Сапожник, как известно, обычно страдает от отсутствия сапог, а самые болеющие дети, как правило, у мам-докторов, так что стоит ли удивляться тому, что замечательный учитель, славящийся самым примерным классом в школе, не может справиться со своим собственным ребенком. Особенно если ребенок этот превратился в непослушного, все отрицающего подростка.
– Понимаете, в детстве он был таким покладистым, таким милым малышом, а теперь, когда я ему пытаюсь что-то сказать или посоветовать, он отмахивается или даже кричит в ответ: «Перестань мной командовать, ты не в классе, мама», – чуть не плачет знакомый наш автор, учительница математики. Ей уже хорошо за сорок, и Сашка ее единственный горячо любимый поздний ребенок.
– Я ему ведь только добра желаю, а он не захотел после восьмого класса учиться в школе, где я работаю. Надоело, говорит, что за ним, как за детсадовцем, постоянный присмотр.
А я подумала, а может, дело тут не в том, что мама – учитель. Наверное, очень важно, какой учитель. Может ли он принять всей душой тот факт, что авторитарность уже давно не в моде. Это скорее анахронизм, мешающий педагогам не только наладить мир и понимание в собственной семье, но и на уроке. Назиданиями, запретами и указаниями ни научить, ни воспитать невозможно. Скорее всего, успеха добьется тот, кто будет чувствовать себя со своими детьми и с учениками на равных, без фамильярности и панибратства, но с ощущением уважения к личности – даже если эта личность собственный ребенок. Конечно, учителю, привыкшему быть диктатором на уроках, очень трудно перевоплощаться дома. Тем более очень сложно, почти невозможно, избавиться от назидательных учительских ноток в голосе. А тому, кто привык работать в режиме педагогики сотрудничества с учениками, наверное, не придется слышать от своего сына или дочки: «Мама, ты опять со своими нотациями». А еще – учителям, как и всем людям на свете, нужны добрые советы, помощь и поддержка настоящих друзей. Мы хотим, чтобы «Учительская газета» была для вас именно таким другом, дорогие коллеги. На полосах «Родительской газеты», которая станет регулярной, будут выступать психологи, учителя, директора школ и, разумеется, просто родители, бабушки и дедушки, все те, кто любит своих детей и хочет, чтобы они выросли открытыми к миру, талантливыми и ответственными, и, конечно же, любящими и понимающими своих родителей. Быть родителем – такая же непростая наука, как и любое другое дело. Искусству родительства нужно учиться, даже если за твоими плечами педагогический университет. Хотя, если быть справедливыми до конца, то, наверное, несмотря на ошибки и трудности, учителя – самые ответственные, самые серьезные родители. По крайней мере, порода пофигистов к собственным детям среди людей этой профессии просто отсутствует. Некоторые педагоги могут в чем-то заблуждаться, перегибать палку с воспитанием, но все-таки учительские дети, как правило, в любой школе в когорте отличников и хорошистов, из них вырастают неравнодушные люди, на которых и зиждется любая нация.
P.S.
Дорогие читатели, мы ждем ваших писем. Какие темы вы хотели бы затронуть на полосах «Родительской газеты»? Расскажите о своих родительских проблемах, а мы постараемся с помощью психолога помочь вам. Ждем откликов по адресу: Москва, Анананьевский переулок 4/2, строение 1 и по электронному адресу: rudenko@ug.ru
Комментарии