Цели:1. Актуализировать знания учащихся о жизни и быте древнерусских людей.2. Формировать познавательный интерес к истории Древней Руси.3. Развивать психические процессы у детей (внимание, память, мышление, воображение).4. Создать положительный эмоциональный настрой во время вечера.
Ход вечера1. Формирование команд: учащиеся выбирают командиров, командиры набирают себе команды, команды придумывают названия («Богатыри», «Ясны солнышки»).2. Задания командам1. Жилища:а) нарисовать древнерусскую избу с завязанными глазами. Победит тот, кто изобразит ее быстрее и достовернее;б) остальные ищут ошибки;в) все отгадывают загадки.2. Ремесло:а) по 2 человека от каждой команды приглашаются в «Мастерскую игрушечника»: необходимо слепить из пластилина игрушки древнерусских людей;б) остальные инсценируют занятия древнерусских людей (рыболовство, охота, бортничество и т. д.).3. Одежда:а) по одному человеку от команды рисуют одежду древнерусских людей; команда-противник должна отгадать, что это и как носят;б) остальные пишут на листе предметы одежды древнерусских людей, затем по очереди зачитывают. Нельзя повторяться;в) загадки.4. Обычаи древнерусских людей:а) каждой команде дается листок с текстом колядки. Задача команд: объяснить, что это. Рассказать все, что можно узнать о жизни людей в Древней Руси, используя текст колядки.5. Школа:а) объяснить смысл выражений о книгах; задача: как можно точнее передать содержание выражения: «Подобны суть книги глубине морской, ныряя в которую износят дорогой бисер…»;б) решить древнерусские задачки, кто быстрее;в) объяснить смысл поговорок, например: «Кси, пси с фитою пахнут сытою». По 4 поговорки каждой команде; г) произнести скороговорки, кто быстрее и правильнее, например: «Летят три пичужки через три пустые избушки». По 4 скороговорки каждой команде;д) перечислить предметы, которые изучались в древнерусской школе.6. Загадки о древнерусской пище, которая есть на наших столах (например, «Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня, за что так губят – потому, что любят»).3. « Древнерусский пир»:1) Дети рассаживаются за заранее накрытые столы, на которых стоят древнерусские кушанья: квашеная капуста, соленые грибы, лепешки, крендели, калачи, медовые коврижки, медовый кисель с молоком, блины, пряники, квас.Рецепты были заранее даны детям. По ним ученики с родителями готовили то или иное блюдо. 2) Ребятам сообщаются правила поведения за столом в Древней Руси.3) Все пробуют угощение.4. «Древнерусские игры»:Игра «Заводило»Играют 10-20 человек. Играющие встают в круг лицом к центру.Водящий считает: Секу-секу свечку – Высеку дощечку. Честь-перечесть – Все 15 здесь.Водящий выходит. В кругу выбирают заводилу. Его задача: показывать разные движения, которые дети повторяют (хлопать в ладоши, приседать, прыгать и т. д.). Водящий должен угадать, кто загадывает движения в кругу. Водящему нельзя долго смотреть на одного игрока.Игра «Золотые ворота»Выбирают 4 человек, которые будут изображать двое ворот. Игроки, изображающие ворота, говорят: «Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз – прощается, второй раз – запрещается, а на третий раз не пропустим вас». Ворота закрываются при последнем слове и давят того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманным, идущим можно ускорить шаг, а ловящим, т. е. воротам, – скорость чтения.Нельзя:1. Останавливаться перед воротами. Кто остановился – пойман.2. Нельзя расцеплять руки. Все играющие держатся за руки.3. Опускать руки можно только на последнем слове.ПриложенияТест «Жизнь и быт древнерусских людей»Как назывались жилища в древнерусском государстве?а) квартира е) гридницаб) хижина ж) избав) пещера з) шалашг) землянка и) хоромыд) коттедж к) теремКакие праздники были у древнерусских людей?а) Новый год г) 1 Маяб) 8 Марта д) Масленицав) колядование е) Радуница Пища Древней Руси:а) каравай е) коврижкаб) какао ж) пряникив) чай з) кашаг) похлебка и) чебурекид) гуляш к) кисель Одежда и обувь древнерусских людей:а) платье е) сапогиб) кроссовки ж) кедыв) рубаха з) онучиг) брюки и) носкид) порты к) лапти Какие предметы изучались в древнерусской школе?