search
main
0

Азбука красивых поступков Цикл уроков в 3-4-х классах

Ольга Николаевна Стельмаченко, учитель из г.Одинцово Московской области, вместе со своими учениками создала учебное пособие для детей младшего школьного возраста, которое состоит из десяти уроков по основным положениям Декларации прав ребенка.

Каждый человек уникален и неповторим. У каждого есть право на жизнь, свободу и счастье. Вместе с правами даются и обязанности. Каждый должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им советом и делом и никогда никого не обижать. Даже того, кто ему не нравится. Потому что он имеет те же права, что и все остальные, потому что его любят родственники и друзья не меньше, чем тебя. И он растет, чтобы стать полноценным гражданином России, которую он, как и ты, будет любить, защищать, преумножать ее богатства.
Декларация прав ребенка – это нравственная цель, к которой стремится общество и каждый человек в отдельности. Чтобы содержание этого документа не осталось только добрыми пожеланиями, всем нам необходимо приложить максимум усилий к применению его принципов в жизни. И именно от тебя зависит, какие взаимоотношения сложатся в твоем классе, у тебя дома, с твоими друзьями во дворе.
То, что все ребята в твоем классе равны в правах, совсем не означает, что все они одинаковые. Не каждый сможет блеснуть знаниями на уроке, не каждый веселый и остроумный, не каждый быстрее всех пробегает кросс. Применяйте на практике гуманные и нравственные принципы Декларации прав ребенка, не допускайте несправедливого отношения к другим, любите свою семью. Создайте у себя в классе общество по соблюдению прав человека, анонимную юридическую консультацию, куда можно обращаться, если нарушаются права ребенка.
Любое государство состоит из отдельных личностей. И пока каждая не узнает свои права и обязанности, не получится и правового государства. Никто ведь не подвергает сомнению слова о том, что водитель, твердо знающий правила дорожного движения, будет гораздо увереннее и спокойнее вести свою машину, чем тот, кто их знает плохо или не знает вовсе. Точно так же и любой гражданин, идущий по жизни с твердыми знаниями о своих правах, окажется в более выигрышном положении перед тем, кому не пришлось изучать в школе такой предмет. Да и в целом беспорядка у нас в стране было бы меньше, если бы все обладали необходимыми знаниями в области права. Спор у таких людей никогда не перерастет в скандал, но станет диалогом. Такой человек никогда не окажется в глупом положении несправедливо уволенного с работы. Он всегда будет знать, куда и с чем ему обратиться, и из любого положения выйдет победителем.

Сказка
Как Наташа ребят уму-разуму учила
В одной школе в 7-м классе жила-была прехорошая девочка – Алина Плюшкина. Она была очень, очень тихая, скромная и добрая, никогда она никому ни в чем не отказывала. А другие ребята пользовались этим. И всегда она у них была на побегушках.
– Алинка, иди-ка ты вытри доску, а то нам кое-что обсудить нужно, – ехидно сказал ей мальчик Миша, тоже ученик этого класса.
– Да, да, да, – сказал друг Миши Сережа Конопушкин, – у двери еще бумажки валяются, ты их подбери и выброси, а то нам от физички попадет.
Алина вздохнула и пошла выполнять “свою работу╩, несмотря на то что ей совсем не хотелось этого делать и нужно было повторить урок.
И так продолжалось бы очень долго, если бы в класс не пришла одна очень умная девочка – Наташа. Когда она увидела эту картину, то пришла в недоумение. Сначала она подумала, что это ей просто показалось, но уже скоро ее подозрения подтвердились. И вот однажды, когда Алину в очередной раз заставили нести портфель другой девочки, Наташа не выдержала и сказала: “Неужели вам не стыдно, разве вы не знаете, что в правах человека сказано: “Ребенка ни при каких обстоятельствах нельзя использовать в качестве рабочей силы или солдата╩.
После этих слов ребята задумались над своим поведением, и им стало совестно, а для того чтобы не выглядеть необразованными и невоспитанными в глазах друг друга, они стали читать кодекс прав и свобод человека. Чего и вам желаем.

Урок 1.
“Ты и твое имя╩

Самый важный звук для человека – это звук его имени.
Дейл Карнеги

Основные права ребенка на жизнь, имя, гражданство…
Просто сказка какая-то. И никто в нашей стране права человека не соблюдает и не собирается соблюдать. Ни дома, ни в школе, ни на улице. И если дети в классе не дерутся, то обзывают друг друга. Какие уж тут основные права?
Да, но в классе можно же навести порядок. Устроить свою жизнь так, чтобы ноги сами в школу несли. Соблюдать права человека и быть максимально защищенными от посягательств на свои интересы. Знать пределы своей свободы, за которыми начинается свобода другого человека. И не рыдать ночами, вспоминая, как толпа хохочущих одноклассников вопит вслед: “толстуха╩, “пончик╩, “сало на ножках╩. И бесполезно бросаться на обидчиков с кулаками – результат нулевой. Такое “веселенькое существование╩ может обернуться комплексом неполноценности, искалеченной судьбой. Можно, конечно, подумать, как избавиться от клички, но лучше все-таки, защищая свое человеческое достоинство, выполнять права ребенка. Лучше не придумать. Имя – это личное наименование человека. Оно дается при рождении и отличает людей друг от друга, и вы обязаны называть ребят в классе по именам. Ведь все лишнее в жизни природа сбрасывает. Сухие листья с деревьев, дождик из тучи, растяпу с лестницы. А право на имя остается всегда. И право каждого ребенка на гражданство тоже. И можно даже иметь двойное гражданство. Только негражданином быть нельзя. И чтобы право на жизнь не было пустым звуком, некоторые ребята обсудили и приняли моральный кодекс класса. Вот он.

