Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные основы жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с “исцеления” самого человека.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. По мнению А.Эйнштейна, одна из задач образования – сделать нравственность живой силой, помочь ясно осознать ее значение. Для будущего гражданина России хорошо знать курс этики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития, самостояния. Кроме того, этот курс предполагает активное включение в творческий процесс родителей, учащихся, учителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителей и учащихся, а нормы нравственного поведения “выращиваются” с начальной школы.
Курс “Этика” является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса нашего учебного заведения, гуманитарной гимназии им. А.Пушкина, т.к. соответствует ее концепции: созданию условий, при которых каждый взрослый и учащийся развивается, образовывается и преобразуется в процессе взаимодействия и совместной творческой деятельности, имея возможность включать себя в различные сферы этой деятельности как на уроке, так и вне его. Его можно использовать и на уроках граждановедения, классных часах.
Цели курса:
1. Помочь ученикам постигнуть духовно-нравственные ценности человечества.
2. Научить их на практике осваивать нормы нравственного отношения к миру, людям, к самим себе.
3. Постараться направить их усилия на понимание мира и деятельность на благо людей.
ПРОГРАММА КУРСА “ЭТИКА”
“Основы нравственного здоровья”, 1-3-й классы (102 часа)
Пояснительная записка
Все мы понимаем, что будущее общества во многом зависит от того, что сегодня происходит в душах наших детей. Вот почему важно как можно раньше помочь детям постичь душою, что можно и что нельзя делать по отношению к миру, людям, себе. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для этого.
Данная программа нацелена на “выращивание” в сознании учащихся этических норм как результата педагогического взаимодействия с детьми. В основу ее положена идея развития ребенка как субъекта жизнедеятельности и педагогического сопровождения происходящих с ним изменений с привлечением различных областей человеческих знаний (эстетики, литературы, психологии и др.). Интеграция знаний составляет теоретический блок педагогического сопровождения и подкрепляется технологией, основанной на синтезе гуманитарного знания с психологическими (эмоционально-волевыми) компонентами личности.
Цели:
1. Содействовать становлению личности ребенка: научить его смотреть на мир духовными глазами, свободно размышлять об увиденном и услышанном и вырабатывать свой взгляд на этот мир.
2. Выращивать в ребенке нормы нравственного отношения к миру, людям, к себе.
3. Открыть растущему человеку пути поиска своей человеческой сущности, помочь раскрыть свой творческий потенциал.
По своему духу курс направлен на возвышение личности растущего человека.
Основные практико-ориентированные разделы программы могут варьироваться как в рамках одного класса, так и в рамках начальной школы в целом в зависимости от возрастных, интеллектуальных, психологических особенностей учащихся класса, школы.
Содержание курса
I. Приглядись к себе: кто ты?
Цель: включить ребенка в процесс самопознания, чтобы помочь ему “вписать” себя в мир людей.
1. Кто я? Человек, сын (дочь), ученик, гражданин, часть природы.
2. Какой я? Что во мне хорошего?
3. Что я люблю?
4. Мой характер: что от меня ждать другим?
5. Мои любимые игрушки, книги, деревья, цветы.
6. Я – самый близкий себе человек. Чем я интересен другим?
II. Мир вокруг меня
Цель: развивать внимание к окружающему миру и наблюдательность, вырабатывать свое отношение к нему, пробуждать “чувства добрые”.
1. Как создан этот многоцветный мир?
2. Я и мир природы. Мои любимые уголки природы…
3. Природа глазами художников, поэтов…
4. Я и другие люди (друзья, близкие, одноклассники).
5. Мир моего дома, моей семьи.
6. Я и искусство. Музыка, живопись, поэзия в моей жизни.
III. “Зорко одно лишь сердце”…
Цель: понять значение сердца в жизни человека.
1. Сердце, его ценности: любовь, уважение, дружелюбие, забота, отзывчивость.
2. Доброе сердце, какое оно?
3. Доброе сердце моих любимых сказочных героев.
4. Сердце моей мамы, какое оно?
5. Ценности моего сердца.
6. Не стесняйся доброты своей.
IV. Радость – самая важная вещь на Земле
Цель: проникнуть в смысл понятий “счастье”, “радость”, “любовь”, открыть для себя оттенки радости и счастья.
1. Главные тайны жизни.
2. Что такое счастье? Где искать синюю птицу счастья?
3. Отчего человек может быть по-настоящему счастлив?
4. Радость, ее оттенки.
5. Радость материнской ласки.
6. Мои земные радости.
7. Подари другому радость.
V. Этика – это нравственная норма поведения
Цель: приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, “сеять” семена нравственности, учить делать выбор в пользу добра.
1. Золотое правило нравственности.
2. Уважение.
3. Милосердие.
4. Дружелюбие. Чужая беда – тоже беда.
5. Внимание и забота. Приди на помощь вовремя.
6. Искренность.
