search
main
0

«Азбука шедевра»: живопись и буква

Что такое шедевр? Это можно даже не понять, а прочувствовать на выставке «Азбука шедевра. Русские гении от первой до последней буквы», которая проходит в государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим».

Фото: Юлий Пустарнаков

Мнение взрослых и детей в аудиозаписи на тему «Что такое шедевр» мы услышим в отдельном «отсеке» пространства выставки, где, кстати, можно и себя запечатлеть в раме, как «шедевр».

Но это уже в конце экспозиции, когда понимаешь всю ее ценность и уникальность. Эта выставка — сама целостное произведение искусства и одновременно игра-путешествие по алфавиту. К сожалению, она закроется 19 июня, но до этого времени можно ходить по арт-пространству от буквы к букве, рассматривать картины — а их 123 из 30 российских региональных музеев 29 городов, читать высказывания художников и пояснения к разделам выставки от создателей проекта.

Тридцать три буквы русского алфавита дают начало тридцати трем словам, вокруг которых выстраивается повествование экспозиции. И картины российских художников XIX-XX веков предстают в необычном ракурсе — перед зрителем открываются неожиданные смыслы и новые горизонты для восприятия.

«Главы» выставки не подчинены хронологии и существуют отдельно друг от друга. Под каждую букву от «А» до «Я» авторы проекта подобрали произведения разных художников, порой даже разных эпох, которые, на первый взгляд, сложно представить в рамках одной экспозиции. Однако именно этот неожиданный синтез и позволяет максимально ярко раскрыть каждую тему. Более того, при такой синтетической подаче все абсолютно разные картины разной степени мастерства художников воспринимаются именно как шедевры и вызывают неподдельный восторг.

Интересно не только взаимодействие работ внутри одной буквы (одного термина-раздела), но и «перекличка» этих терминов друг с другом.

От «А» до «Я»

Архитектурную форму выставки задают кубы — метафора азбуки. Часть кубов содержит, кроме картин, сценографические и мультимедийные инсталляции.

Например, в разделе «И — Импровизация» рядом с «Импровизацией N209» Василия Кандинского посетители услышат оригинальную музыку, написанную современным композитором, вдохновленным именно этой работой художника. Известно, что Кандинский создавал свои абстрактные полотна как отражение музыки, а здесь получилось обратное.

В «главе» на букву «В» — «Воздух» — авторское повторение замечательного пейзажа настроения под названием «Притихло» недооцененного потомками одного из руководителей Товарищества передвижников Николая Дубовского. В свое время на покупку этого пейзажа претендовали император Александр III и Павел Третьяков.

Николай Дубовской. Притихло. Фото: Юлий Пустарнаков

В разделе «Д — Детектив» наряду с картинами Константина Горбатова, Зинаиды Серебряковой и Леонида Соломаткина посетителя ждут полные тайн и загадок истории их экспертизы.

Авторы проекта рассказывают не только о художниках, но и о тех людях, благодаря которым шедевры сохраняются. И о музее (буква «Й»), как самостоятельной вселенной, где шедевры проживают свою жизнь.

В разделе на букву «Х» речь идет о хранителях музея, труд которых подчас становится подвигом, позволяющим сберечь неугодные времени и власти работы или даже целые музейные коллекции. В XX веке, рискуя подвергнуться и подвергаясь репрессиям, музейные хранители спасали обреченные на уничтожение полотна, пряча их в запасниках, где они могли десятилетиями лежать в рулонах без опознавательных знаков. Как «неизвестные», которые в математике обозначаются латинской буквой «икс».

Здесь представлена картина Митрофана Берингова «Свадьба слепых» о слепоте творческой интеллигенции, написанная в 1929 году, когда уже шли первые показательные политические процессы против ее представителей. Пресса была полна разоблачительных материалов о вредителях из среды старой «буржуазной» интеллигенции, и точка зрения могла быть только одна. Участники застолья на картине Берингова собрались вместе, но все они — в своем слепом замкнутом одиночестве. То ли не видят, что их ждет, то ли не хотят видеть, то ли это осознанный отказ смотреть правде в глаза в попытке сохранить свой внутренний мир.

Митрофан Берингов. Свадьба слепых. Фото: Юлий Пустарнаков

На букву «Ю» — тема полетов, потому что «Ю» — это «Юра». Так нежно авторы выставки называют первого космонавта Земли Юрия Гагарина.

Даже буквы «Ъ», «Ь» и «Ы» не обошли вниманием. «Ъ» — это «Объект» — здесь натюрморты. А раздел «Ь» посвящен музейным смотрителям. Первое упоминание о музейном смотрителе в России относится ко времени правления Екатерины II. Тогда эту должность занимали мужчины, и она часто передавалась по наследству.

Буква «Ы» — смелые «измы»: сезаннизм, кубизм, лучизм, супрематизм…

Завершается все, как и положено, буквой «Я» и цитатами я-высказываний художников. Последняя буква алфавита происходит от старорусского «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный». Когда что-то стало для нас ясным, понятным, завершенным, мы можем поставить точку.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что 18 мая во всем мире отмечают День музеев. Девиз праздника 2022 года – «Сила музеев».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте