Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность); 3) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в возможности располагать собой, своим свободным временем, определять место пребывания, не находиться под наблюдением и охраной.
Среди многочисленных форм лишения человека свободы есть такая вопиющая, как рабство. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии: рабство, работорговля запрещается во всех видах. Под рабством понимают использование человека как одушевленное орудие труда, полное распоряжение его временем, силой, здоровьем или сознанием. В последнее время нередко можно встретить в газетах описание случаев вербовки девушек из стран СНГ в другие страны, где их используют как рабынь в публичных домах или продают другим людям. Суровой реальностью в нашей стране стали и участившиеся случаи захвата заложников, похищения людей (особенно на территории Чечни). По УК РФ (ст. 126, 127) за эти преступления предусмотрены достаточно суровые наказания, особенно если они были совершены из корыстных побуждений или сопровождались применением насилия, опасного для жизни и здоровья.
Конституция РФ ввела судебный контроль за законностью и обоснованностью мер, ограничивающих свободу личности – арестов и задержаний. По ст. 22 Конституции РФ до судебного решения человек может быть подвергнут задержанию на срок не более 48 часов. (Подробнее вопросы, связанные с задержанием и арестом, будут рассмотрены во второй главе пятого раздела учебного пособия).
К законным способам ограничения свободы граждан относятся также:
принудительное лечение психически больных людей, представляющих опасность для окружающих и себя (они могут быть помещены врачами в стационар с последующим получением санкции судьи на принудительное лечение);
временная изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями (лепра, сифилис);
направление подростков в спецшколы, однако только на основании решения суда.
Принудительное ограничение свободы во всех случаях может осуществляться только по судебному решению.
Органы следствия могут освободить обвиняемого (подозреваемого) на поруки до суда, если есть уверенность, что подозреваемый не сбежит или не совершит нового преступления. Человек не может быть принужден свидетельствовать против себя. Этот запрет на принудительное самоизобличение должен быть абсолютным. Ни при каких условиях органы правопорядка не могут использовать пытки как физического, так и психологического характера. Правовая система, запрещающая вынужденные признания, тем самым сразу лишит стимула получать информацию с помощью побоев, угроз или других злоупотреблений, ибо суд не должен использовать такую информацию в качестве доказательств.
Виновность может установить только суд. Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана (презумпция невиновности) приговором суда. В связи с этим обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Еще римлянами был введен принцип “лучше виновный избежит наказания, чем невиновный будет наказан”.
Тема “Право на честь и достоинство”
Это право относится к важнейшим личным правам человека. Под достоинством личности понимается осознание человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Даже в случае задержания или ареста достоинство человека не должно унижаться. Например, личный обыск может быть осуществлен только лицом того же пола, что и задержанный.
Право на защиту чести и доброго имени возникает в случаях распространения о человеке порочащих его сведений. Защищается это право уголовным и гражданским законодательством (ст. 129, 130 УК РФ и ст. 7 ГК РФ). Закон охраняет честь и доброе имя (достоинство) гражданина во всех случаях, в том числе и тогда, когда человек, распространяющий порочащие сведения, сделал это заблуждаясь, т.е. полагал, что они соответствуют действительности. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его имя сведений. Распространением сведений считается опубликование их в средствах массовой информации или сообщение в какой-либо другой форме (документ организации, сообщение устно одному или неограниченному числу лиц). Если сведения не соответствуют действительности, то они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации, либо суд устанавливает порядок опровержения порочащих сведений. Кроме того, суд может назначить денежную компенсацию за нанесенный моральный вред, который возмещается средствами массовой информации или виновными лицами. Исковая давность на требование об опровержении порочащих сведений не распространяется.
Конституция запрещает применение пыток, насилия или другое жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, которое рассматривается как нарушение прав человека. По юридическим традициям многих стран, признания, полученные в результате применения пыток или обманным путем, не признаются судом.
Основами законодательства об охране здоровья граждан не допускается испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств без согласия на то самого больного или его ближайших родственников. В качестве объектов испытаний нельзя использовать арестованных.
