Сводки ГАИ похожи на фронтовые – каждый день под колесами автомобилей гибнут дети. По данным МВД России, каждый год 1 сентября за парты не садится практически целая школа: это дети, погибшие в автоавариях. К началу учебного года на больничных койках лежит, по скромным подсчетам, численность учеников 15 школ.
Автомобиль не роскошь, а средство повышенной опасности. Мало того что загорелся зеленый сигнал светофора, надо убедиться на 100 процентов, что машина видит пешехода и пропускает его, и если плохой обзор, не нужно идти! Этому нужно научить каждого ребенка. Причем не просто научить, но отработать навык. Чаще всего к трагедиям приводит несоблюдение элементарных правил дорожного движения. Но даже в том случае, когда ребенок вылетает на проезжую часть, не глядя по сторонам, виноваты взрослые. Не научили, не подсказали, не предостерегли. По статистике, больше всего страдают дети в возрасте от 7 до 14 лет. И причина, как показывает проведенный нами анализ, вовсе не в том, что они не знают правил. Знают, но, к сожалению, только в теории. А на дороге ребенок теряется, не может собраться и в итоге ведет себя просто неадекватно ситуации. Теория – это хорошо, но все-таки основы ПДД нужно с ребятами обязательно отрабатывать на практике.Культуру поведения на дорогах надо прививать с детства – так решили в Кузбассе, и в 2009 году по инициативе губернатора Амана Тулеева открыли уникальный для России центр безопасности дорожного движения. Под его крышей расположился первый в стране крытый всесезонный детский автогородок площадью 1500 квадратных метров. Это настоящий город в миниатюре. Здесь те же улицы, что и в Кемерове, только меньше. Обустроена система транспортных дорог и пешеходных переходов, отмечены различные типы перекрестков, железнодорожный переезд, остановочные павильоны, автозаправка, парковки, светофоры. Автогородок предназначен для проведения практических занятий по правилам дорожного движения со школьниками в возрасте от 6 до 18 лет. На службе у детей – целый автопарк. Дошколята и младшеклассники ездят по улицам «города» на электромобилях, ребята постарше – на велосипедах. Впрочем, это не все средства передвижения детей, есть и более серьезные. В двух учебных классах дошколят и учеников начальной школы – современное мультимедийное оборудование. Старшеклассник Денис Баранов паркует виртуальный «жигуленок»: – Это, конечно, ненастоящая машина, но об этом забываешь. Я на экране все отработаю, и на дороге уже буду вести себя точно так же. Родители меня пытались учить, но тут совсем другое дело – я «еду» по центру города, а не по проселочной дороге, автосимулятор подсказывает мне мои ошибки. Причем не сердится! А если все равно что-то непонятно, всегда можно спросить у инструктора. – А зачем тебе это нужно, тебе ведь только 14. За руль-то все равно не скоро? – Когда 18 исполнится, я сдам дополнительные экзамены и смогу получить права. А за руль настоящего автомобиля сяду на днях, вот пройду теоретический курс. Я непонимающе гляжу на Людмилу Иосифовну – у выпускников Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения свои правила? Дети могут водить машину? – Могут, – смеется Купреева. – В начале прошлого учебного года мы отважились на необычный образовательный эксперимент. Решили выяснить, возможно ли начинать подготовку водителей не в 18 лет, а в более раннем возрасте.Эксперимент Кузбасский детско-юношеский центр безопасности организовал вместе с сотрудниками Госавтоинспекции, специалистами Западносибирского филиала Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения, работниками автошколы «Зеленая волна». Педагоги прочитали для ребят теоретический курс по правилам дорожного движения. Специалисты Западносибирского филиала Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения провели психологические тесты, направленные на определение готовности юных к управлению автомобилем. Затем инспектора ГИБДД еженедельно весь учебный год обучали 10 старшеклассников в возрасте 13 лет практическим навыкам вождения авто на закрытой площадке. Результат превзошел ожидания. По мнению педагогов, дети намного быстрее и лучше воспринимают преподаваемый им учебный материал. Все ребята справились на «отлично», показав уверенные навыки управления автомобилем при выполнении заданий практического экзамена. Их подготовку оценили сотрудники экзаменационного отдела ГИБДД, принимавшие вождение на автодроме. По итогам проверки знаний каждому вручили сертификат, подтверждающий прохождение обучения и сдачу промежуточных экзаменов. Эксперимент удался и стал обычным делом. Достигнув 18-летнего возраста, дети смогут после прохождения дополнительных занятий в автошколе сразу же сдать на права.- Быть грамотным и дисциплинированным пешеходом важно не менее, – уверен Вадим Кутонов, заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Кузбасского УГИБДД. – Так что и водители, и пешеходы – одни и те же дети. Важно побывать и в той и в другой роли. Пока, конечно, детям нужнее учиться пешим навыкам, но это готовит к пониманию, что вождение – дело ответственное. Педагоги вместе с сотрудниками Госавтоинспекции разработали специальную образовательную программу по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге. Ежедневно в центре проходят бесплатное обучение почти 800 ребят – школьники, воспитанники детских домов, интернатов и приютов. Причем, окончив курс, они не уходят из центра, а учат товарищей. Не только младших, но и старших. И даже родителей. – Ева с удовольствием учится вождению, и это меняет… меня, – смеется Светлана Подоляева, мама 14-летней школьницы. – Сидя рядом, тщательно следит, чтобы я соблюдала правила дорожного движения. Да и стыдно нарушать-то на глазах ребенка. Вместе с педагогами воспитанники центра, юные инспектора движения приходят на родительские собрания в школы, организуют необычные акции, например «Женщина за рулем». Ничего особенного – дарят автомобилисткам цветы и напоминают, что их дома ждут дети, так что ремень все же лучше пристегнуть. С увлечением придумывают собственные знаки дорожного движения. Сотрудники ГИБДД относятся к их начинаниям очень серьезно. По инициативе детей в Кемерове за несколько метров до образовательных учреждений стали писать прямо на дороге огромными буквами: «Школа». Другая надпись – перед пешеходными переходами – напоминает: «Возьми ребенка за руку». С детских легких рук в моду вошли фликеры – светоотражающие значки или наклейки, которые уже восьмой год по инициативе губернатора Кузбасса в День знаний получает каждый первоклассник. При езде с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метрам, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140 метров. И хотя фликеры есть практически у всех детей Кузбасса, носили их без особого желания. Но воспитанники центра придумали объявлять конкурсы по оформлению фликеров. Их, оказалось, можно делать в виде смайликов, игрушек, пластин, значков, брелоков, наклеек… И теперь они красуются на рюкзаках, куртках и джинсах юных модников. Ребята помогают проводить совершенно уникальную смену «По радуге дорожной безопасности», когда за счет областного бюджета в лагере собираются 200-300 детей, пострадавших в ДТП. Они не только отдыхают, лечатся, но и получают психологическую помощь от профессионалов и ровесников – таких же ребят, только уже научившихся правильно «общаться» с дорогой. Нарушителей дорожного движения в Кузбассе, конечно, все еще хватает. Но детский травматизм на дорогах уменьшается. Медленно, но верно. Вадим Кутонов, заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Кузбасского УГИБДД, назвал мне цифру в 5 процентов. Но ведь это только начало: воспитанные водители и пешеходы пока растут – и количественно, и качественно. Кемерово
Комментарии