search
main
0

Авторские программы Мое человеческое “Я”

Жизнь человека, качество нашего общества, государственность, благосостояние страны – все это определяется не столько знанием законов и качеством их, сколько их принятием и пониманием. Гражданами своего государства мы становимся, уважая и соблюдая законы государства, при этом устраняя недостатки законодательства не революциями и переворотами, а конституционным, законным путем.
Мне кажется, что все еще школы недостаточное внимание уделяют гражданскому образованию, подготовке детей к жизни. Вот почему возникла необходимость создать программу по граждановедению “Мое человеческое “Я”. Она призвана привить подрастающему поколению не просто знание законов, но внутреннее понимание того, что их необходимо соблюдать.
Население сейчас, как никогда, разделено на часто непримиримые социальные группы. Да и правила жизни за стенами учебного заведения сильно отличаются от тех, что прививаются в школе. Детям сейчас очень трудно соизмерить свое сознание с жизненными наблюдениями этих явлений.
Сегодня непрерывно меняется состояние нашей экономики. Пока не найдена та универсальная модель нашего общества, которая удовлетворяет все социальные группы населения.
Программа “Мое человеческое “Я” предполагает, что детям, в перспективе, достанется совершенно другое общество и соответственно другие законы. Перед учителем стояла задача разработать и воплотить в жизнь систему универсальных базовых ценностей, не мешающих появлению нового, а также адаптировать сознание ребенка к существующему ныне.
Он должен понять, что законы не должны возводиться в ранг неизменного. Существующая ныне ситуация в государстве не должна приводить к эмиграции молодежи и порождать своеобразную форму протеста против несправедливости – преступность.
Для полноценного развития личности важно научить понимать и любить историческое прошлое нашей страны, историю ее законотворчества и необходимость соблюдения существующего законодательства как гарантию нашего стабильного будущего.

Пояснительная записка
Граждановедение – интегрированный курс, включающий в себя материалы по психологии, социологии, правоведению, экономике, теории государства и национальным отношениям. Данная программа “Мое человеческое “Я” предназначена для учащихся 1-3-х классов. Она является начальной частью программы по гражданскому образованию. Основной причиной ее создания является недостаточное научно-методическое обеспечение данного курса для школьников. Она призвана устранить недостатки и усвоить положительный зарубежный педагогический опыт, применив его на благо нашей страны, не растеряв при этом отечественных перспективных разработок.
Программа “Мое человеческое “Я” построена на основе международно-правовых документов, работ русских и зарубежных психологов, исторических деятелей и педагогов и включает в себя опыт ряда учителей, методистов и политических деятелей нашей республики.

Цели программы
Они определены в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, 2-й главой Конституции РФ.
Программа предполагает дать ребенку возможность:
осознать свои способности, талант, склонности, достоинство;
развить творческое начало;
почувствовать свое место в современном мире;
развить чувство ответственности;
увидеть смысл в повседневной жизни;
узнать законные возможности ее улучшения;
учиться управлять своими эмоциями, вырабатывать положительное умонастроение;
самому определить недостатки, негармоничность своего внутреннего “Я”, мешающего занять полноценное место в нашем обществе;
начинать работать над своим сознанием, стремясь достигнуть максимального результата;
уметь уже в школе правильно поставить цель своей жизни и планомерно стремиться к ее достижению через образование.
Цели программы реализуются через тематические беседы, ролевые игры, конструирование и проигрывание каких-либо жизненных ситуаций через сочинение рассказов, рисование, чтение и рассуждение о прочитанном, через погружение сознания в различные исторические эпохи и применение в играх исторического опыта законодательства.

Принципы программы
1. Акцент делается исключительно на положительные эмоции человека.
2. Активное включение воображения и его словесное закрепление.
3. Опора на жизненный опыт ребенка.
4. Диалогическое общение ученика и учителя.
5. Прогнозирование и моделирование реакции окружающих на свои действия в игровой форме на основе полученных знаний.
Принципы программы тесно связаны с ее целями. Основная цель – пробудить к жизни все то хорошее, что есть в ребенке.
Развитие способности диалогического общения – это задача, постоянно сопутствующая другим школьным задачам, хотя периодически она может выдвигаться на первый план и становиться основной. Принцип включения воображения и эмоций важен потому, что любая воспитательная работа дает результат только тогда, когда затрагивает душу ребенка. Таково же значение и принципа “опора на жизненный опыт ребенка”. Примерить на себя, вспомнить пример из своей жизни, представить в какой-либо конкретной ситуации – все это дает ребенку возможность постигать жизненную мудрость, усваивать нравственные законы через собственные открытия, а не через опыт учителя.

Программа состоит из 6 разделов.
Первый год обучения (1-й класс)
1. Мир, который меня окружает – 11 часов.
2. Мое внутреннее “Я” – 23 часа.

Второй год обучения (1-й класс)
1. Что значит полноценное развитие личности – 11 часов.
2. Мои права – 23 часа.

Третий год обучения (3-й класс)
1. Познай себя – 13 часов.
2. Права на каждый день – 21 час.

1-й раздел. Мир, который меня окружает, рассчитан на 11 часов.
В своем содержании отражает связь человека с тем, что его окружает, иллюстрирует его отношение к этим явлениям.

2-й раздел. Мое внутреннее “Я” – 23 часа.
Человек живет среди других людей: родители и дети, друзья и коллеги, единомышленники, соседи и т.д. составляют окружение каждого человека. Как строить отношения с ними? Как научиться жить в мире и согласии? Как найти друзей? Над этими и другими вопросами предлагает задуматься второй раздел программы.

3-й раздел. Что значит полноценное развитие личности – 11 часов.
Темы третьего раздела направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к самому себе, причине своих поступков, словам, мыслям, чувствам, своим способностям и желаниям, т.е. помочь детям получить полноценное развитие.
Человек не может полноценно развиваться, отторгая, как негодное, пробудившее его к жизни общество.

4-й раздел. “Мои права” – 23 часа.
Этот раздел знакомит учащихся с основными правами и свободами человека, зафиксированными во Всеобщей декларации прав человека.

5-й раздел. “Познай себя” – 13 часов.
Умение анализировать, давать оценку своим поступкам и планировать повседневную жизнь, осознавая ее значимость.

6-й раздел. “Права на каждый день” – 21 час.
Этот раздел поможет учащимся учиться в повседневной жизни применять знания основных прав и свобод человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека, второй главе Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
На практике в игровой ситуации объясняет, что права мы можем получить только в обмен на добровольное ограничение своих желаний. Права – это просто плоды нашей дисциплины.

Методические основы курса
Методика предусматривает активное участие и взаимодействие детей и педагога. Показателем развития служит процесс уменьшения индивидуальной агрессии, роста терпимости к чужим недостаткам и как следствие – повышение дисциплины и успеваемости всего класса. При хорошей психологической атмосфере в классе значительно снижается уровень заболеваемости.
Ролевые и деловые игры, диспуты и беседы посвящены проблемам общения со сверстниками, старшим поколением, вопросам семейных отношений. Они помогут детям осознать и выразить свою индивидуальность, развить умение свободно мыслить, понять свою дальнейшую ответственность за состояние нашего государства.
Программа не может остановиться в своем развитии, как не стоят на месте социальные завоевания и законодательство.

Активные методы обучения
Деловая игра
Эта форма занятий часто применяется на уроках, когда важно решить какую-то конкретную проблему. Главное, что должно быть что-то определенное: конкретная ситуация, которая требует выхода. Что очень важно, что дети находят ответы внутри себя, своего детского коллектива, легко усваивая важные истины. Интеллект преподавателя не оказывает прямого давления на психику детей, способствуя творчеству. Поэтому мягкая коррекция педагога не встречает сопротивления детского сознания, помогая усвоению пройденного.

Творческие задания
1. Творческие сочинения.
2. Составление кроссвордов.
3. Конкурсы плакатов.
4. Рисунки-ассоциации.

1. Творческие сочинения:
а) сочинение-фантазия;
б) сочинение-проблема.
Цель этих сочинений: развить фантазию ребят, дать возможность задуматься над проблемами, осмыслить их. Они дают возможность учителю на основе получаемого материала гибко внести коррективы в программу последующего обучения.
2. Кроссворды.
Составление учащимися кроссвордов самостоятельно является важной составляющей на уроках граждановедения. Цель этой самостоятельной работы состоит в привитии навыков работы над понятиями, прививаются уроки терпения и умения кропотливо работать над поставленной задачей. В ненавязчивой форме внутри сознания укладывается мозаика общности, зависимости отдельного от множества. Учитель проверяет объем работы, соответствие понятий теме, оригинальность оформления и точность определений. Небольшие по объему кроссворды можно использовать на итоговом уроке как элемент проверки усвоения пройденного материала.
3. Конкурс плакатов.
Его можно проводить как конкурс групповых и индивидуальных плакатов. Дети стараются путем использования цвета и лозунгов, понятий кратко сформировать и выразить свою позицию, отношение к данной проблеме.
4. Рисунок-ассоциация.
Это задание развивает фантазию, образное мышление у детей. Это групповая работа в классе во время урока. Здесь в отличие от плаката не особенно важен художественный уровень. Главное – это образное мышление детей и умение объяснить. Например, изобразить “диктатора”, “диктатуру и демократию”, “добро и зло”, “семью” и т.д. По мере усвоения знаний тон рисунков постепенно должен переходить из агрессивного в более нейтральные понятия. Это своеобразная проверка качества преподавания и возможность совершенствования дальнейшего роста педагогического мастерства.
Задание дается на уроке, время не более 15 минут. Ребята рисуют ассоциацию и готовят объяснение.