Тема “Право на свободу слова и убеждений”
Человек рождается свободным, и нет ни одной идеологии, ни одного социального идеала, которые возместили бы ему утрату этой свободы. Исконное право человека – право на сомнение, заблуждение, на несогласие с большинством, на отстаивание своих взглядов.
Свобода мысли является источником жизненной силы любой демократии. Смысл свободы заключается в возможности выражать любые идеи и убеждения. Истинные убеждения появляются и крепнут только тогда, когда никто насильственно не вдалбливает в наши головы готовые истины (в психологии это называется индоктринацией), а человек самостоятельно добывает и оценивает факты, проверяет выводы практикой. Канадец Патрик Уилсон, создатель телевизионной серии “Борьба за демократию”, отмечал: “Демократия есть общение: люди говорят друг с другом о своих общих проблемах и формируют свою общую судьбу. Чтобы быть способным управлять собой, люди должны свободно выражать свои мнения”. Только посредством открытого обмена мнениями и идеями правда в конечном итоге может победить неправду, можно преодолеть заблуждения и, поняв ценности других людей, прийти к компромиссу. Не государство, а сами люди должны решить, что истинно, а что ложно.
В этом смысле право на свободу слова и убеждений не должно иметь каких-либо внешних ограничений. Все попытки установить юридические запреты на распространение мнений, высказываний, убеждений влекут за собой конфликты. Право на свободу слова и убеждений относится к “негативным” свободам, которые ограничить, в принципе, может только сам человек, если это право не нарушает права других людей.
В большинстве современных государств действуют юридические запреты на распространение оскорбительных высказываний, связанных с расовой, религиозной и этнической принадлежностью граждан. Такие законы существуют в Великобритании, Германии, Бразилии. В Турции тюремное заключение сроком от 1 года до 3 лет лишения свободы грозит любому, кто подстрекает людей “к ненависти и враждебности в связи с принадлежностью к классу, расе, религии, секте или местности”. Важнейшие международные документы в области прав человека и Конституция РФ также содержат запрет на пропаганду ненависти по расовым, социальным, религиозным мотивам (ст. 282 УК РФ).
Тема “Право на свободу совести и вероисповедания”
Это одни из важнейших личных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ (ст. 13, 28). Существует определенное различие между свободой совести и свободой вероисповедания.
Свобода совести – это свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Свобода вероисповедания – это свобода выбора между различными конфессиями, существующими в обществе, что предполагает их равные возможности для своего функционирования. Конституция РФ рассматривает понятия “свобода совести” и “свобода вероисповедания” как равнозначные.
Согласно понятию “свобода совести” государства могут быть религиозными – где существуют официальные религии (которые называются государственными или национальными), например мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока, Израиль и др.; и светские – где провозглашено отделение церкви от государства и школы от церкви, например США, Франция, в ст. 14 Конституции РФ закреплен этот же принцип.
С точки зрения свободы вероисповедания государства могут провозглашать равенство всех религиозных конфессий в своих законодательствах, но в реальной жизни одна или несколько традиционных религий имеют определенные преимущества в силу особенностей исторического развития. Именно эта проблема послужила отправной точкой для ожесточенной полемики, развернувшейся в нашем обществе в последнее время.
