Любой школьник назовет, к примеру, изобретателя радио. А кто открыл телевидение? Между тем его основоположником был русский ученый, известный теперь только узкому кругу специалистов, Борис Розинг. Его судьба похожа на захватывающий детектив, а точнее, повесть о несгибаемости и высоте духа.
Первый в мире
Первые попытки передать изображение на расстояние начались еще задолго до появления радио и даже телефона. Разговоры об этом в научных кругах начались еще в 1843 году, а вскоре энтузиасты попробовали транслировать неподвижные изображения, а потом и движущиеся картинки. А какого прогресса достигли обе наши столицы! В 1866 году жители Петербурга и Москвы могли, зайдя на станцию, писать тексты или рисовать картинки и посылать их друг другу по проводам пантографического (копирующего) телеграфа.
На станции устанавливали громоздкую аппаратуру с массой приспособлений, которые приходили в механическое движение, мощные юпитеры ослепляли и испепеляли жаром, вокруг разносился стойкий гул вентиляторов.
В итоге, когда в 1928 году в США, а чуть позже в СССР попробовали вещание с помощью похожего по принципу оборудования, публика его окрестила “елевидением”: ни яркости, ни четкости на крошечном экране.
Розинг увлекся идеей одним из первых, в конце века, и задолго до финала опытов, доказавших тупик развития механического телевидения с обидной приставкой “еле”, разрабатывал принципиально новый путь.
Он впервые решил использовать электронный луч. Десять лет научных поисков и практических опытов в 1907 году увенчались изобретением первого электронного механизма воспроизведения телеизображения.
В передатчике вместо громоздких механических развертывающих устройств для построчной передачи изображения – оригинальная и “простая” конструкция из двух вращающихся многогранных зеркал, линзы и селенового фотоэлемента, через который проходит ток. В зависимости от количества света от каждой точки изображения меняются электрические сигналы, передающиеся по проводам к приемному устройству.
А приемник – это электронно-лучевая трубка немецкого физика Брауна, в которую Розинг додумался ввести специальный электрод, управляющий током катодного луча. Так впервые был создан прообраз нынешнего кинескопа.
Все ведущие страны мира выдали ему патенты на открытие нового способа приема изображения в телевидении. А еще через четыре года в лаборатории Петербургского технологического института он провел первую в мире телепередачу. Четкое изображение четырех белых полос на темном фоне приемника произвело фурор среди ученых.
Каждый день, каждый год петербургский ученый совершенствовал свое детище. Но судьба его, слившись с судьбами всего русского народа, все сильнее ломалась и коверкалась страшной и несокрушимой внешней силой, пока…
Служение людям
…Модели летательных машин, готовые детали к опытным образцам, заполонившие огромный чердак большого дома на Петроградской стороне – мастерскую отца Бориса Розинга, потомственного дворянина, статского советника и страстного изобретателя, все детство были самым реальным и главным миром мальчика. В нем росла неуемная жажда знаний и творчества. В гимназии он организовал литературные и философские кружки, выступал в спектаклях, занимался музыкой. А позже объяснил, что “так называемое гуманитарное образование хотя непосредственно и не касается изобретательской деятельности, тем не менее, развивая в человеке способности мыслить образно, весьма способствует изобретательской фантазии”. Каждый шаг вел к успеху: золотая медаль, физико-математический факультет Петербургского университета, приглашение на преподавательскую работу в Alma Mater на кафедре физики для подготовки к профессорскому званию. Но он выбрал свой путь. Стал одним из организаторов, а потом деканом первого в стране Женского политехнического института. А еще Розинг заведовал физическим кабинетом в Константиновском артиллерийском училище, читал популярные лекции в народном отделении Вольной высшей школы. И, конечно, вел ежедневные и многолетние опыты и исследования…
Казалось, он знает все обо всем, а главное, увлекается и любит литературу и историю, достопримечательности родного города, залы Русского музея, Эрмитажа и каждую новую художественную выставку. Летом дача Розингов утопала в зелени и благоухании посаженных им деревьев и клумб с цветами, а из больших открытых окон часто звучала музыка Грига или Шопена, которых он особенно любил исполнять. Еще чаще доносились голоса друзей и университетских товарищей. Собирались поговорить, поспорить, порадоваться на празднествах или попросить о помощи.
Много позже одна такая просьба и стоила выдающемуся ученому жизни…
Ничто не могло остановить его научный поиск. В революцию, гражданскую войну, голод он пытался преподавать и делать открытия.
В гражданскую, в 18-м, оказавшись с семьей на Кубани, Борис Львович совершил невероятное: открыл один из первых провинциальных вузов в стране. В нем – шесть факультетов по основным направлениям экономического развития, а кроме высшей школы, еще две ступени – средняя и низшая.
Уже в первый год к учебе приступили 1400 студентов… Красная власть сменилась на белую, и занятия запретили. Общество попечения института, Розинг не сдаются: на каждую лекцию им приходится просить отдельное разрешение у коменданта, но учеба продолжается. И на этот раз чистое стремление к просвещению победило. Созданному советской властью вузу помог выжить… главнокомандующий Добровольческой армией генерал Деникин. “Без технического образования такой богатый край, как Северный Кавказ, существовать не может”, – написал он краевому правительству, советуя не чинить никаких препятствий.
Наладив сложнейший механизм одного из первых в стране провинциального вуза, Розинг тогда вернулся в Петербург.
Новая советская власть поначалу посильно поддерживала его работу. До очередного вала репрессий против “недобитых буржуев”.
Служение людям было и смыслом всех дел, и характером Розинга. Он помогал всегда и всем, как только мог. И тем более в эти смертельно страшные годы. Однажды, сколько было, дал денег голодающей семье коллеги-преподавателя, бывшего офицера. И сразу – в апреле 31-го года – оказался в ссылке в Архангельске.
Впрочем, там был Лесотехнический институт, а в нем – физическая лаборатория. Что может остановить ученого? Он продолжал изобретать приборы для ориентировки слепых – после всех войн их стало особенно много, и “читающей машины”, которая должна была распознавать буквы и с помощью фотоэлемента и телефона преобразовывать их в сочетания длинных и коротких звуков. Незрячему человеку оставалось только выучить эту новую азбуку, словно морзянку, и читать любую книгу!
Он пытался работать над “устройством для записи и воспроизведения звука, киноаппаратом с непрерывно движущейся лентой, трансформатором постоянного тока”. Но сил хватило еще только на два года жизни…
Настоящий триумф, безоговорочное признание торжества электронного телевидения выпали на долю его бывшего студента – Владимира Зворыкина. В Америке тот со временем завершил и усовершенствовал разработки своего учителя, создал полную электронную телесистему и открыл фирму по серийному производству. После всеобщего признания в мире такие работы спешно возобновились и в Советском Союзе.
Розинг ничего этого уже не узнал, хотя когда-то одним из первых понимал: “Наступит время, когда миллионы таких приборов, как “электрический глаз”, будут всесторонне обслуживать общественную и частную жизнь, науку, технику и промышленность”.
Любовь СУСЛОВА
Комментарии