search
main
0

Авторская мысль. Осмысление прочитанного

Весьма актуальной в современном образовании является проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы. Эта технология позволяет учащимся обрести навыки более осмысленного выражения в устной и письменной форме своих мыслей, чувств, ощущений. Оба метода характеризуются возрастанием интереса у учащихся и вовлеченностью в работу по мере выполнения.

Д​анная технология ставит множество задач: 1. Ознакомиться с жизнью и творчеством писателя, то есть учащимся предстоит научиться ориентироваться в литературе (художественной, мемуарной, исторической, литературоведческой). Все это помогает приблизиться к пониманию творческого пути писателя, почувствовать атмосферу эпохи. 2. Обучить школьников навыкам самостоятельного поиска знаний. 3. Развить навыки ведения диалога и дискуссии. Ребята учатся слушать других, сомневаться в своей точке зрения или доказывать ее. 4. Совершенствовать умения вести аналитическую работу с текстом, обобщать, систематизировать, ставить и решать проблемы. 5. Воспитывать интерес и уважение к русской истории, литературе, культуре, религии.С чего начинать данную работу? Во-первых, проектно-исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах обучения литературе. Во-вторых, учитель должен создать проблемную ситуацию на уроке, определить направления исследования, обсудить все с учащимися.Например, в 9-м классе я с ребятами проводила групповую исследовательскую работу по дилогии Ивана Шмелева «Лето Господне». Знакомство с творчеством писателя позволило школьникам увидеть все богатство русского языка.Учащимся предстоял анализ церковной лексики с точки зрения системных отношений, то есть раскрыть значения слов, описать разные типы связи слов (омонимия, синонимия, антонимия, а также по сходству происхождения, сферы употребления, функционально-стилевой принадлежности, экспрессивно-стилистической роли). Прочитав текст Шмелева, учащиеся составили картотеку православных слов. Проанализировав все слова, ребята объединили православную лексику в тематические группы, например: лексика христианской морали, название таинств, элементы церковного календаря и т. д. Далее в микрогруппах учащиеся собирали материал по каждому слову. Вот что у них получилось. Слова «упокой» и «здравие» образуют антонимическую пару. В словаре зафиксированы в следующих значениях. «Упокой» – о молитве; за «упокоение души» умершего (Ожегов). «Здравие» – то же, что здоровье, о молитве; за живущих, здравствующих (Ожегов). В произведении Шмелева данные слова встречаются в следующем контексте: «…сказывал мне Горкин, давно еще, и давал помянник, куда вписывают о здравии и о упокоении». Собранный материал позволил ребятам сделать выводы: 1. Лексика православия – это составная часть современного русского языка. 2. В произведении И.С.Шмелева представлены многозначность, синонимия, антонимия, омонимия. 3. В словарях Ожегова, БАС религиозная лексика чаще имеет пометки «устаревшее», «высокое», «книжное», но ребята отметили, что в словарях конца ХХ – начала XXI века   лексика возвращается в активный словарный запас. 4. Разные значения одного и того же слова могут относиться к разным тематическим группам («риза» – церковная утварь; «риза» – священнические облачения). Данная проектно-исследовательская работа показала, что духовно-религиозный пласт несет в себе глубокое смысловое значение, что позволяет учащемуся яснее осознать авторскую мысль. На примере слов разных тематических групп ребята увидели неисчерпаемые богатства русского языка, проработали основные понятия лексики, что упрощает задачу при подготовке и сдаче ОГЭ.Таким образом, проектно-исследовательская деятельность дает возможность учащимся проявить свои творческие возможности, расширить знания о литературе, русском языке и жизни.Ольга КРАСЕВА, учитель русского языка и литературы школы №806

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте