В номинацию «Воспитательная программа» прислано более 30 работ. Авторы – из разных уголков России, но снова, как и в номинации «Воспитательная система», лидировала Республика Хакасия.Когда я знакомилась с работами участников конкурса «Мудрая сова», у меня невольно возникала мысль, что многие направления современных воспитательных программ возвращают нас в прошлое, к забытым ценностям и принципам. Порадовало то, что очень многие учителя России понимают важность воспитания гражданской позиции, формирования нравственных и духовных качеств, чувств сострадания, милосердия и толерантности.
Высокие оценки заслужили сразу несколько воспитательных программ, которые в большей мере соответствуют велениям времени (требованиям ФГОС), логически выстроены, имеют четкую систему, авторы постарались убрать все лишнее, обобщить материалы, чтобы экспертам не пришлось выискивать в огромном ворохе разработок и программ то, что соответствует заявленным на конкурс материалам.Вот имена тех, кто получил наиболее высокие баллы: Семен Владимирович Востриков и Людмила Николаевна Кулина, учителя физической культуры и русского языка из города Черногорска Республики Хакасия, представили программу внеурочной деятельности «Эстафета здоровья». Авторы программы предложили комплекс уникальных упражнений, укрепляющих здоровье, массу разработок мероприятий о здоровом образе жизни.Елена Александровна Земская, учитель начальных классов средней школы №28 города Томска, создала программы «Через прошлое к будущему» и «Истоки», которые помогают обучающимся не забывать своих корней и традиций, учат бережно относиться к истории Родины и национальным ценностям.Елена Федоровна Лыскина, заместитель директора и учитель физической культуры средней школы №5 города Саяногорска Республики Хакасия, прислала очень интересную программу «Лестница успеха». Кроме того, она предложила несколько методик, воспользоваться которыми могут учителя среднего и старшего звена. Елена Федоровна поделилась секретами работы школы любящих родителей и заповедями, составленными на основе сказки «Колобок». Елена Юрьевна Насонова, учитель русского языка и литературы школы №28 города Томска, написала программу «Диалог поколений», поделилась основными приемами работы в школьном музее, разработками занятий о блокадном Ленинграде.Ольга Федоровна Новоселова, учитель начальных классов школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов города Козьмодемьянска Республики Марий Эл, представила на суд жюри программу «Планета «Детство», в которой четко видна система слаженной работы, определены цели и задачи, выделены основные направления, соответствующие новым требованиям современного обучения и охватывающие все стороны жизни школьника.Светлана Анатольевна Тетюшкина, учитель географии средней школы №7 города Южноуральска Челябинской области, назвала свою программу «Компас» не случайно, т. к. основные ее разделы посвящены главным жизненным ориентирам, и на каждую ступень обучения приходятся свои ценности (исходя из возрастных особенностей).Чуть меньше баллов у Валентины Ивановны Афанасьевой из лицея №1 города Инта Республики Коми. Ее экскурсионно-краеведческая этнопрограмма «Это Север – край неповторимый, край отцов и Родина моя» связана с изучением истории родного края, воспитанием толерантности. Надежда Митрофановна Черных из школы №2 города Абакана Республики Хакасия предложила программу работы музея истории школы «Верю. Храню. Люблю». Программа может быть полезна тем, кто собирается организовать школьный музей, т. к. автор подробно раскрывает алгоритм поиска информации и сбора музейных экспонатов. Группа учителей из Черницынской средней школы Октябрьского района Курской области – Юлия Сергеевна Захлунина, Татьяна Сергеевна Мальцева, Ирина Николаевна Петрова – поделилась программой деятельности детской пионерской организации «Республика Мальчишек и Девчонок». В рамках организации существуют школа лидеров, фонд «Добрый ангел», где ребят приучают помогать тем, кто рядом. Татьяна Григорьевна Немцева, учитель начальных классов гимназии города Черногорска Республики Хакасия, прислала на конкурс программу «Кладовая мудрости». Школьники учатся познавать мудрость веков через призму главных событий страны, города и своей семьи. Лицей города Абакана (Республика Хакасия) был представлен группой педагогов: Наталья Александровна Поплюева, Анастасия Александровна Минор, Ирина Васильевна Купцова. Программа называется «Здоровый ребенок лицея – чистый алмаз!». Очень интересно авторы рассмотрели грани алмаза, сравнив их с различными сторонами личности человека. В программе приведен большой объем коллективных занятий, помогающих творчески использовать жизненный опыт ребенка, развивающих у детей коммуникативные навыки, художественную и творческую инициативу.Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области, почетный работник общего образования РФ, финалист конкурса «Учитель года России-2001»
Комментарии