search
main
0

Августовский педсовет: темы к размышлению

На предстоящих августовских совещаниях Министерством образования РФ предложено обсудить основные направления модернизации российского образования, пути и проблемы развития региональных и муниципальных систем образования.

Председателям территориальных

организаций Профсоюза

Информация к августовским

совещаниям работников

образования

Уважаемые коллеги!

На предстоящих августовских совещаниях Министерством образования РФ предложено обсудить основные направления модернизации российского образования, пути и проблемы развития региональных и муниципальных систем образования.

Учитывая, что в основном будут обсуждаться вопросы содержания образования, считаем целесообразным территориальным организациям профсоюза в ходе совещаний обращать особое внимание на реальные возможности учителей, воспитателей, преподавателей обеспечивать соответствующее современным требованиям общества и рынка труда качественное образование граждан Российской Федерации, на условия, которые непосредственно влияют на качество их работы (уровень оплаты труда, финансирования образовательных учреждений и оснащения рабочих мест, кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса, педагогическая нагрузка, пенсионное обеспечение, уровень образования педагогических работников, возможность повышения квалификации, аттестация педагогических работников и рабочих мест, защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, в том числе и через механизмы социального партнерства, и др.).

О ходе реализации Концепции модернизации российского образования

Министерством образования РФ, органами управления образованием субъектов РФ, органами местного самоуправления продолжается работа по реализации первого этапа модернизации российского образования. Расширяется география экспериментов по введению единого государственного экзамена, по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств.

В плане работы ЦК профсоюза на II полугодие 2003 года предусмотрено изучение итогов реализации Министерством образования РФ, региональными и территориальными органами управления образованием первого этапа модернизации российского образования с точки зрения принятия ими мер по усилению защиты социально-экономических прав и профессиональных интересов работников образования. По результатам изучения этого вопроса предполагается вынести его обсуждение на заседание президиума ЦК профсоюза с участием Минобразования РФ. Обсуждению этих проблем будет также посвящено итоговое заседание коллегии Минобразования РФ, намеченное на 24 февраля 2004 года.

О задолженности по заработной плате работникам образования

Несмотря на неоднократные обещания руководства страны, проблема ликвидации задолженности по заработной плате работникам образования в полной мере так и не решена.

Общая задолженность по заработной плате работникам образования по состоянию на 7.08.2003 г. (с начислениями) составила 5,8 млрд. руб. Задолженность по статье «Оплата труда» составила 0,628 млрд. руб. и сократилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 47,4% (на 8.08.2002 г. – 1,194 млрд. руб.).

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами, наоборот, выросла на 18,6%, или 0,812 млрд. руб.

Отсутствует в настоящее время задолженность по статье «Оплата труда» в 65 субъектах РФ (на 8.08.2002 г. – в 58 субъектах РФ).

По-прежнему сохраняется задолженность по оплате труда работникам образования в 23 регионах России (на 8.08.2002 г. – в 31 регионе России).

По данным Минобразования РФ, не в полном объеме выплачены отпускные в 12 субъектах РФ, причем количество таких регионов возросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (на 8.08.2002 г. – 9 регионов).

Задолженность по выплате отпускных составляет в республиках: Саха (Якутия) – 93,6 млн. руб., Карелия – 9,8 млн. руб., Коми – 2,7 млн. руб., Хакасия – 1,0 млн. руб.; в Кировской области – 47,8 млн. руб., Иркутской – 37,6 млн. руб., Волгоградской – 25,0 млн. руб., Нижегородской – 2,3 млн. руб., Амурской – 2,2 млн. руб., Ярославской – 1,3 млн. руб., Тверской – 0,4 млн. руб.

Об индексации заработной платы работников образовательных учреждений в регионах России с октября 2003 года

Государственная Дума 18 июня 2003 года приняла одобренный на заседании Правительства РФ 5 июня законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год», которым предусмотрены дополнительные средства в объеме 10,0 млрд. рублей на дотацию бюджетам субъектов РФ для частичного возмещения расходов в связи с планируемым повышением ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы с 1 октября 2003 года.

Предусматривается, что в субъектах РФ, где потребность в средствах на обеспечение выплаты повышенной в 1,33 раза заработной платы будет превышать 40% доходов соответствующего бюджета, она может быть частично компенсирована средствами, предусмотренными в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2003 год» на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (общая сумма средств на эти цели – 4,1 млрд. руб.), а также в рамках статьи 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Правительство РФ обещает рассматривать просьбы о возможной пролонгации на 2004 год задолженности по бюджетным ссудам, выданным субъектам РФ до 1 января 2003 года.

