Тема “Как попадают в преступную группу”
Задачи:
показать типичные пути вовлечения подростков в преступные группы;
способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних;
показать психологические причины совершения преступлений в группах.
Учебный текст открывает парадоксальная мысль индийского писателя Б. Мукерджи о потере самообладания, уподобляющей стадо слонов стаду козлов. Этот образ очень точно характеризует состояние подростков, объединяющихся в антисоциальную группу.
Одна из основных целей курса – формирование у учащихся представлений о неотвратимости наказания – решается в том числе и путем ознакомления их с науками, изучающими преступность. Решению этой задачи подчинено включение в учебное пособие текстов “Из рассказов криминалиста, следователя, судьи, прокурора”, информации о научных достижениях, поставленных на службу органов охраны правопорядка.
В данном тексте речь идет о социальной психологии. Целесообразно предложить учащимся вспомнить, какие науки помогают борьбе с преступностью. Ребята обычно называют криминалистику. Можно спросить о том, как физика и химия помогают криминалистам.
Переходя к вопросу о групповых преступлениях, уместно предложить учащимся обратиться к ранее изученному материалу, в частности к теме “Взыскания и наказания”. В разделе “Прочтите и подумайте” (стр. 39, учебник Я. Соколова, 7-й класс) приведена ст. 63 УК РФ об обстоятельствах, отягчающих наказание. Задание для работы с документом: в перечне обстоятельств, отягчающих наказание, найдите те, что имеют отношение к проблеме групповой преступности.
Как правило, одно обстоятельство (третье) определяется без труда. Поиск других обстоятельств способствует закреплению ранее изученного. Учащиеся в конечном счете приходят к выводу, что особо активная роль в совершении преступления (четвертое) и привлечение к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (пятое), также связаны с групповой преступностью.
Осознать причины попадания подростка в антисоциальную группу поможет рассказ учителя и содержание учебного пособия. Но целесообразной представляется организация работы в группах.
Предлагая учащимся вставку-задание (стр. 120) и “Письмо издалека” в разделе “Прочтите и подумайте” (стр. 123-124), нужно обязательно подчеркнуть, что описанное в них не является массовой практикой, во многих спецшколах установлены строгие порядок и дисциплина. Тем не менее использование текста – лишний аргумент в разговоре учителя с теми, кому “море по колено”. Не нужно только забывать о соблюдении грани, отделяющей дозволенное от недозволенного. Оптимальный вариант таков: учащиеся про себя читают письмо и отвечают на вопрос вставки-задания.
Говоря о третьей причине, учитель объясняет сущность норм об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Основой обсуждения является вставка-задание (стр. 121).
Учащиеся, как правило, охотно объясняют связь пословицы “С волками жить – по-волчьи выть” с вовлечением в преступную группу подростков. Они говорят о том, что в волчьей стае невозможно что-либо делать по своему желанию или вопреки воле вожака. Учитель напоминает о жестокости волков, о разделении ролей во время охоты, подчинении вожаку.
Рассматривая причины, вынуждающие подростка совершать преступления в группе, учитель последовательно объясняет значение групповых норм и ценностей, авторитета лидера, подражания (стр. 122). Трудностей, как правило, не возникает. Уточнить представления ребят позволяет беседа по вопросам:
Согласны ли вы с автором пособия?
Что вы думаете об этом?
Какие есть дополнения?
Интересные результаты дает работа над заданием 1 (стр. 123). Учащиеся обычно без труда и с большим интересом пытаются установить, как помогают приведенные в задании пословицы понять причины групповой преступности несовершеннолетних. Сложнее вторая часть задания: придумайте свою пословицу на эту тему. Лучше оставить ее для домашней работы (важный элемент задания – привлечение родителей к школьным заботам подростка).
Приведем несколько пословиц, придуманных учащимися 7-х классов экспериментальных школ г. Москвы: “Из гадюшника только гадюки выползают”, “Волки волчат от стаи не отпустят”, “Семеро мерзавцев одного друга не заменят”, “Кого заставили выть, того заставят и грызть”.
Не следует забывать о воспитательных возможностях раздела “В мире мудрых мыслей” (стр. 125).