Суть разгоревшейся полемики заключается в вопросе – должно ли государство проводить политику протекционизма по отношению к традиционным религиям? Сторонники православной церкви считают, что политика поддержки традиционной духовной культуры не означает запрет миссионерства. И если религиозная организация нарушила закон, то не имеет значения, насколько она влиятельна – перед законом все равны: и Московская Патриархия, и религиозная группа, возникшая год назад и насчитывающая несколько десятков человек. Но при этом государство не обязано сотрудничать со всеми религиозными организациями, за которыми оно признало право на существование. Противники же политики протекционизма полагают, что любое покровительство со стороны государства православной церкви ведет к ограничению прав других религий, что нарушает свободу вероисповедания, провозглашенную Конституцией РФ. Полемика еще больше обострилась после того, как Президент РФ отклонил первоначальный проект закона “О свободе совести и религиозных объединениях”, принятый Государственной Думой. Он аргументировал это тем, что этот проект противоречит провозглашенному в Конституции принципу равенства всех религиозных объединений, предоставляя значительные привилегии традиционным религиям, прежде всего православию. В этом противостоянии на стороне депутатов выступила Русская православная церковь, президента же поддержали российские и международные правозащитные организации. В конечном итоге был принят компромиссный вариант закона, который вступил в силу в сентябре 1997 г. Он не снял противоречий, т.к. он установил достаточно жесткий контроль государства, особенно в плане регистрации вновь образующихся религиозных организаций. (В Приложении приводятся выдержки из этого закона, позволяющие проанализировать, нарушает ли данный закон право российских граждан на свободу совести и вероисповедания).
Свобода совести и вероисповедания может подлежать ограничениям только в том случае, если по закону будет признано, что данная религия имеет антигуманный характер, вредный для здоровья, нравственности, общественной безопасности. Речь идет, например, о некоторых религиях, создаваемых искусственно, об обрядах, связанных с половыми извращениями, с издевательствами над человеком, насилием над личностью.
Таким образом, вопрос об отношении государства и церкви в демократических государствах решается по-разному: церковь может быть отделена от государства или являться как бы частью государственной структуры; но независимо от этого за человеком остается его незыблемое право свободы совести. Эта идея превратилась в реальное право личности после длительного противоборства различных религий. Человечество должно было пережить крестовые походы и инквизицию, реформаторство и антицерковные движения, культовые реформы и старообрядческую оппозицию и только после всего этого прийти к терпимости по отношению к другим религиям и к праву человека самому выбирать религию.
Тема “Право на объединение”
В разных классификациях право на объединения относят как к политическим, так и к личным правам. Содержание данного права (гарантированного Конституцией РФ – ст. 30) состоит в предоставлении каждому возможности создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты и достижения общих интересов и целей, вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из общественных объединений. Согласно федеральному законодательству РФ для создания общественных объединений не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Если вновь созданная организация не стремится к приобретению прав юридического лица, то она может действовать вообще без государственной регистрации.
Регистрацию общественных объединений осуществляет Министерство юстиции после предоставления всей необходимой документации (заявление, устав, сведения об учредителях и т.д.). Запретить деятельность общественного объединения можно только в случае нарушения им законов и только по решению суда.
Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях” выделяет несколько организационно-правовых форм общественных объединений:
общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические или иные общественно полезные цели;
общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей.
Разновидностью общественного объединения является международное общественное объединение. Это общественное объединение, образованное в РФ, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение (организация, отделение, филиал, представительство).
Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется Конституцией РФ и федеральным законодательством.
В последние годы в нашей стране возникло большое количество новых общественных организаций, фондов, движений. Однако многие из них появляются только в период выборов.
Тема “Право на гражданство и политическое убежище”
Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству, которая проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью: государство гарантирует гражданину обеспечение его законных прав и интересов, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь гражданин обязан соблюдать законы и выполнять установленные ими обязанности.
Появление гражданства у человека связано с моментом его рождения, у него появляется гражданская правоспособность. Никто не имеет права лишить принадлежащего ему гражданства. На основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) и в соответствии с федеральным законодательством и международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Политическое убежище – это предоставляемое государством право въезда и пребывания на своей территории иностранным гражданам и лицам без гражданства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 63) в нашей стране политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом. Предоставление политического убежища в РФ производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище в РФ, утрачивает это право в случаях возврата в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища; приобретения гражданства РФ и гражданства другой страны.
Надо отметить, что оба эти права (на гражданство и на политическое убежище) имеют очень древнее происхождение (еще во времена античности) и являются не столько личными правами и свободами в чистом виде, сколько институтами, обеспечивающими наилучшие условия для защиты прав и свобод граждан РФ.
Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук
Комментарии