По информации заместителя министра финансов РФ А.Ю. Петрова, прозвучавшей на заседании РТК 13 августа, Правительством РФ подготовлен проект Постановления о повышении тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы с 1 октября 2003 года в 1, 33 раза. Одновременно напоминаем, что проект Федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», устанавливающий с 1 октября 2003 года минимальный размер оплаты труда в сумме 600 рублей в месяц, Государственной Думой РФ принят, но отклонен Советом Федерации РФ. Над решением неурегулированных проблем этого законопроекта в настоящее время работает согласительная комиссия.

Вызывает обеспокоенность возможность проведения предусмотренной с октября 2003 года индексации заработной платы работников образования и других бюджетных отраслей на всей территории страны и в установленные сроки, особенно в условиях имеющейся в ряде регионов задолженности по заработной плате, в том числе по отпускным. В связи с этим рекомендуем использовать августовские совещания для обсуждения проблем, связанных с предстоящей индексацией заработной платы в октябре 2003 года, и выработки согласованных мер органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для решения поставленной задачи в предусмотренные сроки.

Обращаем ваше внимание на необходимость проведения консультаций с руководителями исполнительных, законодательных органов государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с целью выяснения наличия достаточных объемов финансовых средств для своевременного проведения индексации заработной платы на всей территории субъекта РФ в полном объеме, принятых мер по совершенствованию межбюджетных отношений в каждом субъекте РФ, а также между субъектом РФ и федеральным центром.

Необходимо в короткие сроки выяснить, в какой степени федеральным центром удовлетворена просьба администрации региона об оказании финансовой помощи.

Просим проинформировать ЦК профсоюза по результатам проведения консультаций по перечисленным вопросам, а также принять меры по сохранению установленных на региональном и муниципальном уровне доплат, надбавок и других стимулирующих выплат при проведении индексации заработной платы работников образования с октября 2003 года.

О мерах по реализации Федерального закона от 7.07. 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений»

Результатом последовательной, настойчивой деятельности профсоюза, одним из главных требований которого на протяжении последних трех лет было восстановление правовой и финансовой ответственности государства за положение школы, стало принятие Федерального закона № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений».

Этот закон, закрепляющий финансово-экономический и организационно-правовой механизмы обеспечения устойчивого финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, был подписан 7 июля 2003 года Президентом РФ В.В. Путиным и вступил в силу с 12 июля 2003 года.

Комментарий

Федеральный закон от 7 июля 2003 г.

№ 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» вносит поправки в Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетный кодекс РФ, предусматривая установление компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях и соответствующего порядка финансового обеспечения этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений.

Законом определены следующие механизмы его реализации:

– механизм выделения органами государственной власти субъектов РФ субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов);

– механизм наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в подведомственных им общеобразовательных учреждениях;

– механизм дополнительного финансово-материального обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.

Указанный закон предполагает в качестве правовой основы для практической реализации соответствующего финансового механизма обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях утвержденные в установленном порядке:

– государственный стандарт общего образования;

– федеральные нормативы финансирования общеобразовательных учреждений;

– нормативы расходов субъектов РФ на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов.

При этом следует особо отметить, что закон в части финансового обеспечения государственных гарантий распространяется на муниципальные общеобразовательные учреждения различных видов, т.е. законом устанавливается обязательный порядок финансирования на основе выделения субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ только для этого типа образовательного учреждения.

Обращаем ваше внимание на то, что для практической реализации вышеуказанного закона принципиально важное значение имеет то обстоятельство, что вопросы компетенции в области образования регулируются также и Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон от 4 июля 2003 г.

№ 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит к ведению органов государственной власти субъектов РФ решение вопросов:

– обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

– предоставления начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

Важно понимать, что реализация этого Федерального закона (от 4 июля 2003 г.

№ 95-ФЗ) увязана с внесением изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы. А поскольку фактическая реализация «нашего» Федерального закона (от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ), касающегося изменения порядка финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, будет проводиться с учетом вышеназванного Федерального закона, нетрудно предположить, что процесс этот будет сложным и на него потребуется определенное время. В частности, необходимо будет разработать и утвердить нормативные правовые акты как на федеральном, так и на региональном уровнях, т.е. по сути сформировать новую правовую финансовую базу обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общего образования.

Тем не менее уже сейчас территориальным организациям профсоюза необходимо в ходе встреч и консультаций, в том числе в рамках августовских совещаний, настаивать на поиске решений практической реализации «нашего» закона уже с 2004 года органами государственной исполнительной и законодательной власти субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления.

Для этого в первую очередь необходимо еще до конца 2003 года провести работу в каждом регионе по уточнению реальных объемов финансовых обязательств, передаваемых от муниципалитетов на уровень субъектов РФ и связанных с финансированием расходов на учебный процесс в общеобразовательных учреждениях, в том числе на оплату труда работников образования, а также по внесению возможных изменений в межбюджетные отношения между бюджетами субъектов РФ и муниципальными бюджетами, т.е. еще до намеченного на 2005 год срока проведения административной реформы.

Обращаем ваше внимание на то, что «наш» закон предполагает передачу на уровень субъектов РФ обязательств по финансированию расходов на учебный процесс, в том числе заработную плату именно в школах и других общеобразовательных учреждениях и не распространяется на детские дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Однако в субъектах РФ по согласованию с органами местного самоуправления могут быть самостоятельно приняты решения о передаче аналогичных обязательств с муниципального на региональный уровень и по другим типам образовательных учреждений.

Для информации: Министерством образования РФ подготовлен проект «Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования», которые предусматривается утвердить распоряжением Правительства РФ. В настоящее время эти рекомендации находятся на согласовании в Минфине РФ.

О проблемах финансирования сферы образования в 2004 году

Профсоюзами, входящими в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, направлены обращения в адрес Президента РФ В.В. Путина, председателя Правительства РФ М.М. Касьянова, зам. председателя Правительства РФ Г.Н. Кареловой, председателей обеих палат Федерального Собрания РФ С.М. Миронова и Г.Н. Селезнева, а также руководителям всех депутатских фракций и групп Государственной Думы РФ, каждому члену Совета Федерации РФ о необходимости проведения очередной индексации заработной платы работников бюджетной сферы в 2004 году, содержащее предложение поддержать обоснованную позицию профсоюзов в этом вопросе.

В течение августа представители Профсоюза работников образования и науки, Профсоюза работников здравоохранения дважды принимали участие в консультациях на заседаниях рабочей группы, созданной Координационным советом центристских фракций и групп в Госдуме РФ по вопросу о порядке дальнейшего повышения оплаты труда в бюджетной сфере, в том числе через введение новых условий оплаты труда.

Судя по результатам проведенного Минфином РФ с центристскими фракциями и депутатскими группами Госдумы так называемого «нулевого» обсуждения проекта федерального бюджета на 2004 год, ни Правительство РФ, ни представители указанных фракций так и не прислушались к мнению Ассоциации и не намерены искать взаимоприемлемые решения для проведения очередной индексации заработной платы в бюджетной сфере в 2004 году.

Как стало известно из интервью с вице-премьером Правительства РФ А. Кудриным, опубликованных в СМИ, в ходе согласования основных параметров проекта федерального бюджета на 2004 год с центристскими фракциями и группами в Государственной Думе РФ достигнута предварительная договоренность о выделении 20 млрд. рублей на оказание дополнительной финансовой помощи субъектам РФ на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в 2004 году с учетом индексации ставок (окладов) в 1,33 раза, предусмотренной с октября 2003 года.

В этой ситуации Советом Ассоциации было предложено территориальным организациям Профсоюза работников народного образования и науки, Профсоюза работников здравоохранения организовать предупредительную акцию в виде направления телеграмм в адрес Правительства РФ, депутатов Государственной Думы с требованием предусмотреть в федеральном бюджете на 2004 год ассигнования на проведение очередной индексации заработной платы работников бюджетной сферы во всех регионах России (помимо средств, предусматриваемых на выплату заработной платы, увеличиваемой в 1,33 раза с октября т.г.).

На состоявшемся 13 августа т.г. заседании Трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям (состоящей из представителей правительства, Государственной Думы и Совета Федерации РФ), депутат Госдумы В.Н. Иванова, опираясь на многочисленные телеграммы, поступившие из регионов, высказала мнение о необходимости изыскать финансовые ресурсы на проведение очередной индексации в 2004 году. Однако вице-премьер Правительства РФ А. Кудрин вновь высказал несогласие с приведенными доводами в пользу нашего требования.

13 августа, после неоднократных обращений ФНПР, ее членских организаций в Правительство РФ на внеочередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заместитель министра финансов А.Ю. Петров проинформировал об основных параметрах и социальном разделе проекта федерального бюджета на 2004 год и ответил на многочисленные вопросы членов РТК. В частности, он подтвердил намерение правительства не проводить очередную индексацию заработной платы бюджетников в 2004 году, аргументировав такое решение тем, что намеченная с октября 2003 года индексация в 1,33 раза якобы позволит компенсировать потери в доходах от роста потребительских цен за весь период после проведения предыдущего повышения заработной платы (с декабря 2001 года).

По поручению Совета Ассоциации на заседании РТК выступила и.о. председателя профсоюза Г.И. Меркулова, которая проинформировала членов РТК и лично координатора комиссии – зам. председателя Правительства РФ Г.Н. Карелову о том, что Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ не может согласиться с намерением правительства не проводить очередную индексацию заплаты бюджетникам в 2004 году. Особенно учитывая, что за период 2002 – 2004 гг. только рост потребительских цен составит более 40%, не говоря уже о росте стоимости жизни в целом. Кроме того, Г.И. Меркулова предложила координатору РТК Г.Н. Кареловой поручить компетентным федеральным министерствам и ведомствам еще раз уточнить (к очередному обсуждению проекта федерального бюджета на РТК) прогнозную оценку роста потребительских цен и прожиточного минимума трудоспособного населения страны за весь указанный период.

Представители многих отраслевых профсоюзов на состоявшемся 12 августа заседании профсоюзной стороны РТК отметили: правительство в очередной раз уклонилось от совместной работы с профсоюзами над проектом федерального бюджета на стадии его формирования. А характер и содержание представленного к рассмотрению на заседание РТК материала по проекту бюджета еще раз заставляют сделать вывод о намерении правительства превратить его обсуждение на РТК в исключительно формальное мероприятие.

14 августа т.г. проект федерального бюджета на 2004 год рассмотрен на заседании Правительства РФ. Итог: правительство вновь не сочло необходимым прислушаться к мнению профсоюзов бюджетной сферы.

28 августа Правительство РФ планирует внести проект федерального бюджета на 2004 год в Госдуму. Последняя сессия Государственной Думы нынешнего созыва начинается 3 сентября, и правительство уже сейчас выражает уверенность, что до 27 ноября – дня завершения осенней сессии, депутаты примут бюджет на следующий год.

Считаем необходимым еще раз заявить, что непроведение очередной индексации заработной платы в 2004 году, намерение ограничиться одноразовой 33%-ной индексацией зарплаты бюджетников за весь трехлетний период – с декабря 2001-го по 2004 год включительно – приведет к реальному снижению уровня жизни работников. В сфере образования уровень заработной платы к концу 2004 года в этом случае составит не более 41% от уровня средней заработной платы в промышленности.

Для сравнения: средняя зарплата в образовании в 1 квартале 2002 года (после повышения ставок и окладов ЕТС в декабре 2001 г. в 1,89 раза) составила около 61%, за 2002 г. – 55,7%, а в 1-м полугодии 2003 г. – уже только 52,4% от зарплаты в промышленности. При этом в каждом третьем регионе России это соотношение еще хуже.

В ходе августовских совещаний, встреч и консультаций с представителями властных структур всех уровней, депутатами Государственной Думы, в выступлениях руководителей территориальных организаций профсоюза, профсоюзного актива, в том числе в СМИ, вновь должно прозвучать: работники образования, здравоохранения, культуры, призванные обеспечивать основные конституционные гарантии граждан, больше не желают быть заложниками неурегулированных межбюджетных отношений, негативных последствий перманентной перестройки налогового и бюджетного законодательства, непродуманных экспериментов по перераспределению между властными структурами разных уровней полномочий в сфере оплаты труда.

Мы уверены в том, что августовские совещания в условиях предвыборной ситуации могут и должны быть максимально использованы для формирования общественного мнения, способного подтолкнуть Правительство России, депутатов Государственной Думы, Совет Федерации к поиску совместного решения проблемы финансирования в 2004 году, проведения очередной индексации заработной платы работников учреждений образования и других бюджетных отраслей во всех регионах России.