7. Этика общения.
8. Этика отношения к окружающему миру (люби, береги, проявляй заботу, учись сотрудничать).
VI. Человек – частица Вселенной
Цель: помочь ребенку осознать свое единство с окружающим миром, космосом.
1. Место человека во Вселенной.
2. Я – Семья – Дом – Родина – Земля – Космос.
3. Космос – наш общий дом.
4. Земля – родина человечества.
5. Мой родной город, мои любимые уголки в нем.
6. Мой дом. Атмосфера моего дома, зависит ли она от меня? Как я могу помочь ему быть теплым и уютным?
7. Космос начинается с меня: моих мыслей, чувств, поступков.
“Основы нравственной культуры”, для учащихся среднего звена школы (68 часов)
Пояснительная записка
Многовековая история цивилизации подтвердила, что именно духовные, нравственные ценности составляют тот прочный фундамент, на котором может строиться здоровое общество. Этическое воспитание во все века рассматривалось как приоритетная задача образования.
Читаем у Платона: “Если вы спросите, в чем польза образования, ответ будет прост: образование делает хороших людей, и эти хорошие люди совершают благородные поступки”.
Основу программы составляют следующие положения:
поведением человека управляют законы нравственности;
этические нормы отношения к миру, людям, к самому себе должны быть освоены вовремя;
растущий человек, постигнув смысл и значение в жизни общечеловеческих ценностей, делая выбор в пользу добра, охотно, сознательно и творчески применяет их в своей жизнедеятельности.
Цели:
1. Создание представлений об основных категориях этики.
2. Постижение общечеловеческих ценностей.
3. Освоение норм нравственного отношения к окружающему миру, людям, себе.
4. Выработка устойчивости в нравственном выборе в любых жизненных ситуациях.
Основу программы составляют следующие практико-ориентированные блоки, которые могут быть откорректированы с учетом интеллектуального и психологического развития учащихся класса, школы.
Урок практической духовности
1. Смысл человеческой жизни
Что есть жизнь? Зачем человек пришел на Землю? Этика благоговения перед жизнью. Условия, необходимые для полноценной и счастливой жизни человека на Землю.
2. Познай себя
Человек, кто ты есть? Какой ты? Что в тебе хорошего? Что от тебя можно ждать другим? Я и родные мне люди. Человек: тело – душа – дух. Ценность характера: единство и гармония. Неповторимость твоего “Я”. “Познай себя, и ты познаешь Вселенную”.
3. Этика – это поведение души
Человек и общество. Диалектика души. Взаимоотношения между людьми. Что такое мораль, нравственность, этика? Общечеловеческие ценности: целеустремленность, стремление к идеалу, благодарность, чувство собственного достоинства, честь, уважение, почитание, дружелюбие, терпимость, милосердие, сострадание, любовь и др. Золотое правило нравственности.
4. Искусство жить достойно
Подвижники духа. Великие подвижники России. Понятие “подвижник”. Смысл и основа жизни подвижника. Духовные учителя человечества. Благородные люди. Спасители земли русской.
5. Этика мысли и чувства
Что есть мысль? Сила мысли? Человек есть то, о чем он думает. Чтобы хорошо жить, нужно хорошо мыслить. Что есть чувства человека? “Чувства добрые”.
Этика проявления чувств.
6. Нравственные основы общения
Как мы общаемся? Язык общения, тон общения. Основы общения. Учимся вести диалог. Основы бесконфликтности. Берегите собеседника. Такт – ум сердца. “Святая наука – расслышать друг друга”.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА
1. Методические разработки наиболее интересных, удачных занятий.
2. Методические рекомендации по чтению и вопросы к размышлению над художественными произведениями по теме для родителей с целью организации семейного чтения, т.к. чтение и размышление над прочитанным – неотъемлемая часть занятий. Лучшие книги мировой детской классики становятся друзьями и спутниками ребят.
3. Сценарии итоговых занятий по темам программы, составленные автором во взаимодействии с учителями начальных классов, учителями музыки и хореографии, а также родителями:
“Где искать тебя, птица счастья?”,
“Путешествие в Страну радости”,
“В мире много сказок”,
“Ты полюбишь смотреть на звезды!”,
“Меня крылом коснулась тайна далеких рыцарских времен” и др.
4. Комплекты дидактических материалов для индивидуальной и групповой работы на занятиях.
5. Раздел “Радость” – самая важная вещь на Земле” – спектакль “Огурцы и другие пирожные”.
Тема “Главная тайна жизни” – спектакль “Синяя птица” М.Метерлинка.
6. Разрабатывается система художественного и музыкального сопровождения занятий.
Использование названных выше методов работы, а также регулярное общение с родителями дают автору возможность получать информацию об эффективности курса и добиваться определенных успехов в воспитании ума и сердца учащихся.
Ирина АЛЕНЬКИНА,
учитель этики
Нижний Новгород
Комментарии