Увеличение разнообразия организационно-правовых форм, в которых могут создаваться и функционировать государственные и муниципальные учреждения, – один из центральных вопросов многочисленных дискуссий, которые ведутся на протяжении нескольких лет, затрагивая вопросы модернизации социальной сферы. Это закономерно, поскольку речь идет о соотношении прав и обязанностей учреждений.
В соответствии с действующим законодательством один из принципов государственной политики в социальной сфере – наличие автономии юридических лиц. Под автономией прежде всего понимается независимость в управлении, которой государство наделяет некоммерческие организации для осуществления ими социальных функций и, в свою очередь, инвестируя в эту сферу, закладывает основы стабильного экономического и культурного развития общества. В начале 90-х годов XX века для сохранения существующей системы некоммерческим организациям в России было разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Следующим шагом в этом направлении стал поиск новой организационно-правовой формы и ее учреждение, который закончился принятием федеральных законов от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и №175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». Правительство Российской Федерации приняло шесть подзаконных актов, обеспечивающих деятельность автономных учреждений. В результате получена новая правовая конструкция, которая решает такие задачи, как: создание условий для финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности; повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов; привлечение инвестиций и расширение источников финансирования текущей деятельности образовательных учреждений; формирование системы четкого разграничения функций и полномочий между заказчиком, производителем и потребителями образовательных услуг; усиление ответственности за конечные результаты деятельности АУ, повышение результативности и прозрачности финансирования сферы образования; повышение доли внебюджетных доходов в консолидированном бюджете АУ. На сегодняшний день в городе Троицке создана система автономных образовательных учреждений: 7 дошкольных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования, 8 общеобразовательных учреждений. Стала автономным учреждением и наша начальная школа. Какие же результаты деятельности в статусе автономного учреждения мы получили и какие существуют риски? Переходя в статус автономного образовательного учреждения, мы провели полную ревизию всей материально-технической базы школы, определили степень ее развития, выявили слабые стороны. Это необходимо сделать, чтобы грамотно выстраивать финансово-хозяйственную деятельность на последующих этапах развития. Важным моментом стало и создание наблюдательного совета. В каждом автономном учреждении государственно-общественное управление осуществляется двумя органами – управляющим и наблюдательным советами. Функции управляющего совета реализуются в каждом образовательном учреждении Троицка, а вот деятельность наблюдательного совета для нас была нова. Членами наблюдательного совета не могут быть ни директор ОУ, ни заместители директора. В него входят представители учредителя автономного учреждения, представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление муниципальным имуществом, и представители общественности, а также родители. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает основные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, в том числе изменения в устав, изменения правового статуса, распоряжения имуществом, крупных сделок, привлечения заемных средств, рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности, проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения. Например, именно наблюдательный совет рассматривает результаты мониторинга учреждений, предлагающих свои услуги или товары. В этом году при переходе в Москву нам были выделены средства на организацию охраны школы, в ходе мониторинга была выбрана фирма, которая предложила не только более выгодные с финансовой точки зрения услуги, но и более качественные. Возникает вопрос: а как же финансируются автономные учреждения? И у бюджетного, и у автономного образовательных учреждений основной деятельностью признается реализация соответствующих образовательных программ. Учредители устанавливают задания в соответствии с предусмотренной уставом АУ основной деятельностью. Финансовое обеспечение осуществляется из бюджета и иных не запрещенных источников установленного учредителем задания (контрольные цифры приема) с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем, расходов на уплату налогов, расходов по обеспечению развития автономных учреждений в рамках программ. Доходы, сэкономленные АУ, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. В условиях проблемы дефицита финансирования эти положения для нас были очень значимыми. В 2011-2012 учебном году экономия бюджетных средств составила 1007581 руб. 81 коп. Эти средства позволили:- организовать курсовую подготовку учителей; – осуществить участие детей во Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», Всероссийском конкурсе «Мир молодости», «Патриот России»; – увеличить стимулирующие выплаты педагогическим работникам; – провести тепловизорное обследование школы; – установить счетчики учета воды и тепла; – провести оснащение постов охраны, установку видеонаблюдения; – приобрести контейнерный павильон для мусоросборной площадки, шторы для актового зала. Стимулируют ли новые законы к более активному осуществлению автономными учреждениями предпринимательской деятельности? Переход в АУ дает возможность тем учреждениям, которые имеют существенные источники внебюджетных доходов, действовать более свободно, что может привести к дальнейшему росту их благосостояния, следовательно, и к лучшему финансовому обеспечению образовательной деятельности за счет внебюджетных источников (хотя бы в лице этих учреждений). Целесообразно рассмотреть два аспекта: во-первых, поддержание материальной заинтересованности автономного учреждения в осуществлении предпринимательской деятельности, во-вторых, создание (сохранение) возможностей для осуществления такой деятельности, включая поддержание готовности других организаций сотрудничать с автономными учреждениями. Переход в автономию подтолкнул нашу начальную школу к более тщательному изучению социального запроса не только учеников школы, но и всех граждан города, более тщательному изучению социального запроса и как следствие увеличению платных дополнительных услуг. Теперь мы оказываем платные дополнительные услуги по таким направлениям: – социально-педагогическое направление, курс «Предшкольная подготовка» (ГКДП); – художественно-эстетическое направление, курс «Хор»; – художественно-эстетическое направление, курс «Театральная студия»; – художественно-эстетическое направление, курс «Хореография»; – научно-техническое направление, курс «Компьютерная грамотность»; – физкультурно-оздоровительное направление, курс «Карате»; – эколого-биологическое направление, курс «Я – исследователь»; – лингвистическое направление, курс «Happy English»; – социально-педагогическое направление, курс «Логопедические занятия»; – социально-педагогическое направление, курс «Предшкольная подготовка» (ГКВП). Для сравнения: до перехода в автономию платные услуги ограничивались лингвистическим направлением курс «Happy English».За 2011-2012 учебный год по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности были получены доходы в размере 2105310 рублей. Все они были потрачены на повышение квалификации педагогических работников, проведение выездных тренингов, повышение уровня заработной платы, развитие материально-технической базы школы. Опыт начальной школы определил положительные моменты, связанные с переходом в автономию: – во-первых, «нереорганизационный» характер трансформации бюджетного учреждения в автономное; – во-вторых, возможность получения дополнительных средств для развития образовательного учреждения; – в-третьих, возможность не проводить аукционы, так как на автономные учреждения не распространяется 94-ФЗ. Для размещения заказов АУ разрабатывают собственные положения о закупках; следовательно, это позволяет избежать риска заключения контрактов с недобросовестными поставщиками; – в-пятых, автономное учреждение имеет право открывать счета в кредитных организациях, что позволяет оперативно управлять финансовыми потоками учреждения; – в-шестых, автономное учреждение в отличие от бюджетных могут самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от сдачи имущества в аренду, тогда как доходы от сдачи имущества в аренду в бюджетных учреждениях направляются в городской бюджет; – в-седьмых, автономные учреждения имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, это освобождает их от уплаты налога на имущество, а также позволяет сэкономить до 10% средств от страховых начислений на оплату труда, эти средства могут направляться на стимулирующие выплаты; – в-восьмых, при грамотном построении плана развития учреждения возможно привлечение кредитных средств для реализации каких-то проектов учреждения. Изменение типа нашего учреждения определило и некоторые риски.Кадровые рискиРеальный риск для автономных учреждений заключается в основном в качестве менеджмента, связан с высокими профессиональными требованиями к административному персоналу и работе в новых условиях. Отмечена неподготовленность специалистов как органов исполнительной власти субъектов РФ (управленцы, юристы, финансисты, бухгалтеры), так и коллективов образовательных учреждений к работе в новых организационно-правовых и хозяйственно-финансовых условиях деятельности АУ. Мероприятия по минимизации риска – организация и проведение соответствующих учебных программ и курсов, организация обучения персонала как в рамках учреждения, так и через системы повышения квалификации.Риск сокращения финансирования со стороны государственного заказчикаЯ бы назвала этот риск распространенным мифом. АУ финансируют по принципам, аналогичным принципам финансирования бюджетного учреждения. Финансирование образования, гарантированного государством, может быть сокращено в случае, если сокращается число получателей образовательных услуг. Тем не менее в целях минимизации риска необходимы: разработка типовых договоров между государственным заказчиком и автономным учреждением, предусматривающих ответственность государственного заказчика за несвоевременное финансирование автономного учреждения в разках заказа; разработка регламентов финансирования задания автономному учреждению; разработка типового приложения – графика финансирования автономных учреждений в рамках обеспечения государственного заказа. Возможности, обусловленные статусом автономного учреждения, позволили нам оперативно реагировать на изменяющиеся потребности учреждения и учащихся, расширить спектр услуг, максимально эффективно использовать финансовые, кадровые и имущественные ресурсы. В комплексе это позволяет повысить удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Лариса КУДРОВА, директор Троицкого МАОУ «Начальная общеобразовательная школа»
Комментарии