Моральный кодекс класса
1. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. Агрессивность – признак слабости.
2. Все в классе равны независимо от материального положения, национальности, пола, расы и убеждений.
3. Каждый имеет право на имя, и обращаться друг к другу следует только по имени.
4. Никто не должен чувствовать себя униженным или оскорбленным. Никому нельзя придумывать клички или обидные прозвища.
5. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать, не прятать, не портить и не выбрасывать их. Уважения заслуживает и собственность школы.
6. Никто не должен бояться высказывать свою точку зрения по любому вопросу и быть осмеянным. Инакомыслие не есть преступление.
7. Будь лично ответственным за свои слова и поступки. Не лги, всегда говори правду. Не хвастайся, особенно тем, что не является твоей собственной заслугой.
8. Не говори за глаза о человеке. Скажи однокласснику прямо обо всем, а не на ухо другу или подружке.
А чтобы запомнить имя каждого ученика, хорошо бы 1 сентября каждому выйти к доске и рассказать, что означает его имя, почему его так назвали родители и что ему нравится в самом себе. А другие могут добавить, что им нравится в этом человеке. Больше всех комплиментов получают ребята, которые не дерутся, не дразнятся, не жадничают и помогают другим.

Вопросы и задания.
1. Организуй на уроке или на перемене игру в “Ручеек╩. Главное правило игры – громко называть имя того, кого выбираешь.
2. Как избавиться от обидной клички? Пусть каждый в классе закончит фразу “Чтобы в нашем классе соблюдались права человека, необходимо…╩
3. Приведите конкретные примеры и разыграйте сценку, где бы нарушались права ребенка на имя и гражданство.
4. Составь родословную своей семьи. Это поможет интересно провести следующий урок.

Урок 2.
“Зачем нам нужны родители╩

Нет милее дружка, чем родная матушка.
Пословица

Да ни зачем! Мало того, что они уже надоели своими “недаваниями╩, “неразрешениями╩, “полоподметаниями╩, “вмагазинохождениями╩ – можешь продолжить (и не считай это домашним заданием), они вздумали, что мы им принадлежим и нами можно хвастать, как своей собственностью, срывать на нас зло и кричать, когда им захочется, в отличие от чужих родителей, которые на тебя не кричат, хотя им тоже хочется. А как они издеваются над ребенком, слышал бы кто! Говорят, что у тебя не руки, а крюки, не комната, а мусорка, в которую страшно заходить. Вот и не заходили бы! А ты им хоть говори, хоть нет, что бесполезно выключать свет на ночь: все равно завтра включать. Приходится просто притворяться глухим, чтобы оградить себя от бесконечного ворчания и придирок. Да знают ли они, что “я╩ – это уже личность, правда, без наличности. И могу уже самостоятельно реализовать свои права, например покупать мороженое, распоряжаться деньгами, которые мне подарили дедушка и бабушка, получать подарки и даже иметь свой счет в банке. И не только в трехлитровой.
А может, родители и не нужны вовсе? А нужны только их деньги? Мы не скажем, что ты неблагодарный, потому что мы уверены, что на самом деле ты так не думаешь, а твердо знаешь, что без семьи, без любви, без родителей, их заботы ты просто не можешь. Ну никак.
А между тем, по некоторым данным, количество беспризорных детей в России достигает трех миллионов человек. В стране 573 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения. Причем 95 процентов из них составляют дети, имеющие живых родителей. Вот так-то. Это тебе не истерики по поводу пенок в молоке и лука в супе. Это искалеченные судьбы, это дети, которые мечтают о защите, о семье. Да и у тебя проблем тоже хватает: улица полна неожиданностей, пристают хулиганы, в школе не всегда все удается. Друзья и подруги тоже разные встречаются.
И только в семье совершенно не важно, красив ты или нет, умен или не очень, здоров или болен, в семье тебя будут любить за то, что ты есть. Ты защищен надежно людьми, которые думают сначала о тебе, а потом о себе. И есть человек, который готов в любую минуту отдать за тебя свою жизнь, и этот человек – твоя мама. “И папа╩, – добавляют многие ребята на уроке.
И если тебе достались такие родители, не суди их никогда. Помни, что им тоже приходится несладко, они постоянно волнуются за твое здоровье, думают о твоем будущем, улаживают множество жизненных проблем, в том числе и денежных.
Вспомним, сколько в твоем классе ребят с одной мамой? Семью разрушить легко, а она так нужна детям. Ты даже считаешь себя громоотводом в семье, который гасит молнии домашних ссор. Как Ваня, который рассказал нам историю из своего детства, когда мама и папа решили расстаться и стали наперебой предлагать ему пушистого котенка, новый велосипед, поход в Макдоналдс, чтобы он не плакал. Но он так закричал о том, что ему ничего не нужно, кроме мамы и папы, что его родители сначала испугались, потом заплакали, обнялись и помирились. И чтобы этот мир был долговечным, ты должен быть ответственен за семью, каждый день доказывая любовь к своим близким.
И если ты хочешь, чтобы в семье было дружно, тихо, чисто и вкусно, запомни шесть главных правил, или шесть главных “надо╩.
1. Хорошо учиться (это основной труд ребенка).
2. Выполнять свою работу по дому.
3. Заботиться о бабушке и дедушке, папе и маме.
4. Помогать старшим братьям и сестрам заботиться о младших.
5. Помогать маме и папе дружно жить.
6. Не обсуждать поступки родителей с посторонними.
Успеха тебе!
Ольга СТЕЛЬМАЧЕНКО,
учитель граждановедения

Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте