search
main
0

Авторские методики Жить вместе, но сохранять индивидуальные черты

Тема “Права беженцев”

Отношение к проблеме беженцев должно стать проверкой приверженности всех правительств и народов делу защиты прав человека.
Садако Огата,
Верховный комиссар ООН
по делам беженцев

Проблемы вынужденной миграции в современном мире

Вопрос о беженцах и вынужденных переселенцах имеет международный характер и касается целого ряда регионов мира, в том числе и республик бывшего СССР. В последние годы эти проблемы существенно затронули и внутреннюю ситуацию в Российской Федерации. Обострение социально-политической обстановки в бывших республиках СССР, расширение географии межнациональных и религиозных конфликтов, экономический кризис, сопровождающийся резким социальным расслоением населения, привели к дестабилизационным процессам в обществе и как следствие к росту потоков беженцев и вынужденных переселенцев. Особенно отчетливо это проявляется в регионах Закавказья и Средней Азии, где усиление крайне националистических настроений создает атмосферу нетерпимости к русскоязычному населению.
Политика “мягкой этнической чистки” под лозунгом защиты коренного населения в странах Балтии привела к ущемлению прав русскоязычного населения. Здесь явственно обозначились тенденции вытеснения русских из сфер общественно-политической, культурной и экономической жизни, что ставит их в положение потенциальных беженцев. Кроме того, усиление социальной, этнической и религиозной напряженности на Северном Кавказе привело к появлению значительного количества вынужденных переселенцев на территории самой Российской Федерации.
Причины, вызвавшие появление вынужденных мигрантов, характерны не только для нашей страны. Военные действия, межнациональные и религиозные конфликты вынуждают людей покидать места своего постоянного проживания во многих зарубежных странах. Однако в России это явление было усилено распадом СССР, стимулировавшим дезинтеграционные процессы и приведшим к возникновению новых суверенных государств на месте бывших республик.
Вопросами пребывания и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев на территории России непосредственно занимается Федеральная миграционная служба, созданная в 1992 г. Отдельные функции по упорядочению пребывания на территории России беженцев, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, выполняет Межведомственная комиссия по упорядочению въезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для решения проблемы беженцев в рамках СНГ был принят ряд межгосударственных документов: Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г. (подписано главами государств Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана), решение “О создании межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам” от 10 февраля 1995 г. (подписано Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном. Решение тогда не подписали Азербайджан, Грузия, Молдавия, Туркмения, Узбекистан и Украина) и др.
Однако большинство межгосударственных документов (в рамках СНГ) не наполнены реальным содержанием и практически не выполняются. Фактически вся работа по оказанию помощи и обустройству вынужденных мигрантов ведется за счет бюджета Российской Федерации и поступлений от таких международных организаций, как УВКБ ООН, Международная организация по миграции и др.
В настоящее время в нашей стране работают и неправительственные общественные организации, занимающиеся проблемами беженцев. Так, например, Ассоциация по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев “АДЕПТ” ведет большую правозащитную работу с этой категорией лиц. Также эта организация на основе серьезного изучения проблемы разработала специальную программу о массовых миграциях в нашей стране – “Программа организованной миграции в России”, в которой дан анализ современного состояния проблемы, показаны пути ее решения, приведены региональные проекты организованной миграции, особое внимание при этом уделено проблемам финансирования предложенных мероприятий.

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России
Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется как международным, так и российским законодательством. Из международных документов наибольшее значение имеют Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г., протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, Декларация о территориальном убежище 1967 г. Толчком для создания российского законодательства послужили распад СССР и обрушившийся вслед за ним поток беженцев. 19 февраля 1993 г. были приняты законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” (позже в эти законы вносились многочисленные изменения и дополнения).
В соответствии с законом беженцем признается лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации (т.е. им может быть как зарубежный гражданин – иностранец, так и лицо, не имеющее гражданства), вынужденное покинуть постоянное место жительства на территории другого государства из-за совершенного в отношении него насилия или преследования (либо наличие реальной угрозы таковых). Насилие или преследование может быть вызвано разными причинами: расовыми, религиозными, национальными, политическими и т.п. “Вынужденный переселенец” является, как правило, гражданином Российской Федерации (хотя им может быть и иностранец, если он постоянно на законных основаниях проживает на территории России). Это обусловливает более широкую систему льгот, предусмотренных для них законодательством. В Законе “О вынужденных переселенцах” перечень причин, вынуждающих человека покинуть место своего постоянного проживания, значительно расширен по сравнению с Законом “О беженцах”. Сюда включены также проведение враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, применение или угроза насилия в отношении членов семьи, массовые нарушения общественного порядка и другие обстоятельства, существенно нарушающие права человека.
Беженцем или вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление.
Решение о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем принимает соответствующий территориальный орган миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства гражданина. Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение.
Закон предоставляет беженцам все основные права граждан России, но с некоторыми ограничениями. Так, в отличие от вынужденных переселенцев они, например, могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и другие иностранцы. Вынужденные переселенцы независимо от срока проживания в данной местности включаются в списки граждан на получение жилья, строительство которого осуществляется за счет бюджетных средств, а беженцы нет. Не распространяется на беженцев и призыв на военную службу.
Статус вынужденного переселенца или беженца предоставляется на пять лет. В случае отказа в признании беженцем лицо, подавшее ходатайство, должно покинуть территорию России. Но это случается редко. Органы МВД отъезд не контролируют, ссылаясь на загруженность, а органы миграционной службы тоже практически лишены возможности проследить этот процесс до конца. В результате значительное количество лиц на территории России проживает незаконно.
Лица, получившие статус беженцев и вынужденных переселенцев, пользуются определенными правами. Им предоставляется возможность выбора места для постоянного проживания на территории России. Они могут поселиться там, где проживают их родственники, при условии их согласия на совместное проживание, а также выбрать один из населенных пунктов, предложенных территориальным органом миграционной службы. Беженцы и вынужденные переселенцы никаких преимущественных прав на получение жилья не имеют. Лучше поехать жить по направлению ФМС, в этом случае будет предоставлено жилье из специального жилищного фонда (обычно в домах гостиничного типа). Однако, учитывая, что этот фонд крайне ограничен, рассчитывать на жилплощадь могут только представители социально незащищенных категорий. К ним относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до 3 лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание в таких домах бесплатное. Более того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание, а также единовременное денежное пособие.
Беженцы и вынужденные переселенцы имеют право на получение содействия со стороны властей в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства, трудоустройства по профессии.
Органы миграционной службы могут лишить гражданина статуса беженца или вынужденного переселенца в случае его осуждения за совершение преступления, умышленного сообщения ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, послуживших основанием для признания гражданина беженцем или вынужденным переселенцем.

Соблюдение прав беженцев и вынужденных переселенцев
Для Российской Федерации проблема обеспечения прав и свобод вынужденных мигрантов является одной из наиболее острых и не решенных в настоящее время. Невозможность проживания в прежних местах, массовые ущемления и несоблюдение прав человека вызвали волну миграции по территории России, которая не может регулироваться лишь существующими законами о беженцах и вынужденных переселенцах.
В 90-х гг. XX века вынужденные миграции в России приобрели массовый характер. Переселенческие процессы не ослабевают и идут стихийно. Меняется качественный состав мигрантов: сокращается их число из стран нового зарубежья, растут потоки внутрироссийских вынужденных переселенцев. Учитывая реальную общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, массовые миграции будут продолжаться.
Можно выделить несколько основных групп мигрантов в России.
Внутрироссийские мигранты. Количество внутрироссийских беженцев, на которых может распространяться юрисдикция “вынужденный переселенец”, оценивается сотнями тысяч человек.

Кроме них, существует достаточно стабильный и многочисленный поток мигрантов, которые законодательно вынужденными переселенцами не признаются. Основными причинами таких миграций являются следующие:
ограничение условий жизнедеятельности на Севере;
уязвимость моноотраслевой структуры экономики населенного пункта и утрата единственного источника существования;
реорганизация Вооруженных Сил;
стремление этнических групп к восстановлению исторической справедливости;
необходимость (неизбежность) выезда из районов экологических катастроф и стихийных бедствий.
По экспертным оценкам, в течение 90-х гг. количество таких мигрантов превысило 3,5 миллиона человек.
Переселенцы из стран нового зарубежья. По ныне действующим законам они могут получить статус беженца, а также вынужденного переселенца, если являются гражданами РФ и докажут, что подвергаются дискриминации в местах постоянного проживания. Статус предоставлен примерено 950 тыс. человек.
После 1995 г. поток мигрантов этой категории существенно сокращается, так как наиболее активные уже перебрались в Россию, представители нетитульных наций адаптируются к условиям жизни в новых государствах, постепенно пропадают экономические стимулы для переселения.
Мигранты из дальнего зарубежья. Они прибывают в основном из стран Ближнего Востока, Афганистана, Африки, из Китая, Северной Кореи и Вьетнама. Большинство, будучи нелегальными мигрантами, рассматривают РФ как транзитную территорию для переезда в страны Запада либо преследуют коммерческие цели. Часть получает статус беженца.

Большую сложность представляет тот факт, что мигрантами занимаются различные федеральные ведомства:
Миннац РФ – ранее депортированными народами и пострадавшими от национальных конфликтов;
Госкомсевер России – теми, кто покидает районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
ФМС России – претендующими на получение статуса беженца или вынужденного переселенца при переезде из стран нового зарубежья;
Минобороны РФ – отставными офицерами и прапорщиками с семьями;
МЧС России – пострадавшим от стихийных бедствий и экологических катастроф.
Деятельность этих органов не всегда согласована.
Число вынужденных мигрантов постоянно увеличивается, и они все более значительно влияют на ситуацию как в отдельных регионах России, так и в целом в стране.
Казалось бы, Российская Федерация должна быть кровно заинтересована в том, чтобы не ущемлялись права вынужденных мигрантов и тех, кто имеет законные основания получить статус вынужденного переселенца или беженца, а помощь, оказываемая им со стороны государства и мирового сообщества, была действенной и эффективной. Тем не менее имеются многочисленные факты дискриминации названных социальных групп.
Наиболее часто нарушаются права на свободу выбора места жительства. В ряде областей местные власти вводят меры по ограничению роста вынужденных мигрантов (введение квот) на их территории. Так, ограничен въезд в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую и Калининградскую области. Устроиться на жительство в этих местах, как правило, можно при наличии трех условий: если там проживают прямые родственники, если они имеют постоянное жилье и если все члены семьи согласны дать приют (между тем большинство мигрантов ищут пристанища и у дальних родственников, а также у знакомых).
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться вынужденным переселенцам и беженцам, – это получение постоянного места жительства, трудоустройство, пенсионное и медицинское обеспечение, устройство детей в дошкольные и школьные учреждения, получение компенсации за потерянное (уничтоженное или захваченное) имущество и др. Федеральные средства, выделяемые для обустройства вынужденных мигрантов, крайне малы и неадекватны тем материальным затратам, которые они вынуждены нести по переезду и обустройству на новом месте жительства. Предоставленные самим себе, вынужденные мигранты несут опасный потенциал пополнения “социального дна” и создают дополнительный источник социального напряжения и нестабильности в обществе.

Решение проблем вынужденной миграции является важной государственной задачей, и российское общество крайне заинтересовано:
в регулировании и управлении процессами массовых переселений;
в разумном перераспределении производительных сил в условиях проводимых реформ;
в участии мигрантов в экономическом и культурном возрождении и развитии российской провинции.

Вопросы:
1. В чем отличие понятий “беженец” и “вынужденный переселенец”?
2. К какой категории вы отнесете лиц, выехавших в связи с боевыми действиями из Чеченской республики в один из регионов России?
3. Позволяет ли российское законодательство вводить ограничения на въезд для беженцев и вынужденных переселенцев в отдельные регионы РФ? Как вы относитесь к этой проблеме?
4. Какой орган принимает решение о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем?
5. Соберите материал о положении беженцев и вынужденных переселенцев на территории вашего района (республики).

Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте