search
main
0

Азбука учителя

Опоры, помогающие расти и развиваться

У каждого учителя есть своя азбука педагогики – это те принципы, которые складываются на протяжении всей педагогической деятельности. Только начиная свой путь в учительской профессии, понял, что мне нужны опоры, на основе которых буду вместе со своими учениками расти, развиваться, совершенствоваться и как учитель, и как наставник, и как человек, гражданин, переступивший порог школы. Начал коллекционировать педагогические мудрости, они помогали формулировать мои подходы и постулаты, становясь личными ориентирами и маяками. Великие классики всегда побуждают нас по-новому осмысливать свою педагогическую практику и открывают неведомые ранее горизонты в профессии и жизни. Вдохновленный и окрыленный их наследием, выстраиваю и по сей день свою систему педагогических координат. Поделюсь мыслями, облеченными в некоторые фразы, притчи, умозаключения, одним словом, представлю часть того, что стало моей азбукой педагогики.

Андрей ЕЛИСОВ

 

Алмазу нужна шлифовка, а человеку – образование.

Без любви суетно все образование.

Все могут пять пальцев, если их вынуть из кармана.

Веди ученика, но не тяни его за собой, побуждай, но не заставляй, указывай на путь, но позволяй ему идти самому.

«Роль учителя мала – и его роль огромна. И какие бы технологии нас ни окружали, поставить ребенка в ту самую точку, откуда видна радуга, может только учитель» (Анатолий Шперх).

Древняя педагогическая формула: «Неприятные вещи нужно говорить с приятностью».

«Действительно, гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя» (Шалва Амона­швили).

Если нет четкого понятия истины, путь творческого человека – тупик. Если ты движешься ей навстречу, то и она движется навстречу тебе.

Жизнь человека есть дар, который он должен обменять на любовь.

За каждым талантливым ребенком ищите взрослого.

Знание – это сокровище, которое повсюду последует за тем, кто им обладает.

Истинный учитель помогает ученикам увидеть человека под знаком вечности.

Когда мудрец пальцем указывает на луну, глупец видит только его палец.

Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целиться в несовершенство и попасть. Лучшая методика работы с детьми: люби их, живи их интересами, трудись с ними, молись за них.

Мудрый не тот, кто много думает о великом, а тот, кто мало думает о мелочах.

На земле только два пути – вверх или вниз, а история лишь фиксирует эти векторы движений людей. Науку открывает удивительный ключ – вопросительный знак.

Образование – ваяние образа, воспитание – питание оси, просвещение – возжигание света истины.

Основная задача учителя в школе состоит в таком преподавании детям достижений человеческого опыта, чтобы эта нагрузка чужого опыта не подавляла собственную душу ученика.

«Педагогика – это выращивание лучшего в человеке» (Петр Фоменко).

Пять языков должен знать настоящий учитель. Первый – язык улыбки, второй – язык слез, третий – язык понимания, четвертый – молитва, пятый – любовь. С этими языками ты в любой точке мира справишься с трудностями воспитания.

Резьбу в воспитании ребенка надо наносить в одну сторону.

Совершенство достигается тогда, когда ты относишься к тому, чем ты сейчас занимаешься, как к самому важному делу в своей жизни.

То, что ты делаешь с жизнью сегодня, завтра получишь как результат.

У учителя есть три пути, чтобы поступать разумно: 1) благородный – размышление; 2) легкий – подражание; 3) горький (трудный) – опыт. Все три пути должны присутствовать на уроке.

Учитель должен развивать в учениках не только знания, умения и навыки, но и убеждения. Учитель должен знать, на каком уроке какое качество он должен воспитывать, но нравственным должен быть каждый урок.

Человек рождается дважды. Один раз, когда выходит из утробы матери, а второй – тогда, когда узнает истину.

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

Школа – островок воспитания, а дом – материк.

«Помоги ребенку стать не тобой, а собой» (Януш Корчак).

Японская поговорка гласит: «Когда в семье рождается ребенок, вся семья учится говорить». Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками.

И в завершение одна из притч, которые также входят в мою личную коллекцию педагогической мудрости, она о крылатом ученике:

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит, идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость: «Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребенка на воспитание, то верни его крылатым».

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит, летит мальчик, а за ним – его учитель. Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель и гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки…»

Андрей ЕЛИСОВ, преподаватель истории, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, с. Саваслейка, г. о. Кулебакский, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте