Город один, а характер у каждого района свой. Чкаловский район Екатеринбурга – окраинный, рабочий. Высокая концентрация промышленных предприятий, много строительных площадок и крупных торговых центров. Когда ровно четыре года назад Ольга БАБЧЕНКО возглавила Отдел образования Чкаловского района, придя сюда из областного отряда управленцев, она знала, во-первых, что результаты экзаменов здесь ниже, чем в центральных районах столицы Среднего Урала. Но, во-вторых и в главных, понимала, что территория перспективна в плане развития. Город разрастается именно в эту сторону. Появляются новые жилые корпуса, вслед за ними школы и детские сады. Меняется социальный статус населения, в свежеотстроенные дома вселяются достаточно обеспеченные молодые семьи с высокими образовательными запросами.
– Ольга Ивановна, каковы темпы развития образовательной инфраструктуры в районе?- В последние годы у нас построены две школы, а в январе 2017 года будут вводиться в эксплуатацию новые здания 39-й гимназии. Самая современная на сегодня – школа №18. Автономно действующая инженерная система, регулируемые вентиляция и отопление. В актовом зале имеется система управления презентациями, звуковое и световое оснащение на таком уровне, какой можно увидеть в правительственных зданиях. Оригинальная схема внутренней навигации (помещение нетиповое и требует подсказки при ориентировании). В рекреациях панорамные окна нестандартной формы, огромные напольные шахматы, мультимедийный пол, на который транслируется изображение и дети могут играть в футбол, пиная виртуальный мячик… Жизнь в такой школе максимально учитывает особенности восприятия ребенка XXI века, заточенного на различные сигналы и знаки.Возможно, это личностная особенность, но мне очень важно, чтобы присутствовало соответствие времени и возрасту. Детские помещения обязаны отличаться от взрослых. В начальных классах уровень «детскости» должен быть выше: иная, чем в старших, расстановка парт, другие доски. Входя в кабинет, человек должен понимать, где он находится. При вводе в эксплуатацию детских садов я проговариваю с заведующими детали вплоть до цветовой гаммы разных зон и формы ручек на шкафчиках. Мы тесно контактируем с Управлением капитального строительства Екатеринбурга, к нам прислушиваются.- Вас явно вдохновляют строительно-хозяйственные дела. Мне чаще доводилось слышать от руководителей жалобы на материальные мытарства: мебель старая, крыша течет…- В Екатеринбурге разработан долгосрочный проект развития города. Каждый район внес свои предложения по проведению капитальных ремонтов и реконструкции образовательных учреждений. Я рада, что мы до этого дожили: это другой уровень материального состояния школ, чем был еще недавно. Хотя и крыши текут, и унитазы ломаются, решаем проблемы в авральном порядке. Нужно сказать, здесь очень помогают родители. На бюджетные деньги школы строятся, а вот на содержание их не всегда хватает. Состояние кабинетов в большинстве учебных заведений находится в родительском ведении. Речь идет не только о благотворительных взносах. Бывают такие примеры: подходит папа к директору и спрашивает: «Я сметчик; могу чем помочь?» Еще бы, составление сметной документации непростое и недешевое дело.- Какие задачи вы ставили перед собой, возглавив отдел образования одного из самых крупных районов Екатеринбурга?- Уточню: первое место в городе по количеству детей и второе по числу образовательных учреждений (у нас в основном крупные школы). Но рейтинг района традиционно был невысок, занимали последние места по учебным показателям. Задачу я поставила следующую. Не будем расписываться в несостоятельности, мы можем подняться. Прежде всего за счет повышения среднего балла в самой рядовой общеобразовательной школе. Вычленили конкретные учебные заведения, у которых есть такая перспектива. Все учреждения разбили на три группы: статусные, их у нас немного, они опора; школы, потенциально способные дать более высокие результаты; остальным хотя бы не снижать существующий уровень.Учащихся я тоже предлагаю условно подразделять на три группы: способные, талантливые; середняки, которых нужно мотивировать; не желающие учиться. С первыми можно работать на доверии, вторым важно создавать ситуацию успеха, с третьей группой действовать последовательно, планомерно.Я категорически против второгодничества. Это никогда не служило воспитательным и образовательным целям. Первейшая организационная задача – добиться, чтобы ребенок пришел в школу. Когда же он в нее пришел, учи его! Если ты педагог, то не имеешь права ставить «два». Ребенок на уроке, значит, ищи к нему путь, придумай какие-то особые карточки, давай индивидуальные задания, включай видеоряд. Двойки в начальной школе в принципе недопустимы. Эту линию я упорно проводила. В результате заметно снижение числа второгодников и неуспевающих. Началось движение вверх. Образование района по независимым экспертным оценкам стало продвигаться на пятые, а по некоторым показателям на третьи позиции в городе. Это позволило людям поверить в себя, появился азарт.- Ольга Ивановна, в числе приоритетных для руководителя сфер вы называете кадровую политику. Что сделано в этом направлении?- Мне сразу бросилось в глаза, что люди у нас откровенные, камня за пазухой не держат. Если с чем-то не согласны, высказываются, иногда горячо. Эмоциональность не считаю недостатком: когда человек открыт, ему больше доверия, можно контролировать ситуацию. Люди – наша сильная сторона.Состав школьных директоров в последние годы принципиально обновился. Теперь это в основном поколение 40-45-летних, которые могут планировать развитие своего учреждения лет на 15 вперед. Кадровым потенциалом в отделе образования занимается Елена Владимировна Старикова, системно мыслящий специалист. Она считает, что действовать надо точечно. Если объявляется какой-то конкурс, не рассылать информацию автоматически всем адресатам, а определить, кто для данного профессионального состязания лучше подходит, убедить его, дать импульс.Только в нынешнем учебном году 567 педагогов приняли участие в конкурсах различного уровня, из них 282 стали победителями и лауреатами, серьезная цифра. Чтобы стимулировать вхождение представителей сильного пола в учительскую профессию, проводились областные соревнования среди педагогов-мужчин, лидерами стали представители нашего района Иван Александрович Барт, учитель начальных классов, и Александр Анатольевич Моисеев, преподаватель русского языка и литературы. Ситуация успеха нужна не только детям, но и учителям.Важная задача для меня как руководителя – поднять уровень дошкольных учреждений. Потребовалось управленческое решение: выделен специалист, который занимается исключительно данной сферой. Наталья Викторовна Матвеева «спровоцировала» создание большого количества стажировочных площадок: провела анализ, вычленила детсады, которые чем-то сильны. У одних идеально налажен документооборот, другие мудро выстроили отношения с родителями, третьи создали разветвленную сеть дополнительных занятий, у четвертых удачный интернет-портал. Они готовы делиться опытом.Постепенно район сам становится инициатором различных проектов. Уральская инженерная школа действует во всем регионе, мы же в ее рамках создали собственную концепцию: включили в профориентационную вертикаль помимо пяти школ четыре дошкольных учреждения. Богатство Чкаловского – разноплановые промышленные предприятия, на их базе проводим технологические квесты, мастер-классы.- Особенностью района является большое количество детей мигрантов. Накладывает ли этот факт отпечаток на образовательный процесс?- Школа №87 реализовывала проект по воспитанию в детях толерантности и преподаванию русского языка как неродного. Сейчас потребности в таком проекте нет. Дети мигрантов на русском говорят зачастую лучше родителей. Вообще ситуация с некоренным населением постепенно меняется, стабилизируется. Таджикские, узбекские родители смотрят за своими детьми, они отзывчивы на требования педагогов. У детей же проблем нет. Конфликты, если они и случались (кто-то эмоционально выкрикнул, кто-то резко ответил), всегда удавалось заглушать на зачаточном уровне. Конечно, не могу полностью поручиться, что абсолютно все терпимы, но никаких экстремистских выходок не наблюдалось.- Одни задачи решаются, новые возникают. Что в повестке завтрашнего дня начальника отдела образования?- Честно скажу: рывок в учебной деятельности несколько отодвинул на второй план воспитательную работу. Она, естественно, ведется, но я говорю о системе, о программе, которая бы всколыхнула школы района. Это мне интересно, здесь вижу перспективу.Екатеринбург
Комментарии