а) азбука д) пениеб) физика е) религияв) письмо ж) природоведениег) счет Тематические загадки ЖилищеСтоит бычище, проклеваны бочища (Изба)Основа деревянная, уток соломенный (Крыша из соломы)Одна – коптится, другая – топчется (Пол и потолок)В сенцах ходить, да в избу не заходить (Дверь)Что в избе не видно (Тепло) Каждый ходит по мне летом и зимой, а ездить нельзя (Лестница)Зимой нет теплее, летом – холоднее (Печь)Ходит Хам по избам, лезет Хам ко глазам. Отворю окошко – выйди Хам хоть на немножко (Дым)Что за зверь? Зимой ест, а летом спит; теплая, а крови нет; сесть на нее сядешь, а с места не съедешь (Печь)Ни хвоста, ни головы, а 4 ноги (Стол)Не выметешь, не выскребешь, а время придет – сам уйдет (Дым)Серое сукно тянется в окно (Дым)Что в руку не схватишь (Дым)Красненький петушок по жердочке бегает (Огонь в печи)Стоит столб, горит свет, а угольев нет (Свеча)Что из избы не вытащишь (Дым)ОдеждаДуйся не дуйся – через голову суйся. Попляши день-деньской – и пойдешь на покой (Рубаха)С одного бока лес, а с другого – поле (Шуба)Привяжешь – пойдут, отвяжешь – отстанут. Надену – ободом сведет, сниму – на землю упадет. Тепла не дает, а без него холодно (Пояс)Из липы свито дырявое корыто. По дороге идет (Лапти)Два арапа – родные братья, ростом по колено. Везде с нами гуляют и нас защищают (Сапоги)Сижу верхом, не ведаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу (Шапка)У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе (Рубашка)День-деньской скачет, пляшет и на покой идет со мной (Рубашка)Днем как обруч, ночью как уж. (Кто отгадает – будет мой муж) (Пояс)Сплетен липовый куст. Днем – отперт, ночью – заперт, голова есть – мозгу нет, спина есть – костей нет. Два рта и хвоста (Лапти)ПищаБьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня, за что так губят – потому, что любят (Хлеб)Комковато, ноздревато, и губато, и горбато, и текло, и кисло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и легко, и мягко, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило (Каравай)Меня одни не едят, а без меня мало едят (Соль)В воде родится, а воды боится (Соль)Черна, мала крошка, соберут немножко, в воде поварят, ребята съедят (Каша)Черна, мала крошка, соберут немножко, в воде поварят. Кто съест – похвалит (Хлеб)Чисто, да не вода, клейко, да не смола, бела, да не снег, сладка, да не мед, от рогатого берут да живулькам отдают (Молоко) В воде родилась, в огне крестилась, на воду пала и пропала (Соль)Не сеяно, не молото, в воду обмочено, камнем пригнетено, к зиме приблюдено (Соленые грибы)Дедушка смеется – на нем шубонька трясется. В печь несут – жидко, горячо, из печи несут – густо, холодно (Кисель)ШколаКнига – в ней два листа, а середка пуста (Вощеная дощечка)Пять волов одним ралом пашут (Писало)Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (Гусиное перо)Малый конь с черного озерца воду берет, белое поле поливает (Гусиное перо)Задания по теме «Школа»На основе древнерусских изречений сделайте вывод, каким было отношение к книге на Руси:«Сего (т. е. книги) суть реки, напаящи Вселенную, се суть исходяща (т. е. источники) мудрости».«Подобны суть книги глубине морской, ныряя в которую износят дорогой бисер».«Ум без книги – аки птица опешена, якож она взлетети не может, такоже и ум недомыслит ся совершенна разума без книг».«Велика бо бывает полза от учения книжного, книгами бо кажеми (наставляемы) мудрость бо обретаем».Объясните смысл поговорок:- Азбуку учат – на всю избу кричат.- Азбука – к мудрости ступеньки.- Прочитать от доски до доски.- Красна птица пером, а человек – умом.- Сперва аз да буки, а там и науки.- Азбука – наука, а ребятам – бука (мука).- Кси, пси с фитою пахнут сытою.- Мнится, писание – легкое дело, пишут два перста, а болит все тело.- Юс да ижица – дело к концу движется.- Продай кафтан, купи буквицу.- Знать на ять.Быстро и правильно произнесите древнерусские скороговорки:- Летят три пичужки через три пустые избушки.- Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.- Пришел Прокоп, кипит укроп, и при Прокопе кипит укроп.- На семеры сани, по семеры в сани.- Бобр добр до бобра.- Бежит лиса по шесточку, лизни лиса песочку.- У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.- Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.- Сшит колпак, да вязан не по-колпаковски.Светлана КРУПИНА, учитель истории, обществознания и права средней школы №32 города Кирова, победитель XIII конкурса «Сто друзей»
Комментарии