В этом году в заочном этапе «Учителя года Красноярского края» приняли участие 45 педагогов из 25 территорий края. Право выступить в финальных соревнованиях получили только 18 конкурсантов. На сей раз свое мастерство показывали не только предметники, но и учителя начальной школы, логопеды, педагоги-психологи и воспитатели дошкольных учреждений.
Конкурс проводился в два тура. Во время первого все участники должны были показать двадцатиминутные фрагменты учебных занятий с незнакомыми детьми. Школьники были удивительно доброжелательными, помогали новым учителям, когда те от волнения сбивались. Согласитесь, ситуация для школы необычная: педагоги нервничают, а ученики чувствуют себя уверенно.
У Елены Владимировны МАКСИМОВОЙ, учителя немецкого языка красноярской гимназии №7, занятие было познавательным по содержанию, дружественным и теплым по настроению – это ощутили и ученики, и гости. На ее уроке дети свободно объяснялись на немецком, рассказывая о своих увлечениях – литературе, спорте, музыке, кино. А потом дети с удовольствием погрузились в мир сказки и приняли в свою компанию домового – забавного старичка. С помощью Елены Владимировны они по-немецки рассказали о его доме, привычках, а напоследок нарисовали – у всех домовой получился веселым и добрым.
Учитель начальных классов из Кировского района г. Красноярска Ольга Степановна ЛЕВЧЕНКО сумела организовать урок так, что дети осознали важность и ценность слова. В распоряжении третьего класса было всего двадцать минут, чтобы раскрасить бесцветную и серую планету – разместить на ней солнце, домики, человечков. И дети, с их безграничным талантом делать мир радостным, нашли веселые, добрые краски. Это помогло ребятам раскрыть значение незнакомых слов, найти взаимосвязь понятий, оценить по достоинству своих друзей и себя. В финале прозвучали немудреные, но искренние строчки:
У каждого своя планета,
У каждого своя звезда.
Для счастья нужно много света,
А в красках – мира и добра.
Я называю все предметы,
Определяю их черты.
Мои друзья – все части речи.
Они творят мои мечты.
Затем прошла презентация опыта работы педагогов: участники представляли свои эссе, методические разработки, а также видеопроекты.
Строгое жюри, в которое вошли заслуженные учителя, депутаты, профсоюзные лидеры, остановило свой выбор на шести участниках конкурса. Каждый из них стал победителем в одной из проблемных номинаций.
«Инновации в образовании и развивающее обучение» – Елена Долгодворова, учитель истории и обществознания красноярской гимназии №1 «Универс».
«Информационные технологии» – Виктор КОЧЕРОВ, учитель физики и информатики Орджоникидзенской СШ Мотыгинского района.
«Учитель-воспитатель» – Ольга Левченко, учитель начальных классов СШ №102 Кировского района г. Красноярска.
«Лучшие традиции в образовании» – Виктор РУЛЬКЕВИЧ, учитель химии СШ №5 г. Канска.
«Вдохновение и педагогический артистизм» – Нина СТРОЕВА, учитель начальных классов Артемовской СШ Курагинского района.
«Здоровьесберегающие технологии» – Наталья ЮДИНА, учитель физкультуры СШ №6 г. Лесосибирска.
Финалисты краевого конкурса «Учитель года-2004» молоды – средний возраст участников тридцать с небольшим лет.
Во втором туре победители проводили творческие мастерские с детьми и мастер-классы со взрослыми.
Во время творческой мастерской учителя начальных классов Артемовской СШ Курагинского района Нины Строевой каждый ребенок с радостью познавал себя, свой внутренний мир. Кульминацией стал момент, когда третьеклассники, вооружившись ручками-микрофонами, направились к взрослым (членам жюри и гостям) с вопросом: «Что такое жизнь?» На такой вопрос маленьких корреспондентов было нелегко ответить, и поэтому урок стал испытанием для всех присутствующих.
На занятии историка Елены Долгодворовой ребята изучали личность знаменитого полководца Георгия Жукова. Подошли к его характеристике с разных сторон.
– Посмотрите на портрет Жукова. Внимательный и грустный взгляд, добрая улыбка – какие тайны истории скрываются за этим гордым и красивым лицом?
Ученики рассказывают, что они знают о маршале как политической фигуре.
– Но ведь наша жизнь неоднозначна, – продолжает учительница. – И совершенно другой образ полководца возникает в нашем представлении, когда мы читаем посвященное ему стихотворение Иосифа Бродского.
Но и после того, как раскрылись неожиданные стороны личности Жукова, осталось много вопросов и появилась необходимость обратиться к строчкам… Гавриилы Романовича Державина. Зачем? Бродский упоминает в своем стихотворении произведение «Снигирь» классика русской литературы. Сложно? Мастерство учителя как раз и заключается в умении поставить проблему, которая никого не оставит равнодушным, заставит искать ответ и позовет к книге.
Еще одним событием конкурса стала встреча шести финалистов с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным перед началом церемонии награждения, в непринужденной обстановке за чашкой чая. Разговор был очень интересным. Вопросы, которые задавали конкурсанты, касались поддержки деятельности инициативных педагогов, организации новых педагогических проектов, материального обеспечения школьных спортзалов и многого другого. В ходе беседы родилась идея создания краевых грантов.
После этого компетентное жюри огласило имя главного победителя – Елены Долгодворовой. Под бурные аплодисменты губернатор вручил победительнице ключи от нового автомобиля ВАЗ-2106. Ценные подарки – компьютеры в полной комплектации с принтерами, модемами и другой периферией, музыкальные центры, микроволновые печи, видеомагнитофоны, а также приличные денежные премии – получили все финалисты. Такие солидные подарки конкурсанты видят впервые. Раньше лауреаты уносили домой символические призы, например книги. Награждение лучших учителей Красноярского края такими подарками стало возможным благодаря генеральному спонсору – золотодобывающей компании «Полюс».
Наталия РЕЗНИКОВА, внештатный корреспондент
Комментарии