Тема “Ответственность за групповые преступления”
Задачи:
показать особенности уголовной ответственности за групповые преступления, ее зависимость от вида соучастия в них;
сформировать представления о законных путях выхода из преступной группы.
В начале урока выполняется вставка-задание (стр. 126). Учитель предлагает подумать о справедливости осуждения на два года лишения свободы того, кто “только наблюдал за обстановкой”.
Задание опровергает представления многих подростков об отсутствии оснований для уголовной ответственности, если человек не был непосредственным исполнителем преступления.
Ответы учащихся, как правило, неубедительны: им неизвестен предмет разговора. Методическая цель задания – поставить перед ребятами вопрос о соучастии в преступлении.
Учитель последовательно объясняет понятия “исполнитель”, “организатор”, “подстрекатель”, “пособник”, предлагает выполнить вставку-задание о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность (стр. 127). Ответ на вопрос задания очевиден: несовершеннолетних осудили как непосредственных исполнителей преступления.
Что касается 22-летнего Олега П., привлеченного к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, то суд признает его организатором и (или) подстрекателем преступления.
Характеристика правового понятия “организатор преступления” позволяет показать, что за групповое преступление соучастникам назначаются различные наказания. Нельзя пренебрегать воспитательными возможностями материала. Подросток, претендующий на роль лидера преступной группы, должен знать, что организатору преступления уголовный закон устанавливает более строгое наказание. Опыт показывает, информация об ответственности соучастников порой дезорганизует подростковую стихийно возникшую группу.
Рассмотрение вопроса об ответственности соучастников преступления целесообразно завершить выполнением задания 1 (стр. 130).
Его цели, во-первых, подтвердить, что выйти из преступной группы обычно непросто, во-вторых, предупредить об ответственности за действия, описанные в задании (избиение), в-третьих, уточнить понятие соучастников в групповой преступной деятельности.
Степень вины соучастников определит суд, но основная ответственность лежит на А. как организаторе преступления. Учащиеся обычно считают, что более строгое наказание ждет Б., который вернулся из ВТК и настаивал на избиении. Вероятно, они правы, но не потому, что Б. все затеял, а потому, что был ранее судим (что, как известно, отягчает наказание). Б. ошибался в другом, он полагал, что не будет привлечен к уголовной ответственности, поскольку “ни в чем не участвовал”. На самом деле его роль подстрекателя очевидна.
Вопрос о путях выхода из преступной группы, освобождения из-под ее влияния сложен. Учащимся ни в коем случае не должно показаться, что учитель видит в каждом из них потенциального правонарушителя только потому, что у него есть “дружки”.
Данное замечание было бы излишним, если бы не негативный опыт предшествующих лет. Многие преподаватели “Основ советского государства и права” злоупотребляли возможностями курса, постоянно сбивались на менторский, назидательный тон.
В этом смысле очень важен материал о психологической помощи и о телефоне доверия для подростков. Он убеждает учащихся в том, что учителя, родители, общество в целом готовы помочь попавшим в беду. Главное условие успеха деятельности служб психологической поддержки – желание подростков порвать с правонарушениями, выйти из порочного круга.
На вопрос, пользовался ли кто-нибудь телефоном доверия, ребята, как правило, отвечают отрицательно. Ответы, впрочем, могут быть и другими. Например, один из московских школьников утверждал, что по такому телефону он слышал только хамские шуточки и смех. Скорее всего он звонил по другому телефону. Целесообразно привлечь внимание учащихся к рекомендации на стр. 128 учебного пособия: “Во многих городах и районах России действуют психологические центры. При этих центрах работают также телефоны доверия. Постарайтесь узнать номер такого телефона и выпишите его в рамочку”.
Вопрос о том, как избежать уголовной ответственности в том случае, если вероятность ее возникновения существует, важен для учащихся. Ответ прост – отказаться от совершения преступления! Юристы называют возможность добровольного отказа “золотым мостом для отступления”.
Как показывает опыт, нормы уголовного права об отказе от преступления (ст. 31 УК РФ) и об укрывательстве (ст. 33 УК РФ) не всегда понятны учителю и учащимся.
Статья о добровольном отказе от совершения преступления содержит, в частности, нормы, имеющие отношение к соучастию в преступлении. Если от совершения преступления отказывается исполнитель, то это является основанием для освобождения от уголовной ответственности. Что касается организатора и подстрекателя, то закон освобождает их от ответственности только в том случае, если они своевременно сообщили органам власти о его подготовке. Пособнику достаточно предпринять все меры, чтобы предотвратить преступление, даже если исполнитель довел его до конца.
Уточнению понятия добровольный отказ от совершения преступления помогает задание 2 (стр. 130) о краже из квартиры и последующем возвращении вещей. Ответ на вопрос задания: в действиях Л. не было добровольного отказа от совершения преступления, поскольку кражу он уже совершил. Преступление состоялось. Л. пытался исправить ошибку, загладить вину, возместить ущерб и т.д. Но все это делалось после совершения преступления. Другое дело, если бы он залез в квартиру, но, ничего не взяв, покинул ее, самостоятельно и сознательно отказавшись от продолжения преступных действий. Тогда это было бы признано отказом от совершения преступления.
Вопрос об ответственности за укрывательство преступлений, как правило, ясен и трудностей не вызывает. Необходимо только подчеркнуть, что иногда люди, помогающие преступникам хранить или сбывать вещи, добытые преступным путем, не догадываются об их происхождении. Но это очень трудно доказать в суде. Человек, принимающий какую-либо вещь на хранение или реализацию, должен предполагать ее незаконное происхождение. Тому, кто владеет вещами законно, незачем их прятать или продавать, таиться, принимать особые меры предосторожности. Нужно всегда помнить о вероятности незаконного происхождения ценностей, которые предлагают спрятать, продать, взять на хранение. Об этом стоит предупредить учащихся.
Тема “Что такое правопорядок”
Задачи:
показать, что безопасность граждан зависит от выполнения государством и самими гражданами правоохранительных функций;
расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью;
способствовать пониманию законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.
Объяснение нового материала целесообразно начать с определения понятия “правопорядок”. Оно должно быть предельно доступным для учащихся. Один из вариантов – сравнение правопорядка с состоянием здоровья человека.
Правопорядок – это не просто тот или иной уровень соблюдения законов. Это своеобразное состояние общества, похожее на состояние здоровья человека. Можно сделать ему несколько обезболивающих уколов, дать несколько таблеток – и он бодр, весел, внешне здоров. Но действие медицинских препаратов проходит, и человек вновь болен. Нужны новые уколы и таблетки, более сильнодействующие. В противном случае в организме больного происходят необратимые изменения. Врачей, знающих диагноз, бодрость больного, но внешне здорового человека не обманывает.
Так и с правопорядком. Если на улицах городов не видно преступников и граждане спокойно гуляют по ночам, это еще не означает, что правопорядок прочен. Его, быть может, поддерживают жесткими мерами безопасности: на одного гражданина приходится два полицейских, вооруженных до зубов, за малейшую провинность карают сурово и безжалостно. Такое государство становится полицейским. Жить в нем невыносимо, поскольку правоохранительные органы, имеющие широчайшие полномочия, не останавливаются перед нарушением естественных прав рядовых граждан.
Таким образом, плохим или хорошим правопорядок быть не может. Понятие “правопорядок” характеризует объективно существующую систему общественных отношений и регулирующих их правовых норм, которые обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей. Следует, таким образом, говорить об уровне – высоком или низком – состояния правопорядка в стране.
Именно эта мысль обоснована в учебном тексте и первых вставках-заданиях (стр. 134-135).
Рассмотрение вопроса о факторах, влияющих на состояние правопорядка (от отношения граждан к соблюдению правовых норм, от того, как государство обеспечивает соблюдение правовых норм гражданами и от того, как соблюдают их органы самого государства), завершается работой над вставкой-заданием (стр. 134-135). Оно, с одной стороны, конкретизирует положение рядовых граждан в полицейском государстве, с другой – доказывает, что правопорядок в этом государстве держится не на сознательном уважении к закону, а на всесилии чиновничье-полицейского аппарата. В противном случае чиновники в стране не грабили бы безнаказанно казну. Им оказали бы жесткое сопротивление граждане, опирающиеся на силу законов. Уровень правопорядка в диктаторском государстве невысок, хотя внешне все выглядит благопристойно.
Нередко учащиеся возражают: ну и что, зато порядок, не грабят и не убивают, не воруют. Оставить эти возражения без комментариев нельзя. Они позволяют объяснить одно из важнейших преимуществ демократического устройства общества.
Подлинная демократия требует, чтобы никто не мог нарушать права граждан, чтобы государство, в том числе правоохранительные органы, на деле уважало свободу личности, но при этом жестко боролось с любыми противоправными действиями. В демократическом обществе полиция или милиция исходит не из приоритета интересов власти, дающей им привилегии и безграничные полномочия, а рядовых граждан, избирателей и налогоплательщиков. Если полиция, защищая сиюминутные потребности власти, нарушает права граждан, отдающих часть заработков в виде налогов на ее же содержание, то граждане проголосуют против такой власти на ближайших выборах.
Целесообразно предложить учащимся осмыслить определение понятия “общественный порядок” (стр. 136). Учитель обращает их внимание на вставку-задание (там же), в которой предлагается сравнить понятия правопорядка и общественного порядка. Важно в данном случае не точное усвоение понятий учащимися, а понимание различий между ними. Общественный порядок (охрану граждан и их спокойствия) обеспечивать значительно легче, чем поддерживать высокий уровень правопорядка. В конечном итоге состояние общественного порядка зависит скорее от количества и качества подготовки милиционеров, сыщиков и технического оснащения. Правопорядок же, при котором граждане спокойно живут, не видя вооруженных автоматами и закованных в бронежилеты людей в форме, обеспечивает только совершенствование самой власти.
Одно из главных условий высокого уровня правопорядка – соблюдение норм права самим государством, отказ чиновников от привилегий, невозможность извлекать личную материальную выгоду от работы в государственных органах.
О том значении, которое имеет для рядового гражданина соблюдение законов органами государства, говорится во вставке-задании на стр. 136 учебного пособия. Конечно, оно имеет несколько надуманный в современных условиях характер. Однако еще недавно, в 30-50-х гг., это было реальностью миллионов наших соотечественников.
Уголовный закон держался на “царице доказательств” – признании подозреваемых. Других доказательств вины, даже в делах об участии в “государственных заговорах”, следователи добыть не пытались. Признался – значит виноват. А “признание” выбивалось пытками. Нормы уголовно-процессуального кодекса не работали, их соблюдать и не думали. Именно поэтому стали массовой практикой судебные “ошибки”, обрекавшие невинно осужденных на долгие годы лагерей.
Чтобы учащиеся точнее поняли необходимость соблюдения следственными органами, органами дознания требований уголовного процесса, можно привести различные примеры.
В квартирной краже был заподозрен гражданин Н., отпечатки пальцев которого были найдены на оконном стекле квартиры. Когда результаты следствия были изложены в обвинительном заключении и представлены прокурору, тот усомнился в виновности Н. и тщательно изучил все детали следствия. Оказалось, что специальная пленка для снятия отпечатков пальцев была применена при осмотре квартиры без присутствия понятых, то есть посторонних граждан, личности которых удостоверяются документами и данные о которых вносятся в протокол осмотра места происшествия. Пленка зафиксировала следы пальцев подозреваемого. Но встал вопрос – с того ли стекла они были взяты? А может быть, со стакана, которым пользовался подследственный? Исчезло главное доказательство, на которое опиралось следствие.
Полезно сообщить ребятам о правилах проведения экспертизы: пленка для снятия отпечатков пальцев должна находиться в запечатанном конверте, нарушить печать разрешается только в присутствии понятых. По окончании экспертизы пленка должна быть запечатана в другой конверт в присутствии понятых.
Сказанное не означает, что всех следователей и криминалистов нужно подозревать в желании упрятать за решетку невиновных. Но их работа предполагает неуклонное соблюдение закона, в данном случае норм уголовно-процессуального кодекса, строгий надзор прокурора за его исполнением.