Знания, умения, навыки
Знания
1. Знание документов по правам человека и прав, которые изложены в них.
2. Знание ответственности за нарушение прав человека.
3. Умение защищать как собственные права, так и права других людей.

Навыки
1. Умение логически мыслить и строить доказательства.
2. Умение решать проблемы, конфликтные ситуации.
3. Умение слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей.
4. Предпринимать действия по защите прав человека.

Установки. Убежденность в том,
что права человека важны;
человеческое достоинство присуще всем людям;
права человека надо уважать и соблюдать;
взаимодействие лучше, чем конфликт;
мы сами отвечаем за наши собственные действия, и мы сами можем сделать мир лучше, если только постараемся.
Такое отношение соответствует морально-нравственному развитию детей и готовит их к позитивному участию в жизни общества.

Программа курса

1. Раздел “Мир, который меня окружает” – 11 ч.

Понятия: семья, члены семьи, регистрация барка, гимназия, конституция, малая родина, природа, власть, диктатура, демократия, закон, конституция, долг, государство, семья, школа.
Цели
1. Помочь увидеть учащимся взаимодействие человека и природы.
2. Дать первоначальное представление о том, что такое государство и для чего оно нужно обществу, человеку.
3. Сформировать начальное представление о признаках власти, ее разных формах.
4. Довести до сознания, что семья и школа – ячейки, составная часть общества и государства.

Темы
1. Человек и его семья – 2 ч.
2. Наша школа – 1 ч.
3. Наша малая родина – 1 ч.
4. Наша большая родина – 3 ч.
5. Земля – наш общий дом – 1 ч.
6. Взаимодействие человека и природы. Человек – дитя природы и член общества – 1 ч.
7. Начальное представление о власти – 1 ч.
8. Обобщающий урок “Мой долг”.

2. Раздел
“Мое внутреннее “Я” – 23 ч.

Понятия: человек, гражданин, ученик, привычки, добро и зло, друг, интеллект, общение, взаимопомощь, свобода, судья, адвокат, прокурор, коллектив, сочувствие.

Цели
1. Помочь детям увидеть уникальность и значимость каждого человека.
2. Способствовать выявлению своих задатков, увлечений, способностей, желаний и умению оценивать свои достоинства и недостатки.
3. Развивать логическое мышление.

Темы
1. Что такое человеческое “Я” – 2 ч.
2. Мои привычки – 2 ч.
3. Чем замечательно детство. Роль добра и зла в становлении личности – 1 ч.
4. Я расту (тело, интеллект, сердце, воля) – 3 ч.
5. Я и мое окружение – 1 ч.
6. То, что я делаю, влияет на других людей – 2 ч.
7. Ценность человеческого общения – 2 ч.
8. Какой я человек – 2 ч.
9. Какой я ученик – 1 ч.
10. В чем заключается право мое и моих друзей на неприкосновенность личности – 2 ч.
11. Что такое коллектив – 1 ч.
12. Милосердие – самое доброе слово – 1 ч.
13. Надо ли становиться добрым человеком – 2 ч.
14. Обобщающий урок “Я хочу стать лучше” – 1 ч.

Второй год обучения

3-й раздел.
Что значит полноценное развитие личности – 11 ч.

Понятия: творчество, право выбора, добро и зло, честность, счастье, свобода, закон, ответственность.
Цели
1. Привлечь внимание ребенка к самому себе, своим поступкам, словам, мыслям, чувствам, возможностям, способностям, желаниям и т.д.
2. Довести до сознания детей, в чем заключается их право на полноценное развитие.
3. Показать роль самих детей, родителей и государства в совершенствовании человека.

Темы
1. Я талантливый человек – 1 ч.
2. Добро помогает таланту расти – 1 ч.
3. Можно ли измерить доброту – 1 ч.
4. Я сильный – 1 ч.
5. Я красивый – 1 ч.
6. Я вежливый – 1 ч.
7. Что такое свобода – 2 ч.
8. Что значит быть по настоящему здоровым человеком – 1 ч.
9. Я особенный человек – 1 ч.
10. Я нравлюсь себе – 1 ч.
4-й раздел. “Мои права” – 23 часа.

Понятия: юридические, моральные права, нравственные устои, законность и порядок, равноправие, дискриминация, гражданство, гражданские права и обязанности.

Цели
1. Сформировать систему представлений о правах человека и способах их защиты.
2. Создать условия для формирования у учащихся убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.

Темы
1. Всеобщая декларация прав человека – выдающийся документ в истории человечества – 2 ч.
2. Права человека и свободы – 1 ч.
3. Равноправие – 1 ч.
4. Право на личную неприкосновенность – 1 ч.
5. Что такое рабство – 1 ч.
6. Никто не должен подвергаться пыткам – 1 ч.
7. Что такое дискриминация – 1 ч.
8. Защита от дискриминации – 1 ч.
9. Кто защитит мои права – 1 ч.
10. Как избежать конфликта – 1 ч.
11. Права обвиняемого – 1 ч.
12. Право на неприкосновенность жилища – 1 ч.
13. Свобода передвижения – 1 ч.
14. Право на защиту от преследований – 1 ч.
15. Что такое гражданство – 1 ч.
16. Государство на защите семьи – 1 ч.
17. Творческая работа “Мое мнение” – 1 ч.
18. Право на свободу мысли, совести, религии – 1 ч.
19. Право на свободу убеждений – 1 ч.
20. Право на свободу мирных собраний – 1 ч.
21. Право на участие в управлении государством – 1 ч.
22. Творческая работа “Мое мнение” –

Понятия: пакт, вероисповедание, избиратель, выборы, тайное голосование.

Цели
1. Довести до сознания детей, что все люди разные и каждый человек имеет право жить так, как ему по душе при условии, что это не вредит окружающим.

Третий год обучения

5-й раздел.
Познай себя” – 13 ч.

Понятия: свидетельство о рождении, православное имя, темперамент, задатки, способности, справедливость, смысл жизни, поступок, верность, прощение.

Цели
1. Дать детям представление о человеческой личности, обладающей неотъемлемыми правами.
2. Учить детей отличать достоинства людей от их недостатков.
Показать необходимость выработки определенных правил, по которым строятся взаимоотношения в группе и обществе.

Темы
1. Твое имя – 1 ч.
2. Твой характер – 1 ч.
3. Человек создан как венец творения – 1 ч.
4. Мы можем и должны уважать других людей – 1 ч.
5. От чего зависят поступки человека – 2 ч.
6. Что такое верность – 2 ч.
7. Способность судить о других – 2 ч.
8. Умение прощать – 2 ч.
9. Творческая работа “Говорить людям об их хороших качествах – важно” – 1 ч.
6-й раздел.
“Право на каждый день”

Понятия: законы и правила, гражданин, высшие достоинства, совесть, страна, права человека, конвенция, ответственность, правительство, благосостояние, власть, Уголовный кодекс, правовая ответственность, полноценное развитие, социальное обеспечение.

Цели
1. Способствовать формированию правовых знаний у учащихся.
2. Содействовать развитию чувства правовой защищенности.
3. Способствовать развитию основ правового поведения.

Темы
1. Что такое правила и законы – 1 ч.
2. Везде ли есть правила и законы – 1 ч.
3. Что значит быть гражданином – 2 ч.
4. Что такое общество – 1 ч.
5. Права человека – 1 ч.
6. Права детей – 1 ч.
7. Родители и дети. Их ответственность друг перед другом – 2 ч.
8. Власть, которая меня окружает, и моя власть – 2 ч.
9. Власть и порядок в обществе – 1 ч.
10. Свобода и ответственность – 2 ч.
11. Виды правонарушений и правовая ответственность – 1 ч.
12. Бесправие унижает человека – 1 ч.
13. Право на социальное обеспечение – 1 ч.
14. Право на труд – 1 ч.
15. Право на отдых – 1 ч.
16. Здоровье и благосостояние человека – 1 ч.
17. Творческая работа “Новая планета”.

Лидия ЖУРАВЛЕВА, учитель граждановедения, Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте