search
main
0

Авторские методики Познай людей и самого себя. Цикл уроков в 7-м классе

Тема “Аморализм”
Сложность урока определяется прежде всего необходимостью учитывать характер нравственных норм и ценностей, преобладающих среди учащихся. Если учитель убежден, что учащиеся проявляют очевидный негативизм в отношении норм морали, то целесообразно сосредоточить работу на выполнении вставки-задания о нравственном “портрете” потенциального правонарушителя (стр. 49, учебник Я. Соколова “Граждановедение”, 7-й класс).
С ней связана вставка-задание на стр. 51 (подтвердите и опровергните примерами утверждения авторов пособия).
Целесообразно организовать обсуждение текста “Остановиться не смогла…” (раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 53). Он позволяет рассмотреть различные аспекты аморального поведения как фактора совершения правонарушений. Основные условия работы с ним – акцент на юридической (а не моральной) стороне проблемы. Подростки не любят морализаций, перед ними следует поставить конкретный вопрос: “Должен ли суд учитывать неблагоприятные условия, в которых жила Ольга?” Нравственные аспекты проблемы выйдут на первый план в процессе обсуждения: почему суд учтет (или не учтет) эти условия; о чем говорит то, что Оля попала на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних в 8 лет?
Аналогичным образом учитель подводит учащихся к осознанию другой мысли текста: бездумное времяпрепровождение, как правило, ведет к потере ориентиров, к невозможности увидеть разницу между нравственным и безнравственным, к приобретению опыта антисоциального поведения, к стремлению реализовать себя в любой сфере, где можно развлечься, “скрасить серость будней” и т.д.
Тема “Бездуховность”
При объяснении вопроса о влиянии бездуховности на совершение правонарушений учитель нередко сталкивается с определенными трудностями. С одной стороны, совсем непросто обратить внимание учащихся к их внутреннему, духовному миру. С другой – само явление духовности воспринимается учащимися с известными сложностями.
Говоря о связи бездуховности и преступности, авторы стремились помочь учащимся оценить самих себя и свои жизненные перспективы, сформировать положительное отношение к идее самосовершенствования. Ставилась и другая задача – показать источники бездуховности, их влияние на поведение подростков. Это негативное отношение к учебе и образованию; примитивное времяпрепровождение; увлечение низкосортной теле- и видеопродукцией; вещизм и т.д.
В учебном пособии содержится материал, объясняя который учитель непременно коснется острых проблем, своеобразных “болевых точек” современных подростков. Возможно, они почувствуют некоторое “давление” со стороны авторов пособия и учителя. На экспериментальных уроках, например, семиклассники отмалчивались при обсуждении таких утверждений, как “не в деньгах счастье”, “видик приносит вред” и др. Именно это несогласие позволяет активизировать учащихся, нужно предложить им поспорить, защитить то, что названо “источниками бездуховности”. Некоторые ученики вели себя довольно агрессивно, доказывая, что “духовностью сыт не будешь”, “пришло время делать деньги”.
Этих вспышек активности не следует опасаться. Они – важнейшие элементы педагогического процесса. Подростки начинают слушать друг друга, спорить с авторами пособия, учителем. Их активность – важнейшая предпосылка сознательного освоения материала, имеющего профилактическое значение.
Итогом такого обсуждения может быть несогласие учащихся с отдельными утверждениями криминологов. Но утверждения о том, что бездуховность – это серьезный фактор совершения правонарушений, что современный человек должен помнить о душе, о порядочности, о смысле жизни, обязательно привлекут внимание ребят.
Говоря о примитивном времяпрепровождении как об источнике бездуховности, учитель обратит внимание учащихся на то, что воспитание духа требует от человека определенных усилий, готовности трудиться. Уместно спросить ребят, знают ли они о Зое Космодемьянской, какие произведения А.С.Пушкина, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского читали. Необходима деликатность, так как по крайней мере половина опрошенных учащихся десяти классов четырех московских школ о Зое Космодемьянской не слышали. С произведениями А.С.Пушкина в основном знакомы по “Капитанской дочке”; книг А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского в руках не держал почти никто.
При рассмотрении данной темы продолжается формирование представлений о тяжести уголовного наказания. Задание 1 (стр. 57-58) выглядит в определенном смысле чужеродным, но работа с ним придает эмоциональное напряжение и позволяет познакомить ребят с проблемой исполнения наказаний.

Тема “Безнаказанность”
Параграф учебного пособия содержит достаточно подробный и разнообразный материал, который не требует особых усилий при определении методических приемов и средств его изучения. Он крайне важен с точки зрения формирования полных представлений о причинах правонарушений. Рассмотрим отдельные аспекты проблемы.
Особого внимания заслуживает важный вопрос об оружии и отношении к нему подростков. Значительное количество правонарушений связано с ношением и применением холодного и другого оружия подростками.
Необходимо объяснить учащимся, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывчатых устройств наказываются сурово, вплоть до лишения свободы сроком до восьми лет. Закон запрещает также приобретение, ношение и сбыт холодного и газового оружия (ст. 222 УК РФ).
Полезно рассмотреть очень сложный вопрос о легализации продажи оружия. Опрос учащихся позволит выяснить, кто из них выступает за продажу оружия, а кто – против.
При всей противоречивости проблемы необходимо объяснить, что аргументы “против” базируются в основном на здравом смысле и эмоциях: утверждают, что преступники смогут легко вооружиться и тогда станет еще сложнее справиться с преступностью.
На самом деле известно, что преступникам запрет на продажу оружия не мешает. Тот же, кто становится жертвой вооруженного нападения, как правило, защитить себя не может. К тому же оружие, продающееся легально, регистрируется в правоохранительных органах. Оно имеет свои особенности, которые запоминает компьютер. По выстрелу из оружия легко определяется его владелец. Если оружие зарегистрировано, его легче найти. Это ниточка для расследования.
Уместно обсудить и другой аспект проблемы, связанный с естественным правом человека на жизнь, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека (ст. 3) и Конституции РФ (ст. 20): имеет ли человек право с оружием в руках защищать свою жизнь от преступных посягательств.
Характеризуя безнаказанность как фактор совершения правонарушений, учитель доказывает: реформа уголовного права в России на то и направлена, чтобы устранить условия для возникновения у людей чувства безнаказанности за преступные деяния. В принципе за каждое доказанное преступление должно быть наказание. В этом подлинно гуманистический (а не всепрощенческий) смысл назначения наказаний.
Другое дело, что видов наказаний новый Уголовный кодекс предусматривает больше: от штрафа, лишения прав занимать определенные должности, обязательных и исправительных работ до ареста, лишения свободы на определенный срок и смертной казни (ст. 44 УК РФ).
Целям данной темы в наибольшей степени соответствует текст из рассказа судьи из раздела “Прочтите и подумайте” (стр. 66). Его можно использовать для иллюстрации того, как формируется чувство безнаказанности.
Материалы раздела “Познай людей и самого себя” (стр. 67) полезны как при подготовке к проведению итогового занятия по разделу курса “О причинах правонарушений”, так и при завершении данного урока. Уместно также порекомендовать учащимся изучить этот раздел самостоятельно.

Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения

Новоуральск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте