search
main
0

Азбука для дошкольников

Профилактика пожаров и формирование навыков пожаробезопасного поведения нужна начиная с детского сада – убеждены специалисты технического пожарно-спасательного колледжа №57, которые совместно с детским садом №1386 развернули экспериментальную деятельность по теме «Азбука пожарной безопасности».

Ежегодно в Российской Федерации происходят тысяч пожаров, во время которых погибает более 10 тысяч человек, в том числе детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать именно с дошкольного возраста.Создание объединения «Юный пожарный» в колледже стало возможным в рамках программ дополнительного образования и профессиональной ориентации студентов и учащихся. В колледже из числа самых активных студентов создано объединение юных пожарных, которые под руководством преподавателя ведут активную работу с дошкольниками по овладению азами пожарной безопасности. Руководит этим интересным объединением преподаватель колледжа, кандидат педагогических наук Владимир Сидоркин.Формирование единой и сплоченной команды участников объединения оказалось задачей непростой. Принять участие в реализации программы захотели многие, но одного желания было недостаточно, ведь обучать и добиваться внимания маленьких и зачастую капризных малышей дело сложное. Все это потребовало не только профессиональных навыков, знаний психологических особенностей детского восприятия и мышления, но и организационно-воспитательных способностей обучающихся и педагогов колледжа. В результате отбора членами объединения стали 13 наиболее подготовленных обучающихся. С этого момента и началось тесное сотрудничество представителей колледжа и детского сада.Основной задачей объединения стало знакомство детей дошкольного возраста с такими «страшными» вопросами, как появление и нарастание опасности, реальная угроза жизни, смертельная опасность дыма и огня, а главное – обучение правилам поведения при пожаре. Знакомство воспитанников детского сада с правилами безопасности происходило в доброй и открытой атмосфере, в присутствии воспитателей дошкольного учреждения. В работе с детьми основной акцент был направлен на предупреждение, предотвращение опасных ситуаций и обучение возможным способам поведения в таких ситуациях. Важно было показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с ним, привить чувство ответственности за свои поступки.Другой немаловажной задачей, стоящей перед членами объединения, стало знакомство детей с героическими профессиями пожарного и спасателя, рассказ о значимости их самоотверженного труда. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение в экстремальной ситуации, например при пожаре, основное условие спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребенка – спрятаться от опасности, не видеть ее. Дети прячутся под кровати, в шкафы – места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно было не просто рассказать детям о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка. Особое внимание в этой связи студенты отводили наглядно-образному и творческому мышлению детей.В течение 2011-2012 учебного года и с начала нового учебного года участники объединения провели занятия с дошкольниками по таким актуальным темам, как «Спички – не для детей», «Опасность огня и дыма для человека», «Оказание первой медицинской помощи», «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой», «Огонь, ветер и вода. Тушение огня» и «Пожарный номер 01». Для наиболее углубленного восприятия предложенных тем занятия проходили в форме обучающих игр, ведь игра для дошкольников – единственная дидактическая основа обучения, но настоящая игра предполагает при прочих условиях равные позиции взрослого и ребенка.Мотивы игры в детском возрасте на первый взгляд просты и однозначны: получение положительных эмоций, удовольствия от процесса игры. В то же время через роли дети усваивают многообразные мотивы игровых персонажей. В ходе проводимых занятий дети с удовольствием принимали самое активное участие в разгадке кроссвордов и загадок на противопожарную тематику, выполняли задания по рисованию и выполнению поделок, пополняя свои небольшие знания по безопасности и привычки грамотного поведения.С начала работы объединения дополнительного образования «Юный пожарный» стали регулярными встречи воспитателей и воспитанников детского сада с педагогами и обучающимися не только на базе детского сада, но и в самом колледже, где для малышей проводили обзорные экскурсии по учебным аудиториям и музею колледжа.С нескрываемым любопытством и интересом дети изучали пожарную технику, учебную башню и учебно-тренировочные объекты колледжа, получили реальную возможность увидеть собственными глазами, как работают пожарные и спасатели, о деятельности которых они так много слышали на занятиях, посидеть за рулем настоящей пожарной машины и пройти за руку со своими «учителями» через настоящую полосу препятствий, лично поучаствовать в отработке «элементов спасания».Главное условие успешной работы – систематичность, повторяемость и постепенное наращивание объема сложности заданий. Только планомерный и системный подход, а не разовые акции, позволит сформировать у ребенка устойчивые навыки поведения.Старая истина гласит: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я, может быть, вспомню; дай мне сделать самому – и я пойму!» Поэтому особое значение имеет совместная деятельность с педагогом-наставником, направленная главным образом на формирование практического опыта поведения в опасных ситуациях. Тот, у кого выработан личный «иммунитет безопасности», обладает умением выживать и выходить победителем из сложных, порой самых неожиданных ситуаций.Возможность практического применения своих профессиональных знаний на практике, реальная перспектива взаимовыгодного сотрудничества в рамках городской программы «Безопасный город» позволили обучающимся и педагогам колледжа расширить границы сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями Москвы.В январе 2012 года по приглашению детского сада №1072 участники объединения приняли участие в организации и проведении тематического вечера для детей всех возрастных групп по пожарной безопасности. Мероприятие было построено на ролевых играх, в которых воспитанники детского сада и участники объединения «Юный пожарный» разыграли сценки из сказки «Кошкин дом», приняли участие в викторине и конкурсе рисунков по пожарной тематике. Свои лучшие работы малыши передали в музей колледжа.Говоря о таком виде деятельности, необходимо отметить, что взаимодействие колледжа с дошкольными образовательными учреждениями развивается и совершенствуется, а главное – в такой совместной работе есть острая необходимость и потребность: обучающиеся и педагоги колледжа получают возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство, а воспитатели и воспитанники детских садов – получить практические навыки в области пожарной безопасности.Технический пожарно-спасательный колледж №57 понимает полноту ответственности единственного в столичном регионе колледжа, обладающего ресурсами по профилактике пожароопасного поведения обучающихся.Оксана МЕЛЬНИК, технический пожарно-спасательный колледж №57

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте