search
main
0

Австралийцы против древних греков

Модернизированный вариант зубрежки

У каждого из нас периодически возникает необходимость в сохранении той или иной информации. Не всегда у нас есть возможность записать данные, и их приходится держать в голове. До недавних пор наиболее эффективным методом запоминания информации считалась мнемоника, изобретенная древними греками. Однако сотрудники Университета Дикина и Университета Монаша (Австралия, Мельбурн) пришли к заключению, что куда более эффективной является методика, выработанная… австралийскими аборигенами. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLOS ONE.

Австралийские аборигены придумали самую эффективную в мире систему запоминания информации

Человеку приходится порой запоминать огромное количество информации. Да, в нашем распоряжении есть книги, бумага, на которой можно записывать, и наконец, Интернет. Но бывают ситуации, когда у нас нет доступа к этим вещам. К примеру, не очень удобно пользоваться записями, чтобы вспомнить многочисленные пароли и коды – от аккаунтов, номера банковской карты, замка на подъезде…

А школьникам и студентам вообще приходится заучивать огромное количество терминов, цифр и фактов.
Числа и названия удобно привязывать к каким-то знакомым аналогам. Предположим, они могут ассоциироваться у нас с годом нашего рождения, свадьбы, окончания школы и т. д. Если нам надо запомнить название города Федосеево, мы можем вспомнить, что у нас есть знакомый по фамилии Федосеев.

Но на каждый факт, который требует запоминания, ассоциацию подыскать не так легко. Поэтому есть смысл обратиться к системам, разработанным человечеством на этот случай.

Так, метод усвоения информации, придуманный древними греками, называют «чертогами разума» или «дворцом памяти». В наши дни он также зовется методом локусов. Средневековые монахи с помощью него заучивали целые тома книг.

Суть заключается в том, что вы воображаете себе некое пространство – дом, замок или сад – и размещаете фрагменты информации в разных его частях. Допустим, представляете себе шкаф: на одной полке лежат логарифмы, на другой – теоремы, на третьей – физические законы.

В другом шкафу могут быть знания по истории, в третьем – по биологии… Как только вы узнаете что-то новое, кладете в соответствующий шкаф на нужную полку. Если же вам потом понадобится что-то вспомнить, вы мысленно пройдетесь по своим «чертогам» и найдете то место, которое будет ассоциироваться с нужными вам сведениями. То есть изначально информация прикрепляется к ментальному ландшафту, а пространственная память впоследствии помогает вспомнить детали. Можно воображать себе собственный дом или знакомую местность.

Еще существует популярный метод выдумывания историй. Скажем, история о том, как образуется соль: кислота и щелочь «дерутся» друг с другом, а потом устают и нейтрализуются. Очень полезно для уроков химии.

Авторы исследования решили провести сравнительный анализ древнегреческой мнемоники и мнемотической методики, используемой коренными австралийцами. Они набрали группу из 76 добровольцев. Все участники были студентами-медиками. Они прошли курс тренировок, в течение которых их обучали различным техникам запоминания.

После этого испытуемым предложили запомнить 20 англоязычных названий бабочек, таких как hairstreak, patch, admiral, copper и т. д. Часть из них при этом должны были усвоить материал с помощью банальной зубрежки, часть применяли греческий метод мнемоники, и наконец, остальным предлагалось придумывать истории, где бабочки играли роль персонажей и обитали в некоем пространстве.

С этой целью последняя группа под руководством инструктора, потомка коренных жителей страны, посетила сад камней, стилизованный под гигантский след человеческой стопы. Сочиняя историю, участники связывали каждое из названий бабочек с тем или иным элементом сада, например камнем, растением или бетонной плитой.

После 30‑минутного «сеанса запоминания» испытуемым давали 20 минут отдыха, а затем они должны были пройти 15‑минутный тест, в ходе которого их просили перечислить наименования бабочек, которые им удалось запомнить. Результаты оказались очень разными. Те, кто просто зубрил названия, справились с заданием хуже всего. У тех, кто смотрел видео про бабочек, результат был в полтора раза лучше.

У тех, кто применял метод «дворец памяти» – в 2,1 раза выше, чем у зубрил. Те же, кто использовал австралийский метод, продемонстрировали поистине фантастический результат, аж в 2,8 раза превышавший эффект от зубрежки!
Кроме того, согласно проведенным опросам у тех, кто воспользовался опытом аборигенов, нужные названия и факты всплывали в голове как бы сами собой.

По мнению исследователей, методику вполне могут взять на вооружение будущие медики, которые благодаря ей станут более эффективно запоминать, скажем, названия препаратов и производимые ими эффекты или последовательность биохимических реакций.

Правда, в течение шести недель после эксперимента во всех группах добровольцев наблюдалось постепенное забывание усвоенного материала. По-видимому, аборигены закрепляли информацию посредством множественных повторений, и в данном случае необходимо поступать так же. То есть в конечном итоге все опять же сводится к зубрежке, но к некоему модернизированному ее варианту. Как видите, теория о том, что все новое – хорошо забытое старое, в очередной раз находит свое подтверждение.

Лада КОВАЛЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте