search
main
0

Австралия – студенческий рай Университетский диплом окупается сторицей

Традиционная ежегодная презентация очередного отчета Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) “Взгляд на образование” состоялась недавно в Лондоне в Объединенном клубе Оксфордского и Кембриджского университетов.

Как известно, Россия не входит в OECD и потому не является объектом специального исследования и сравнительного анализа, который проводится среди стран-членов (ими являются: Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США, Япония, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Корея). Однако ряд стран, не входящих в эту организацию, таких, например, как Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, Египет, Латвия и другие наряду с Россией, представляют свои данные, касающиеся различных аспектов образования, через специальную программу OECD/UNESCO “World Education Indicators”. И надо заметить, что в сравнении с предыдущими отчетами, в которых данные, касающиеся нашей страны, практически отсутствовали, так что против графы “РФ” в 39 позициях из 41 стоял прочерк, – в отчете-2002 Российская Федерация присутствует довольно значительно.

Капитал с человеческим лицом
Основной пафос образовательного отчета, представленного OECD, содержится в следующем положении: “Совершенствование человеческого капитала явилось сильным и объединяющим фактором экономического роста последних десятилетий”. Что подразумевается под “совершенствованием человеческого капитала”? Прежде всего и главным образом – повышение образовательного ценза населения, уровня грамотности, профессиональной квалификации. Вложения в “человеческий капитал” не самые быстровозвратные – процесс учебы долог! – но одни из самых надежных для общества. Неудивительно поэтому, что за 1999 год страны OECD потратили в среднем примерно 5,5% своего ВНП на образование.

До конца не дотянули
За период между 1995 и 2000 годами, говорится в отчете, увеличилось число поступающих в вузы: в среднем из десяти выпускников школы университетскими студентами становятся нынче четверо. При этом больше всего университетских студентов прибавилось в Польше и в Венгрии. Зато их полку убыло во Франции и Германии, что объясняется демографическим фактором сокращения рождаемости, а также в Турции, где с рождаемостью между тем все в порядке. Среди стран с наибольшим числом вузовских студентов числятся сегодня Австралия, Финляндия, Венгрия, Исландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция.
Однако статистика поступлений в университеты разительно отличается от статистики выпуска из оных, так как завершают высшее образование далеко не все. Насколько далеко? В среднем в странах-членах – OECD бросает учебу в университете каждый третий студент. В Италии восхождение к диплому осиливают лишь… 40% студентов, тогда как 60% бросают учебу на полдороге. Возросло число “отсеявшихся” студентов и в США. Зато в Британии, Японии, Турции и Ирландии доживают до диплома более чем четверо из пяти поступивших – этот показатель считается наиболее успешным. При этом в абсолютных передовиках ходит Британия: здесь успешно завершают учебу 83% студентов.
Одной из примечательных тенденций последних лет является рост числа зарубежных дипломов. Эксперты OECD отмечают, что год от года все более свободным становится не только движение между странами товаров и капиталов, но и знаний. По данным на 2000 год, 1,6 млн. студентов обучались в зарубежных университетах и колледжах (речь идет о получателях высшего образования). Из них 1,5 млн. обучались в странах – членах OECD – это на 14 процентов больше, чем в предыдущие два года.
Куда чаще всего держат путь на учебу дерзновенные искатели лучших в мире дипломов? Преимущественно, как и в прежние годы, в Соединенные Штаты Америки. Эта страна принимает в свои университеты 28% от общего числа обучающихся за границей студентов. И хотя привлекательность учебы в США за последние годы несколько уменьшилась (в 1998 году здесь принимали 32% иностранных студентов), американские университеты продолжают оставаться одной из наиболее доходных “отраслей” американской экономики. За счет торговли своим образованием Соединенные Штаты заработали в 1998 году 30 млрд. долларов! Впрочем, показатель рекордности притока иностранных студентов в США не совсем объективен. Так, если сделать поправку на огромность самой страны и число ее собственного студенчества, то становится очевидным, что доля иностранцев в американской высшей школе – ниже среднего показателя по странам – членам OECD. Этот средний показатель равен 4,9%, тогда как в США он составляет 3,5%. Зато Британия, принимающая в свои университеты “всего лишь” 14% от общего числа обучающихся за рубежом студентов и числящаяся на втором месте вслед за США по этому показателю, фактически имеет значительно более высокую пропорцию иностранных учащихся относительно учащихся “домашних” – 11%. Еще выше эта пропорция в Австрии (11,6%), в Австралии (12,5%) и в Швейцарии (16,6%). В целом же пять стран – США, Британия, Германия, Франция и Австралия – обучают сегодня в своих университетах 70% всех приехавших из-за рубежа студентов.
Кто является сегодня самым крупным экспортером студентов? В лидеры среди соискателей иностранных дипломов вышел Китай. Еще недавно закрытая “великой стеной”, эта страна сегодня имеет наибольшую долю среди иностранцев, обучающихся в странах – членах OECD, – 7,1%. Вслед за Китаем (не входящим в OECD!) наиболее значительными “экспортерами” среди стран – членов этой организации числятся Япония и Корея (4,6% и 3,9%), Греция (3,6%), Германия (3,5%), Франция (3,4%) и Италия (2,7%). Среди стран, не входящих в OECD, следующими за Китаем крупными экспортерами студентов являются Индия (3,4%), Марокко (2,7%) и Малайзия (2,4%).

Учись, богатым станешь!
Дипломы, особенно в престижных университетах, нынче дорогого стоят. Однако уравниловки в степени “надежности” на грядущее после диплома материальное благополучие не существует: у различных стран разница в окупаемости и прибыльности дипломов весьма существенна. Где быть высокообразованным выгоднее всего? Ответ на этот вопрос сегодня однозначен: в Британии! Именно в этой стране “возврат” на диплом университета наиболее внушителен. Если представить сию выгоду в виде ежегодной процентной ставки на “капитал”, то процентная ставка на инвестиции в высшее образование составляет в Британии высший показатель – 17 процентов. В таких странах, как Дания, Франция, Нидерланды, Швеция и США, эта “ставка” варьируется между 10 и 15 процентами. В Японии и Италии она составляет около 7 процентов.

Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте