«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества», – считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и методологии ИЭП ННГУ имени Н.И.Лобачевского Наталья Николаевна Калинкина. Развитие финансовой грамотности стало одной из значимых задач системы образования, ее основы применяются как в рамках школьных дисциплин (математики и окружающего мира в начальной школе и математики, географии, обществознания – в основной и старшей), так и в системе дополнительного образования, и в проектной работе.
Образовательный запрос выпускников основной школы, планирующих обучение в 10‑м классе, ежегодно показывает следующие результаты: обучающихся интересуют профильная математика и обществознание. Реализуя стандарты второго поколения на уровне среднего общего образования и выполняя образовательный запрос, в школе открыли социально-экономический профиль, включающий индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный проект для каждого старшеклассника.
Преподаваемые в рамках профиля предметы «Математика», «Экономика», «Право» способствуют становлению общей культуры, формированию представлений о социуме и мире в целом, сути экономических явлений и процессов.
Образовательная деятельность социально-экономического профиля включает интегрированные элективные курсы «Практикум по экономике», «Практикум по математике» и другие, которые формируют метапредметные навыки, необходимые для учебной и профессиональной деятельности. Например, итоговым занятием курса «Человек и общество» является интегрированный практикум – погружение «События уходящего года». Продуктом деятельности является проект, который отражает следующие позиции: событие уходящего года, страны-участницы, оценка события ведущими политиками и собственная оценка, прогнозы дальнейшего развития событий. После выступления обучающиеся высказывают свою точку зрения, участвуют в дискуссии, а учителя оценивают метапредметную деятельность: публичное выступление, аргументацию в дискуссии, умение работать с текстом.
Оценкой образовательной деятельности являются участие школы в независимых диагностиках Московского центра качества образования по предметам «Математика», «Обществознание», «История», «Английский язык», результаты Всероссийской олимпиады школьников, Московской олимпиады школьников, ЕГЭ.
Особое место в реализации социально-экономического профиля занимает сотрудничество с социальными партнерами – Российским экономическим университетом имени Г.В.Плеханова и Институтом проблем управления имени В.А.Трапезникова РАН. Ключевая идея сотрудничества – включение учащихся в олимпиады, конкурсы, мини-проекты по экономике и финансовой грамотности, предпринимательству. Плехановская олимпиада школьников, городские конференции, «Университетские субботы», включающие мастер-классы от преподавателей вуза, тренинги, профориентационные игры, курсовая подготовка для учителей и обучающихся – это неполный перечень мероприятий в рамках сотрудничества. Запоминающимися остаются мероприятия Агентства инноваций города Москвы (платформа FutureTech), Сбера, посещение Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей.
В рамках реализации проекта преподавателем РЭУ имени Г.В.Плеханова ведется курс «Предпринимательство». С подготовленными в рамках курса бизнес-проектами обучающиеся школы принимают участие в научно-практической конференции «Наука для жизни», секция «Предпринимательство», открытой конференции школьных проектов ИПУ РАН, секция «Предпринимательство».
Большое внимание уделяется привитию школьникам финансовой грамотности, формированию способности к построению жизненных стратегий. В рамках предпрофильной и профильной подготовки в школе №1220 реализуется курс «Основы финансовой грамотности». Конкурсы городского методического центра – Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры, web-квест «В мире финансов»-2020, конкурс социального плаката, участие в деловых играх, конкурс «Бюджет для граждан», конкурс «Финансовый советник», онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» – показывают степень освоения компетенций в рамках курса.
Уровень потенциала педагогического коллектива позволяет продолжать работу по созданию новых интегрированных элективных курсов, курсов в рамках дополнительного образования, при освоении которых каждый ученик приобретает комплекс знаний, умений, навыков, позволяющих ему решать жизненно значимые задачи как в процессе обучения в школе, так и за ее пределами.
Валентина САЗОНОВА, заместитель директора по контролю качества образования школы №1220
Комментарии