Очередной сезон методического конкурса «Сто друзей», который уже 14 лет проводит «Учительская газета», в разгаре. Поток писем от участников не ослабевает даже в июле – традиционном отпускном месяце для учителей. Творческие люди отдыхать не умеют! Спешим дать несколько полезных советов тем, кто сейчас формирует папку участника нашего состязания.
Во время проведения XIII конкурса «Сто друзей» мы ввели новшество – народное голосование за лучшие материалы, которые параллельно оценивало наше профессиональное жюри. К сожалению, голосование выявило немало проблем в общении между учителями, возникали негативные эмоции участников по отношению к организаторам и жюри, конфликты между конкурсантами… Вместе с тем наше народное жюри оставило немало полезных комментариев, которые все еще доступны для чтения в рубрике «Методика» сайта www.ug.ru (в самом конце страницы ссылка «Архив опросов»).Мы выбрали те высказывания, которые помогут участникам XIV конкурса «Сто друзей» показать себя с лучшей стороны.И начну с ответа на вопрос, который задала учитель английского языка лицея №103 «Гармония» города Железногорска Красноярского края Надежда Ратина: «В номинациях №№2, 3, 4 (сценарии уроков, организация внеклассной работы, материалы к уроку) вы, к сожалению, не указали, чему будет отдаваться предпочтение – системе уроков/внеклассных мероприятий по какой-то теме или отдельным оригинальным урокам/мероприятиям». Мы никогда не сдерживаем свободу творчества участников наших конкурсов. По большому счету не так важно, пришлет педагог элективный курс, систему уроков или идею подачи какой-то темы, главное, чтобы материал был эксклюзивный, авторский, свежий, чтобы это был нетривиальный взгляд на преподавание предмета. Так, в числе авторов лучших работ в прошлом сезоне оказалась педагог дополнительного образования, по совместительству учитель русского языка и литературы, Детско-юношеского центра Ачинского района Красноярского края Ирина Клыкова. Она прислала «Рекомендации по проведению уроков литературы в 5-м классе по теме «Стихосложение» в форме презентации (см. материал в рубрике «Методика» на сайте «УГ»). Во время голосования Ирина рассказала: «На курсах по ИКТ я не обучалась. Просто как-то глубокой ночью, когда я готовилась к занятиям, у меня родилась идея. Я делала эту презентацию прежде всего для детей, а не для конкурса. Идея двойных имен – моя, авторская. И в этой разработке представлена только идея. Я хотела показать, что вот так можно подходить к теме «Стихосложение». А как это включить в сам урок – другой вопрос…»Очень важные замечания касались презентаций, которые присылают на конкурс учителя самых разных предметов. К этим рекомендациям Татьяны Касатиной, учителя начальных классов школы №10 VIII вида города Ступино Московской области, стоит прислушаться: «Все-таки наши школы еще недостаточно компьютеризованы, это отражается на наших презентациях. Не хватает навыка, опыта. Учебная презентация – это своеобразный документ. Ее цель – научить, а не отвлекать. Лучше смотрится презентация, выполненная в едином стиле, причем советую выбирать фон светлых оттенков. Недопустимо использование большого текста на одном слайде. Презентация должна дополнять действие в классе, а не заменять. Использование иллюстративного материала и текста – в соотношении 50 x 50. Шрифт должен быть одинаковым на протяжении всей презентации. Смена кадров – тоже в одном стиле. Многие учителя, научившись использовать анимационные, цветовые эффекты, настолько увлекаются этим, что превращают презентацию в цирк. В результате дети смотрят на спецэффекты, совершенно не улавливая учебного материала. В конспекте целесообразно указывать номера слайдов, этим вы упростите прочтение вашей работы. И еще совет: если вы используете изображения из Интернета, делайте ссылку на конкретную картинку. Авторское право у нас никто не отменял».Уже после того как XIII конкурс завершился, наша победительница Елена Давыдова, учитель географии средней школы №18 города Сочи Краснодарского края, предложила коллегам следующие требования к учебной презентации:«1. Единство оформления слайдов.2. Контрастность фона и текста.3. Размер шрифта не менее 24 для текста и 36 для заголовка.4. Требование к заголовкам: одинаковое оформление, отсутствие точки в конце.5. Использование качественных изображений, соотнесение размеров.6. Расположение элементов на слайде – требования симметричности. 7. Наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение.8. Контраст изображения по отношению к фону.9. Яркость цветов по отношению к фону.10. Структурированность текста.11. Уместность анимации. Эффектные анимации, когда объект выпрыгивает, крутится или, наоборот, еле ползет по слайду, вполне уместны на развлекательном мероприятии, а не на уроке. Если можно обойтись без анимации, лучше так и сделать».Вдохновенного вам отпуска, уважаемые друзья!
Комментарии