Сцена из известного телефильма “Место встречи изменить нельзя” – конфликт Жеглова и Шарапова из-за действий Жеглова в отношении карманного вора по кличке Кирпич. Желая любой ценой уличить Кирпича в действительно совершенной им краже, Жеглов перед обыском Кирпича подбрасывает ему в карман кошелек, украденный Кирпичом ранее у пассажирки автобуса. Шарапов резко возражает против таких методов доказательства вины и говорит, что если милиция так будет обращаться с законом, то это уже “не закон, а кистень какой-то” (кистень – один из видов бандитского оружия).
Ребята могут обсудить эту ситуацию, высказав отношение к эпизоду, условно разделившись на сторонников Жеглова и Шарапова соответственно.
Завершает учебный текст вставка-задание (стр. 137) к “Советам подросткам” (раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 138). Она позволяет обсудить вопрос о том, что условием поддержания правопорядка является ответственное поведение рядовых граждан.
Задание для учащихся (выполняется дома или на уроке).
Прочитайте текст.
Предположите, для чего дается каждая рекомендация.
Могут ли они, по вашему мнению, помочь избежать неприятностей?
Предложите две-три дополнительные рекомендации.
Обсуждение результатов работы над заданием (если оно выполнялось дома) целесообразно провести на двух-трех занятиях.
Задание для работы над текстом можно несколько видоизменить:
Придумайте ситуацию, которая возникает вследствие нарушения одной из рекомендаций английских специалистов.
Подготовьте краткий рассказ о том, как человек избежал опасных последствий, соблюдая данные рекомендации.
Можно провести и конкурс на лучший устный рассказ, лучшую письменную работу.
На уроке можно использовать также задания 1 и 2 (стр. 137-138). Первое направлено на практическое применение знаний для анализа состояния правопорядка. Бесспорными характеристиками низкого уровня правопорядка являются пьяницы на улицах, грубость и жестокость в школах, нарушения правил дорожного движения, уклонение от налогов.
И дело не в их очевидности. В принципе такие явления возможны и при высоком уровне правопорядка. Нужно обратить внимание ребят на каждую формулировку: они доказывают, что общество привыкло к ним, готово мириться с явными нарушениями. А это и есть основная характеристика состояния правопорядка.
О невысоком уровне правопорядка свидетельствует и такой признак: много вооруженных милиционеров на улицах. Государство поддерживает порядок вооруженной силой.
Торговля с рук в специально отведенных местах и переоборудование медвытрезвителя – свидетельства высокого уровня правопорядка. Соблюдение предписанного порядка торговли – признак законопослушания. Что касается решения о переоборудовании вытрезвителя в тренажерный зал, то оно совсем не обязательно доказывает уменьшение количества пьяниц.
Неоднозначен и другой признак: много прохожих на ночных улицах. Может быть, в обществе уровень правопорядка действительно высок. Но вероятно и такое объяснение – порядок поддерживается за счет полицейского произвола, нарушения прав граждан.
Задание 2 предполагает определение факторов, укрепляющих правопорядок. К ним относятся:
хорошая освещенность улиц (меньше шансов безнаказанно совершить преступление);
исправные телефонные автоматы (сам факт их исправности означает, что их никто не взламывает);
принципиальный участковый инспектор (не будет соблазна совершать правонарушения, надеясь “договориться с властью”);
умный следователь (грамотно проведет расследование и установит истину, на что в своих преступных планах будут ориентироваться потенциальные преступники);
хорошие автомобили у милиционеров (нарушитель не уйдет от ответственности, и об этом будут знать все водители).
Ослабляет правопорядок:
слишком мягкий и слишком суровый приговоры суда (первый породит безнаказанность, другой – озлобление и желание мстить);
ленивый криминалист (не занимается деталями, что облегчает осуждение невиновного и уход виновного от ответственности);
плохое питание подследственных (нарушает право человека на достойное обращение, что свидетельствует о возможности нарушений других прав).
Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя
Новоуральск
Комментарии