминов да еще «со знанием дела» как бы приобщают школьников к контингенту уважаемых специалистов, способствуют повышению самооценки, увеличивают мотивацию к изучению заинтересовавшей области знаний. Итак, выясняем:

проба – соотношение между чистым и общим весом монеты. С введением десятичной системы мер проба указывается в тысячных долях. Совершенно чистый металл имеет 1000-ю пробу;

лигатура – однородный сплав разных веществ. Золотые и серебряные монеты льют из лигатуры, обладающей наибольшей устойчивостью к изнашиванию: оптимальным соотношением для лигатуры золота с медью является соотношение 9 : 1 (900-я проба), для лигатуры серебра с медью – 5:1 (833-я проба);

карат – мера веса, общая для драгоценных камней и драгоценных металлов. 1 карат = 0, 2 г. Чистое золото соответствует 24 каратам;

гран – часть карата, равная для драгоценных камней 1,4 карата, золота – 1/12 карата, серебра – 1/18 карата;

тройская унция – международная единица веса золота (31,1 г.), равная 12-й части «тройского фунта» – 373,2 г.

Кредитные деньги

Мы с вами имеем дело, как правило, с так называемой ходячей монетой, предназначенной непосредственно для обращения. Среди ходячих монет различают полноценные и неполноценные (разменные) монеты. Полноценная монета – это такая монета, стоимость металла которой соответствует номиналу. Все разменные монеты, номинальная стоимость которых завышена по сравнению со стоимостью металла, из которого они сделаны, называются кредитными монетами (основанные на «кредо» – доверии).

«Ходячая монета» выпускается в большом количестве с неизменным оформлением. Например, на Руси с 1534 г. чеканилась копейка – серебряная монета, на лицевой стороне которой изображен царь на коне с копьем в руках, на оборотной – имя и титулы (1535-1718). При Петре I серебряную монету вытеснила медная. В 1867 г. ходячие полноценные медные монеты были заменены разменными, когда из пуда меди стоимостью 10 руб. чеканилось медных монет на 50 руб.

Все государства являются монополистами в выпуске денег и нередко прибегают к выпуску кредитных денег, чтобы выйти из финансовых затруднений и покрыть возникающий в стране дефицит бюджета. При этом граждане страны должны добиваться, чтобы информация о финансовых потоках была достоверна, статьи доходов и расходов прозрачны. В таком случае общество сможет оценивать экономическую политику государства и, будучи экономически грамотным, сознательно подходить к формированию статей бюджета страны и активно проявлять свою гражданскую позицию.

Константиновский рубль

Наряду с монетами, используемыми в качестве средств платежа, государство выпускает и другого рода монеты – юбилейные, сувенирные, коллекционные, памятные, раритетные, антикварные. Их рыночный курс намного превышает ценность металла, на них затрачиваемого. Можно сказать, что это ценности с высоким ажио. В отличие от разменной монеты, предназначенной для обращения, перечисленные виды монет используются в качестве средств накопления, богатства. А иногда и как свидетели для характеристики политической обстановки и поведения ряда исторических персонажей. Таков феномен константиновского рубля.

В нашей стране хранятся два экземпляра одной удивительной монеты – один находится в Государственном Эрмитаже, другой – в Государственном Историческом музее.

Константиновский рубль представляет собой серебряную монету с изображением на одной стороне государственного герба Российской империи – двуглавого орла с регалиями, окруженного венком из лавровых листьев. Под орлом имеется три буквы: С.П.Б. – знак Петербургского монетного двора, где эта монета чеканилась. По кругу монеты размещена надпись: «Рубль. Чистаго серебра 4 золотн. 21 доля». На другой стороне монеты помещен профильный портрет лысоватого человека с бакенбардами и коротким вздернутым носом. Под портретом дата – «1825», вокруг изображения – круговая надпись: «Б.М. КОНСТАНТИНЪ I ИМП. И САМ. ВСЕРОСС.», что следует читать: «Божьей милостью Константин 1 император и самодержец всероссийский». На ребре (гурте) монеты надпись: «сер. 83 1/3 пробы 4 зол. 82 14/25 доли», смысл которой понятен – обозначает пробу и вес монеты в старинных метрологических единицах – золотниках и долях. В переводе на современные метрологические единицы нормативный вес монеты составляет 20,73 г.

Императора Константина I русская история не знает. Однако рубль с его портретом и именем не фальшивка. Он отчеканен на государственном Монетном дворе, его вес и проба выдержаны в тех нормах, которые были приняты для российской монеты 1798-1885 гг., оформление монетного поля и гуртовой надписи обычны для русских монет. Что это – нумизматический курьез, ошибка граверов Петербургского монетного двора? Или в выпуске монеты нашли отражение сложные взаимоотношения внутри царской фамилии и всей правящей верхушки империи, возникшие после кончины императора Александра I в ноябре 1825 г.

Историко-познавательная ценность изучения феномена появления константиновских рублей угадывалась давно, но сначала отсутствие, а позже скудость достоверной информации делали возможным появление всякого рода легендарных версий – вплоть до утверждения, будто чеканку рублей производили еще при жизни Александра I. Далеко неполны знания об этой акции и сегодня. Тем не менее некоторые из этих аспектов можно, по-видимому, обозначить уже теперь. Изучение этого вопроса показало, что загадка является мнимой, вызванной отсутствием в литературе данных о конкретных условиях работы Петербургского монетного двора в 1825 году. Архивные документы дали ей простое, хотя и несколько неожиданное объяснение.

В Петербурге, получив весть о смерти Александра I, Николай, а за ним находящиеся во дворце военные и гражданские чины присягают Константину.

В это время министр финансов Е.Канкрин отдает распоряжение управляющему Департаментом горных и соляных дел Е.Карнееву, а тот вардейну – хранителю ценностей Монетного двора Е.Еллерсу срочно начать работы по изготовлению пробных рублей императора Константина. По-видимому, одновременно с этим Канкрин дает распоряжение об изготовлении новодельных медалей на рождение Константина. Такова традиция.

6 декабря на Монетном дворе начаты работы по изготовлению трех пар штемпелей константиновского рубля. Пока на Монетном дворе идет горячая работа по чеканке рубля с портретом и титулом Константина I, в стране разворачиваются события, связанные с переприсягой. Константин отказывается приехать в Петербург и издать манифест об отречении. Он объясняет матери, что «это имело бы вид, будто я водворяю на трон моего брата; он же должен сделать это сам».

13 декабря Николай подписывает манифест о своем вступлении на престол. Руководители тайных обществ, узнав, что назавтра назначена переприсяга, принимают решение о выступлении. В 8 часов вечера собирается чрезвычайное заседание Государственного совета, около полуночи Николай появляется в совете и объявляет себя императором, начавшим царствовать 19 ноября 1825 г. Министр финансов и член Государственного совета Е.Канкрин узнает, что императора Константина «не было».

По указанию Канкрина срочно свертываются все работы по изготовлению константиновских рублей и принимаются меры к их строжайшему засекречиванию. В отсутствие конкретных документов история изготовления константиновского рубля обросла легендами.

Производственная отчетность

Накануне того, как загремели пушки у Зимнего и обагрился кровью снег на Сенатской площади, на Монетном дворе развертывалась привычная для него суета, приятная и перспективная для чиновников и художников-граверов в смысле возможных наград. Работа ведется, конечно, без особой огласки, и начальству лучше знать, из-за чего такая спешка, однако в происходящем нет ничего секретного. Зашевелились десятки людей – и на Монетном дворе, и вне его. В курсе дел не только Канкрин и его Канцелярия, директор Департамента горных и соляных дел Е.Карнеев, но и автор рисунка-проекта Я.Рейхель, шесть медальеров, засаженные трудиться «день и ночь», вардейн Еллерс, отвечающий за движение и учет драгоценного металла на портретный оттиск в серебре.

Когда много лет спустя обратились к «Седмичным записям вардейна С.-Петербургского монетного двора о состоянии и обращении капиталов и металлов», выяснились обстоятельства изготовления константиновского рубля. Как и на любом предприятии, тем более связанном с использованием драгоценных металлов, здесь составлялись краткие, содержащие сведения о наличии и выделке на Монетном дворе золотой и серебряной монеты за каждую неделю, а также «Ежедневные записки о действии серебряного передела».

Из этих производственных документов складывается следующая картина: Петербургский монетный двор во второй половине 1825 года не производил выпуск серебряных монет. Подводились итоги девятого серебряного передела, сводились остатки, затем чеканка «из сведенных» остатков. После этого девятому серебряному переделу был подведен окончательный итог: переплющено серебра 55240 пудов, изготовлено монеты на 18 млн 425 рублей, в том числе банковской на 13 млн 587 тыс. руб. и разменной на 4 млн 838 тыс. руб. Началась интенсивная подготовка к следующему производственному циклу – десятому, включавшему в себя разборку, ремонт и отладку проработавших почти пять лет станков. Чеканку серебряных монет возобновили в 1826 году. Поэтому чеканку константиновских пробных монет пришлось осуществлять в Медальерном отделении. Связывать это с какой-то особой секретностью нет никаких оснований.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте