search
main
0

Азарт и умудренность

Основано на доверии и партнерстве

Наставничество всегда рассматривается как перспективная образовательная технология. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. Эти формы основаны на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

За последние два года в наше подразделение «Бета» пришли 7 молодых специалистов. Среди них и учителя математики, и учителя русского и английского языков, биологии и химии. Сразу встал вопрос о наставничестве, так как у молодого педагога всегда возникает много вопросов об особенностях работы в конкретной школе.
Молодых математиков окружила заботой и вниманием Галина Евгеньевна Макарова, которая, являясь бывшей выпускницей нашей школы, с первого дня и по сегодняшний день работает учителем математики и руководит учебным процессом. С ее стороны были организованы различные творческие мероприятия, требующие от молодых педагогов прямого включения в учебный процесс. Екатерина Евгеньевна Рулева, Екатерина Михайловна Киселевич, Светлана Андреевна Зайцева совместно с Галиной Евгеньевной готовили математический праздник для учащихся 6‑7‑х классов, проверяли все работы учащихся, обсуждая спорные моменты в процессе проверки, составляли олимпиадные работы для будущих пятиклассников, готовящихся стать учениками инженерных, IT- и академических классов, помогали в составлении методических пособий для учеников 4‑х классов межшкольного факультатива. Е.Е.Рулева освоила и успешно работала с группой 7‑х классов по «Математической вертикали», возглавила работу с учителями школы по работе в МЭШ. Е.М.Киселевич разработала под руководством Г.Е.Макаровой ряд видеоуроков для внутреннего использования при подготовке учащихся 4‑6‑х классов к участию в ВОШ, межшкольной олимпиаде. С.А.Зайцева разработала и успешно прошла модерацию двух уроков по математике для 7‑8‑х классов в МЭШ, работая всего первый год в школе.

Сопровождением молодых учителей русского языка и литературы – Анны Михайловны Засориной и Елены Александровны Малаховой – вплотную занимались сразу два педагога-наставника – Ольга Петровна Васильева и Татьяна Борисовна Ипатова. В течение первого года работы в нашей школе эти два молодых педагога прошли «боевое крещение» спустя всего три месяца своей трудовой деятельности: в первую среду декабря они приняли активное участие в проведении итогового сочинения по литературе в 11‑х классах. Их роль была определена сразу: они стали ассистентами в проверке работ. Погрузившись в процесс, молодежь стала участником споров, дискуссий, жарких баталий во время обсуждения итоговой оценки каждой работы. А потом была серьезная подготовка к собеседованию по русскому языку в 9‑х классах. Здесь молодые педагоги проявили себя лучшим образом: и А.М.Засорина, и Е.А.Малахова подбирали интересные тексты, активно участвовали во всех тренировочных мероприятиях, а впоследствии стали участниками и экспертами по проверке собеседования в 9‑х классах по русскому языку. Совместно с наставником О.П.Васильевой они разработали методические пособия для 5‑6‑х классов, по которым сейчас учится наша школа. Молодые литераторы были вовлечены и во внеурочную деятельность нашей школы: это и литературные гостиные, и музыкально-литературные композиции, и виртуальные экскурсии, и дискуссионные клубы по обсуждению прочитанных литературных произведений, просмотренных фильмов. Все мероприятия с участием молодых специалистов при поддержке и руководстве наставников всегда проходят на очень высоком уровне.

Стало очевидным, что данная форма сотрудничества помогает и нам, опытным учителям, и молодым педагогам в совместной работе. Закрепление опытного педагога, способного обучить молодого специалиста, повысить его профессиональный потенциал и уровень профессионализма, создать для него комфортную профессиональную среду внутри учебного заведения, которая позволит реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне, – вот ожидаемый конечный результат нашей совместной работы.

В нашей школе создано и успешно действуют несколько моделей наставничества:
– коучинг – это самообучение и саморазвитие, которые заключаются в пополнении знаний и обучении новым навыкам, в том числе работа в МЭШ, создание и правильное формирование материалов, которые могут легко пройти модерацию в МЭШ;
– менторство, или классическое наставничество, – это передача своих знаний о выполнении того или иного задания более опытным педагогом;
– buddying – взаимодействие между коллегами или руководителем на партнерской основе, которое направлено на передачу знаний и адаптацию молодых работников, умение оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду;
– критическое взаимодействие – это критическое анализирование собственной работы, которое позволяет передать знания и адаптировать работника к новым условиям работы, оценить эффективность работы, а самое главное – сформировать команду единомышленников.

Для эффективной работы каждый наставник составляет программу, в которую включает три периода работы:
– адаптационный, в котором необходимо узнать сильные и слабые стороны молодого специалиста, чтобы скорректировать программу и выбрать нужные методы работы;
– основной, где реализует программу адаптации молодого специалиста, проводит работу по коррекции умений и навыков;
– контрольно-оценочный, во время которого проверяется уровень профессиональной компетентности педагога, проводится определение его готовности к выполнению своих обязанностей.

Для достижения поставленной цели, направленной на развитие профессионала своего дела, разрабатывается механизм эффективного взаимодействия наставника и наставляемого, в период реализации которого:
– анализируются результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, выявляются проблемные зоны учащихся;
– выявляются профессиональные затруднения учителя;
– проводятся консультации наставника и молодого специалиста;
– организуется совместное проектирование уроков, консультаций;
– наставник демонстрирует ряд уроков молодому специалисту;
– организует просмотр уроков молодого специалиста с последующим анализом и устранением замечаний.

Сопровождение педагога происходит комплексно: коммуникативно, информационно, методически и организационно.

Для решения возникающих проблем молодые специалисты участвуют в конференциях, круг­лых столах, мастер-классах.

Ожидаемые результаты наставничества в коллективе состоят:
– в аккумуляции и трансляции опыта в профессиональных сообществах;
– в объективной оценке достижений планируемых результатов: ЕГЭ, ГИА, ВПР;
– в результативном участии педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах;
– в закреплении на рабочем месте педагога с высокопрофессиональной деятельностью.

Наставничество – это естественным образом сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу, это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Мы и стремимся его развивать!

Елена ЯНИНА, старший методист школы №1502 «Энергия»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте