Председатель Комитета по образованию Калачевского района Волгоградской области Надежда Берлизова пришла работать в школу совсем юной – ей было всего 17. В 1970-м вчерашняя десятиклассница стала учителем сразу трех предметов: математики, физики и немецкого языка в крошечной сельской восьмилетке. А дальше судьба вела педагога «по возрастающей»: учитель математики в средней школе райцентра Калач-на-Дону, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, зам. директора, директор той же школы, и, наконец, председатель районного Комитета по образованию.
СтатфактСегодня в России около 5 тысяч малокомплектных школ с численностью учеников меньше 10. Это почти 10 процентов от общего числа общеобразовательных учебных заведений страны.
– На своей первой встрече с коллегами сказала: главное, чтобы в нас нуждались, чтобы в школах нас ждали не только как контролеров, но и как помощников, – вспоминает Надежда Ивановна. – Старые добрые традиции будем хранить, но стоять на месте, ничего нового не создавая, в наши дни нельзя.
В комитете нашем 14 человек. Это мои товарищи и единомышленники, работоспособная энергичная команда. Конечно, все разные: характеры, взгляды, привычки, но объединяющее начало есть – чувство ответственности. Может, кто-то сочтет старомодным чудачеством наш девиз, один на всех: «И вечный труд! Покой нам только снится».
– Это чувствуется хотя бы по целому ряду муниципальных инициатив. Например, один из немногих в регионе Калачевский район учредил свои собственные гранты в рамках нацпроекта «Образование». Какие цели при этом ставились? Чего, на ваш взгляд, удалось достичь?
– В рамках нацпроекта «Образование» в 2007 году впервые на муниципальном уровне был объявлен конкурс на лучшую сельскую школу района. В нем могла выступить соискателем любая сельская школа, не рискнувшая замахнуться на региональный и федеральный конкурсы общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Мы хотели дать стимул тем учебным заведениям, которые не готовы пока выйти на регион или Федерацию. Для сельских коллективов особенно важно почувствовать поддержку, уверовать в свои силы, увидеть перспективу, ощутить пользу от своей работы. Четыре школы подали тогда заявки, а на августовской конференции объявили победителя – Логовскую среднюю.
Нацпроект стороной обошел дошкольное образование, и это решено было компенсировать на районном уровне. На проведение муниципальных конкурсов «Лучшее дошкольное учреждение» и «Лучший воспитатель года» из средств районного бюджета выделялось 200 тысяч рублей. Откликнулись четыре детских сада и трое воспитателей. Думаю, нам удалось добиться главного – лучший опыт стал всеобщим достоянием.
– Надежда Ивановна, в Волгоградской области есть районы, мягко говоря, «не урожайные» на грантополучателей. У вас же, напротив, школы, педагоги, детские сады, воспитатели стабильно выигрывают премии президента и губернатора…
– Да, пожалуй, этим можно гордиться: в прошлом году из 33 сельских районов Волгоградской области только в двух – Калачевском и Среднеахтубинском – президентского гранта удостоились по три школы. Семеро наших учителей стали лауреатами премии Президента России, четверо – премии губернатора. За время действия нацпроекта гранты у нас выигрывали Береславская средняя школа и средняя школа №4 – трижды, Октябрьский лицей – дважды. Две школы стали обладателями губернаторского гранта: школа №2 и Октябрьский лицей. Премии президента и губернатора получили шестеро школьников. Я уже не говорю о том, что район получил 4 учебных кабинета. Без малого 10 миллионов рублей пришло на развитие общеобразовательных учреждений, более 3 миллионов – на оснащение ресурсного центра. Мы прекрасно понимали, что это инвестиции, которые работают на укрепление районного образования, и привлечь эти ресурсы считали делом чести. Успехи в конкурсах – плод совместной работы, сотрудничества соискателей и комитета. Мы «болели» одинаково за каждого участника. Старались помочь всем, кто имеет реальные достижения. Продолжались бесконечные консультации – наши с областными коллегами, соискателей – с нами. Сбор и обобщение представительского материала были на тот момент довольно новым делом. Требовалось достоверно и компетентно показать работу школы и учителя. Тут и доходчивость нужна, и эстетика. Работа трудоемкая, а потому в стареньком здании Комитета по образованию в те дни свет не гас даже далеко за полночь.
– Ребенку, который живет в глубинке, на дальнем хуторе, труднее конкурировать с городскими ровесниками, не так ли?
– Во многих селах школа – единственный социокультурный центр. И именно периферийные школы испытывают дефицит учительских кадров. Такие предметы, как изо, музыка, технология, ОБЖ, зачастую ведут неспециалисты, недостает учителей иностранного языка. Можно ли говорить в этом случае о качестве преподавания? Конечно, нет. Если же предмет ведет учитель-профессионал, и не просто урокодатель, а влюбленный в свое дело творец, созидатель, то не важно, в какой школе он работает, каких учит детей, городских или сельских. У него всегда будут результаты.
– Надежда Ивановна, больной вопрос сегодня – реорганизация сети малокомплектных школ. В вашем районе пошли по пути филиализации. Почему? Решили не закрывать сельские школы? Сэкономить средства? Наверное, приходилось сталкиваться с непониманием учителей и родителей?
– Общеизвестно, что по уровню материально-технического оснащения малокомплектные школы отстают от базовых. А сегодня на пальцах законы мироздания не объяснишь. Открывая филиалы, можно решать и эту проблему, и кадровую. Ведь иностранный язык и информатика сейчас в программе начальной школы. Мамы часто настроены против того, чтобы возить детей в райцентр на уроки. Конечно, когда дитя учится рядом – спокойнее. Но если есть школьный автобус и безопасность учеников под контролем? Ведь главное – сегодня мы должны дать ребенку гораздо больше информации и умений, чем вчера.
Кроме того, учителям малокомплектных школ приходилось решать многочисленные хозяйственные проблемы, выезжать в районный центр для заключения договоров. Все это негативно сказывалось на учебно-воспитательном процессе. Так что филиализацией мы оптимизируем и управление. Крайне осторожно подходим к закрытию сельских школ – закрыты единицы в тех поселках, где детей просто нет.
Мы очень тщательно, до мелочей продумали подготовительный этап, побывали в поселениях, беседовали с людьми, вели разъяснительную работу. Может быть, поэтому с большими трудностями, непониманием учителей, родителей, руководителей базовых школ не столкнулись. Главное, чтобы новая вывеска на школе не стала данью моде, чтобы все участники образовательного процесса почувствовали пользу от проведенной реорганизации.
Калач-на-Дону, Волгоградская область
Комментарии