search
main
0

Азбука ОАШ. Три кита общественно-ориентированного образования

О модели общественно-активной школы (ОАШ) «Учительская газета» писала не один раз. В последние несколько лет именно это движение стало полем активного взаимодействия государства и общества, которое способно преобразовать местное население в местное сообщество. Чтобы школа стала не просто образовательным центром, но и культурным ресурсом всего микрорайона, нужно перестроить систему организации школы. Система эта стоит на трех китах ОАШ – добровольчество, демократизация и партнерство. О том, что за модель последние десять лет покоряет Россию, рассказывает Вячеслав БАХМИН, представитель фонда Чарлза Стюарта Мотта.

Директор, как президент, за все отвечает

– Вячеслав Иванович, почему фонд Чарлза Стюарта Мотта поддерживает движение ОАШ?

– Наш фонд является инициатором развития community school, что в переводе с английского приблизительно означает «школа местного сообщества», прообраз движения ОАШ. Эта школа прижилась во многих странах мира. Но идея родилась в США, где расположена штаб-квартира фонда. В России эта модель особенная, в отличие от Восточной Европы, где ядром такой школы является непрерывное образование. У нас модель более сложная и комплексная, она направлена на взаимодействие школы и сообщества в более широком контексте. И непрерывное образование – это только один из многих компонентов.

– Вы считаете, что движение ОАШ является неотъемлемой частью гражданского общества?

– Общественно-активные школы – это один из инструментов, направленных на воспитание сознательного гражданина. Вовлеченные в деятельность ОАШ люди становятся ответственными за то, что происходит вокруг них.

– Разве ответственность можно воспитать?

– Несомненно. Она не передается генетически. У человека она появляется тогда, когда он понимает, что от него что-то зависит и он может на что-то повлиять, тогда-то и появляется обратная реакция – ответственность за то, что ты делаешь.

– Но, с другой стороны, это путь к свободе, которая может привести к неуправляемости, а там недалеко и до анархии…

– Так же как демократия может привести к анархии или к диктатуре. Все возможно. Но механизм ОАШ направлен на то, чтобы было востребовано мнение каждого человека. Ответственность – важнейший элемент демократии. Настоящий гражданин – человек ответственный и за себя, и за то, что происходит вокруг. А принимать решение нужно сообща.

– И вы утверждаете, что подросток в 13-16 лет может принимать решения в школе. Но что делать, если, собравшись вместе, они решат не учиться?

– Есть понятие «участники образовательного процесса» – это учителя, ученики и родители. Из них нужно создавать совещательный орган, а решение должен принимать директор.

– Многие директора упрощают эту схему, они считают, что если отвечают за все, то и нет смысла тратить время на совещание.

– Это пережитки авторитарной системы. Президент страны тоже за все отвечает. Но есть механизмы, которые позволяют воплотить его решение в жизнь или возразить ему разумными доводами. Одно не противоречит другому.

– В таком случае нужно менять менталитет управленца, а в некоторых случаях это практически невозможно.

– Значит, и не надо пока. У нас есть много школ, которые готовы работать по новой модели. Можно долго учиться, так ничему и не научиться, но нужно пробовать на практике. И когда директор сам поймет, что в итоге ОАШ для него лучше, только тогда мы сможем изменить что-то в обществе. Задача ОАШ – помочь, подсказать директору, а выбирать эту модель или нет, дело каждого управленца.

Пора стучать кулаками прошла

– Вячеслав Иванович, почему на идеи ОАШ власть обратила внимание пару лет назад, хотя самому движению в Россию более десяти лет?

– Насчет региональной власти я бы так не говорил. Только в Республике Хакасия ОАШ принята именно как модель образования. Просто общественно-ориентированное образование оказалось востребовано в нашей стране. И в этом смысле ОАШ идет в содружестве с реформой образования. Люди, которые сегодня занимаются образованием, понимают, что качественного образования при авторитарной школе не получается. Раньше такого образования было достаточно. Сегодня мир очень разнообразен, и образовательные институты должны учиться не набору фактов, а тому, как в этом мире найти нужные знания и уметь оперативно оценивать ситуацию.

– Благодаря общественно-ориентированному образованию мы открываем двери в школы, но как сделать так, чтобы не получился там самый настоящий базар? Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенку поставили «пять» и гарантировали поступление в хороший вуз.

– Сегодня родители так себя ведут, потому что им ничего другого не позволяют. Они знают, что могут прийти к директору, ударить кулаком по столу и сказать: «Я хочу!». Это все происходит потому, что родителям не позволяют стать участниками совместного процесса. Как только они поймут, что могут сами воздействовать на образовательное пространство, – все станет иначе. ОАШ позитивно влияет на окружающее сообщество, которое вовлекается в образовательный процесс в качестве равноправного участника. Добровольное участие в общественных делах становится центром этого изменения. Поэтому и называется эта школа общественно-активной, что она влияет не только на учителей. Она влияет на сообщество и родителей в положительную сторону, а они в свою очередь вовлекаются в важные для общества дела.

– А что происходит с учениками?

– Ребята креативны по своей природе, пока их не додавят «правильным мнением» в массовых школах. Задача ОАШ не погубить этот дар, а направить энергию в мирное русло и создать школу, куда все должны идти с интересом и удовольствием.

– Просто какая-то идеальная школа получается. Если ребенок хочет идти в школу – значит она работает по модели ОАШ?

– Это один из критериев. Но это очень важный критерий вот почему: оценка, которую ставит государство своему учителю, – мизерные зарплаты. Теперь представьте, что за эти копейки вы идете на каторгу. Это просто ужас! Но если вы за эти же копейки делаете что-то, но с удовольствием, то вам это делать приятнее. Уже поэтому модель ОАШ будет в нашем обществе востребована еще долго.

– Представьте себе, что это интервью впервые читает директор школы, который заинтересовался моделью ОАШ. Какие его первые шаги?

– С одной стороны, общественно-ориентированная школа – это некоторая идеология сообщества, про которую мы только что говорили. С другой, ряд вполне простых наработанных технологий, которые позволяют эту идеологию реализовать в реальной жизни. Существуют прописанные шаги, с чего надо начинать. Эти шаги изложены в книге Сары Линдеманн-Комаровой. На мой взгляд, это библия для любого директора ОАШ. Там написано, как провести первое собрание для родителей, какие вопросы там надо обсудить, что ждут родители от вас. В наших планах – улучшить полку для своеобразных букварей по ОАШ. Кроме этого, есть портал движения www.cs-network.ru Это место для единомышленников. Через сайт можно познакомиться с теми людьми, кто увлечен ОАШ.

– Кто в России считается родоначальником движения?

– Конечно, это красноярский ресурсный центр «Сотрудничество». Десять лет назад движение начиналось именно с этого центра. Можно сказать, что «Сотрудничество» в России – родитель ОАШ. Но время идет, и остальные дети подросли. Они иногда забывают про родителей, но когда нужно, обращаются за помощью.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте