Со 2-го класса Петя Степичев твердо знал, что его жизнь будет связана с английским языком. Сейчас, в свои 24 года, Петр Анатольевич – старший преподаватель кафедры англистики и межкультурных коммуникаций Московского гуманитарного педагогического института.
Первая ученица Петра была соседкой по даче. Дошкольнице срочно требовался человек, знающий латинский алфавит, чтобы поступить в продвинутую гимназию. С тех пор появился интерес к занятиям английским языком с маленькими детьми, позже – с подростками. Хотя мир со времени Петиного детства стал совсем другой – дети все реже приносят мягкие игрушки и все чаще компьютерную технику – детская душа остается такой же: непосредственной, живо воспринимающей все происходящее. Они сразу выдают в мир то, что только что услышали. И такое творчество, учит Петр Анатольевич будущих учителей начальных классов, нужно поощрять. С подростками разговор тоже должен быть особый: они ранимы и нуждаются в постоянном самоутверждении. Поэтому, считает Петя, иногда подростку надо дать почувствовать, что он знает чуть больше преподавателя, а иногда и дать ему возможность схитрить. Методики, разработанные Петром для занятий с подростками, связаны с соревновательностью и азартом. Но написаны они будут лишь через несколько лет после того, как десятиклассник Петя Степичев, пытаясь вытащить из «неудов» своего товарища, придумает свою систему оценивания знаний – необидную и азартную. Сначала на свет появятся первые карточки – «мудрики» (от слова «мудрость»). Система оценок здесь заменена на систему рейтинга, что вскоре одинаково хорошо будет восприниматься теми, кто учится в школе на одни пятерки, но хочет большего, и теми, кто «зашуган» двойками. Разномастные (по цвету, дизайну и баллам) «мудрики» помогают оценить даже маленькие усилия. Отрицательных «мудриков» не существует, бывают лишь штрафы, когда педагог забирает карточки у проштрафившегося. Их можно накапливать. На них можно спорить – с условием, если спор касается знаний, связанных с английским языком. Купюра стоимостью в 100 «мудриков» обменивается на приз, например английскую книгу или билет с разрешением отказаться от домашнего задания. «С таким билетом, – смеется Петр, – некоторые ученики ходят аж целый год, оставляя его «на десерт».
За «мудриками» последовали карты. «Началось все с идеи настольной игры для лучшего изучения языка, – рассказывает Петя. – Темы различные: неправильные глаголы, степени сравнения прилагательных, лексика. Для каждой темы – свои правила игры». Сказано – сделано. Петя купил 5 колод игральных карт и посадил младшую сестру наклеивать и раскрашивать авторские тексты. «Когда сестра поступила в институт и ей стало некогда помогать нести мой метод в массы, – говорит Петя, – я собрал свои мысли в небольшую книжку, где предусмотрел страницы для вырезания карточек, и издал за свой счет 200 экземпляров. Все с удовольствием читали буклет, но всем было недосуг вырезать. И я стал искать, кто бы мог делать готовые карточки в коробочках». После долгих мытарств юный ученый обнаружил фирму, которая готова была делать нужное из отходов макаронных коробок. Но упрямцу хотелось, чтобы вдобавок карточки были заламинированы и долговечны. Наконец он нашел что искал. Однако ему выдвинули условие: 1000 экземпляров. Петр, не раздумывая, пошел на эти расходы. И не прогадал: карточки, которые он когда-то изобрел, чтобы помочь одному ученику-подростку, сейчас помогают и маленьким, и взрослым!
Недавно одно солидное столичное издательство предложило Степичеву подписать эксклюзивный семилетний контракт на выпуск авторских карточек. «Значит, идея азартного английского урока весьма востребована, – радуется Петр. – Ведь урок – это не просто «переваривание» суммы знаний, но и смена положительных впечатлений». И с удовольствием цитирует своего любимого писателя Анатоля Франса: «Для того чтобы успешно переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Комментарии