Поступление в первый класс – один из самых серьезных этапов в жизни любого ребенка. Многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе. Конечно, в это время детям необходима положительная мотивация к учебе. Позитивное же отношение к школьной жизни у ребенка формируется до того, как он станет учеником, а именно в дошкольном детстве.
Мы проводим работу по воспитанию положительного отношения к школе через общение детей со старшим поколением семьи – бабушками и дедушками. Пожилым людям необходимо общение! В наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. Рассказы старших членов семьи о своем детстве интересны детям. На основе этих рассказов ребята начинают понимать, что каждое новое поколение семьи живет в определенных условиях. Важно сохранить общение подрастающего поколения с пожилыми людьми на основе нетрадиционных методов работы, сохранить связь поколений!
Одна из наших воспитанниц как-то раз принесла в группу книгу Мурашовой и Майоровой «Когда бабушка и дедушка были маленькими…». Дети с интересом рассматривали иллюстрации. Особенно ребят заинтересовала глава про школу. Они стали задавать воспитателям много вопросов о предметах, изображенных на картинках. Воспитатели поддержали интерес детей.
Было предложено поговорить с бабушками и дедушками и попросить их рассказать о том, как они учились в школе. Так возник наш проект «Как наши бабушки, дедушки учились в школе».
В прошлое нашей школы мы отправились вместе с Филипком, героем рассказа Льва Толстого. Конечно, этот рассказ мы прочитали с детьми заранее. Филипок пригласил ребят в свою школу в Ясной Поляне. Там дети обнаружили, что парт в школе нет, а у окна стоит один большой стол и вокруг него лавки. В старину дети учились все в одной комнате, деления на классы не было. Учитель давал каждому ученику индивидуальное задание. Шум стоял в классе невообразимый! Недаром раньше говорили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
Ребята во время путешествия в прошлое познакомились и с другим мальчиком, который жил в Москве и пригласил их в класс своей гимназии. Он рассказал детям о строгих правилах обучения, ознакомил ребят со своими любимыми предметами. Рассказал, что девочки учатся отдельно от мальчиков. Гимназист показал перьевую ручку и чернильницу-непроливайку. Конечно, все захотели попробовать писать такой ручкой. И они попробовали! Узнали дети, что такое промокашка, или промокательная бумага. Оказалось, что писать перьевой ручкой не очень просто. Перо рвет бумагу, а если возьмешь много чернил, то может и клякса появиться. Но наши ребята справились с этой трудностью в обучении. Им всем очень понравился урок в старой школе!
А в какие игры играли бабушки и дедушки на переменах и во дворах?
Об этом ребятам рассказали бабушки. А одна из них пришла в группу и организовала игры с детьми. Мы вместе с ней поиграли в «колечко», в «садовника», в «светофор». Воспитанники нашей группы научились прыгать через скакалку и играть в резиночку. Вспомнили мы и много игр с мячом. Одна из них, «Штандер-штандер», особенно понравилась детям.
Вместе с внуками бабушки и дедушки свои воспоминания о школьном детстве оформили в виде газеты. Ребята в группе на занятии по развитию речи поделились рассказами своих бабушек и дедушек. Очень всех удивил рассказ одной из бабушек о том, что она ходила в школу 5 километров пешком и электрического света у них во время обучения не было. Они учились при свете керосиновой лампы. А дедушке нашего воспитанника запомнился в детстве полет Юрия Гагарина в космос.
А какие любимые книги были у наших бабушек и дедушек? Этот вопрос ребята задали у себя в семьях. Бабушка одного мальчика не только назвала, но и показала внуку свою любимую книгу. Это сказки Корнея Чуковского с иллюстрациями Владимира Конашевича. Другая бабушка очень любила книгу Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». Мы в книжном уголке группы устроили выставку книг, которые любили бабушки и дедушки, подобрав издания прошлых лет.
А еще мы вспомнили любимое развлечение бабушек и дедушек – совместный просмотр диафильмов! Так у нас в группе на какое-то время поселился фильмоскоп, который сохранил дедушка одного из воспитанников. Детям очень понравилось смотреть такие необычные «мультфильмы». Получили удовольствие и взрослые, и дети.
Во время работы над проектом мы пополняли развивающую предметно-пространственную среду. В результате этой работы у нас появился мини-музей «Путешествие в прошлое школы».
Можно с уверенностью утверждать, что наш проект повысил интерес детей к школьной жизни. И мы надеемся, что адаптационный период в первом классе у наших ребят пройдет более мягко. А взаимодействие между старшим поколением и внуками благотворно повлияет на отношения между взрослыми и детьми в целом.
Елена ГАЕВСКАЯ, Светлана МОШЕЧКОВА, воспитатели школы №1558 имени Росалии де Кастро
Комментарии