Учитывая складывающуюся ситуацию, полагаем необходимым сохранять готовность к проведению второго этапа Всероссийской акции работников бюджетной сферы не позднее октября т.г. Конкретные сроки и формы акции будут обсуждены в ходе внеочередного съезда профсоюза 18 сентября 2003 года.

О работе по созданию новой системы оплаты труда в сфере образования

Профсоюзам бюджетной сферы при активной поддержке Государственной Думы РФ удалось приостановить реализацию предложенного Минтрудом России проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, а также предложенных Минобразованием принципов построения отраслевой системы оплаты труда работников образования, которые не предусматривали минимальных государственных гарантий по уровням ставок и окладов и были недостаточно проработаны с точки зрения создания материальной заинтересованности для сохранения кадрового состава, привлечения в систему образования молодых кадров, стимулирования квалифицированного, качественного труда, обеспечивающего конституционное право граждан на образование. Тем не менее работа над реформированием системы оплаты труда в образовании, как и в других бюджетных отраслях, продолжается. В частности, Минобразованием РФ расширен состав рабочей группы, созданной для формирования нормативной правовой базы, необходимой для введения отраслевой системы оплаты труда. В нее включены ученые, практические работники, представители профсоюза.

Однако следует отметить, что эта работа продвигается медленно и определить срок ее завершения пока не представляется возможным. Это в полной мере характеризует и состояние работы по вопросу совершенствования аттестации руководящих и педагогических работников сферы образования.

О нормативно-правовом обеспечении порядка аттестации педагогических и руководящих работников

В настоящее время аттестация осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В то же время Министерством образования РФ для обсуждения на августовских совещаниях предложен проект Положения о порядке аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, разработанный в рамках подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для введения отраслевой системы оплаты труда работников образования.

По нашему мнению, указанный проект не содержит принципиальных изменений по отношению к действующему Положению и дополняется лишь разделом о формах аттестации, основанных на Временных требованиях по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (письмо Минобразования России от 23.03.2001 № 20-52-1350/20-5), а не на новых требованиях к квалификационным категориям, присваиваемым по результатам аттестации педагогическим работникам (новые требования должны быть разработаны Департаментом общего образования к 1 июня 2003 года, но до настоящего времени не подготовлены).

Не разработаны в полном объеме и другие нормативные правовые акты, необходимые для введения отраслевой системы оплаты труда и связанные с аттестацией (новые квалификационные характеристики по должностям работников системы образования, объемные показатели по отнесению учреждений к группам по оплате труда и др.).

Без перечисленных выше нормативных правовых актов, на наш взгляд, преждевременно определяться с новыми концепцией и порядком аттестации.

Таким образом, новый проект Положения о порядке аттестации, как и действующее Положение, не решает проблем с полным нормативно-правовым обеспечением порядка аттестации, который позволил бы сделать этот процесс более прозрачным, единообразным и обеспечить большую правовую защищенность для аттестуемых.

В таких условиях территориальным организациям профсоюза необходимо усилить контроль за соблюдением действующего порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на местах, а также предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях дополнительные гарантии и льготы при прохождении аттестации.

О проблемах применения и совершенствования Трудового кодекса РФ

Полтора года практики применения Трудового кодекса РФ показали, что он реально работает. Тем не менее в Кодексе имеются многочисленные неточности, противоречия и пробелы.

Так, правовая норма, предусмотренная статьей 142 Кодекса, которая в качестве меры самозащиты предусматривает право работников в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней приостановить работу на весь период задержки, стала правилом, которое закреплено законодательно, но не получило механизма его реализации.

В результате работники зачастую на свой страх и риск идут на то, чтобы воспользоваться таким правом, поскольку не знают, будет ли сохраняться за ними на период приостановки заработная плата (или ее часть) и каковы гарантии ее выплаты, должны ли они в это время находиться на своем рабочем месте, и если нет, то может ли это повлечь санкцию в виде увольнения за прогул?

Профсоюзы нашли некоторые подходы к решению этих проблем, закрепляя соответствующие положения о сохранении всей заработной платы или ее части за время приостановки в коллективных договорах и соглашениях, а судебная практика пошла по пути признания времени приостановки временем простоя по вине работодателя с оплатой его согласно части 1 статьи 157 Кодекса РФ (не менее 2/3 средней заработной платы работника), хотя по нашему убеждению, эти вопросы требуют прежде всего законодательного регулирования. Нашу позицию подтверждает и позиция Верховного cуда РФ, который считает, что дать четкую формулировку того, в каком порядке работник может реализовать свое право на приостановку работы из-за задержки заработной платы, должен законодатель, то есть Государственная Дума.

Кроме того, статьей 236 Кодекса впервые в трудовом законодательстве предусмотрено установление материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно статье 136 Кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, а оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

При применении статьи 236 важно учитывать, что в данном случае во взаимосвязи со статьей 234 Кодекса материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы является безусловной.

Следовательно, работодатель при нарушении сроков выплаты заработной платы (независимо от того, по чьей вине произошла задержка) обязан начислять начиная со следующего дня после установленного срока выплаты заработной платы денежную компенсацию за каждый день задержки и выплатить ее одновременно с задержанной заработной платой.

При этом никакого устного или письменного обращения работников к работодателю о выплате денежной компенсации не требуется, поскольку расчет с работниками как по заработной плате, так и по денежной компенсации входит в прямые обязанности работодателя.

Однако по данному вопросу Минтруд России придерживается иной точки зрения, которая выражается в том, что материальная ответственность работодателя наступает только за вину, которая может быть признана им добровольно или решением суда.

В целях обеспечения четкого и однозначного нормативно-правового регулирования этого вопроса в интересах работников ЦК профсоюза внес соответствующие предложения в проект постановления пленума Верховного суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», касающиеся применения статьи 236 Кодекса (проект постановления опубликован в газете «Солидарность» № 23, июнь 2003 г.), а также в проект федерального закона № 329663-3 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (законопроект принят в первом чтении 20 июня 2003 г., опубликован в газете «Солидарность» № 20, июнь 2003 г.).

Кроме того, ЦК профсоюза последовательно и активно участвует в работе по совершенствованию трудового законодательства. Так, подготовлены с участием территориальных профсоюзных организаций и представлены профсоюзной стороне рабочей группы поправки к Кодексу, направленные на защиту прав и интересов работников образования. В частности, по снятию ограничений на работу по совместительству (как по продолжительности работы, так и по занимаемой должности), по закреплению механизма реализации статей 142 и 236 Кодекса, по закреплению порядка и условий применения стимулирующих выплат в организациях бюджетной сферы, по включению времени повышения квалификации работником по направлению работодателя во все виды трудового стажа, по усилению гарантий беременных женщин и женщин, работающих на селе, и многие другие (в целом более 40 поправок).

К вопросу предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

В принятом Федеральном законе от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» субъектам РФ поручено определить механизм реализации права работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, установленного Законом РФ «Об образовании», т.е. размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление этих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг через межбюджетные отношения.

Территориальным организациям профсоюза, как предусмотрено в постановлении президиума ЦК профсоюза от 20.06.2003 «Об изменении порядка финансового обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений», необходимо принять самое деятельное участие в разработке соответствующих законодательных актов субъектов РФ и не допустить снижения уровня гарантий на предоставление педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 55 Закона РФ «Об образовании» и частью 2 статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР определение перечней категорий специалистов, обеспечиваемых бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), и порядка предоставления такой площади по-прежнему отнесены к компетенции Российской Федерации, в связи с чем совместно с Минобразованием РФ будут разрабатываться предложения в Правительство РФ с целью упорядочения действующих нормативных правовых актов.

О проблемах развития социального партнерства в отрасли

Учитывая, что государство берет на себя все меньше обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, в том числе и бюджетной сферы, передавая решение важнейших социально-трудовых вопросов непосредственно сторонам трудовых отношений – работодателю и работникам, необходимо кардинальным образом пересмотреть отношение к процедуре заключения и содержанию коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений.

Трудовым кодексом РФ установлен особый статус коллективного договора и соглашения как правовых актов, которыми осуществляется договорное регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 1 кодекса). В этих актах социального партнерства закрепляются обязательные нормативные положения, вытекающие из законов и иных нормативных правовых актов, а также устанавливаются более благоприятные для работников условия труда, льготы и преимущества по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами.

Тем самым обеспечивается реализация основного принципа договорного регулирования (статья 9 кодекса), согласно которому коллективные договоры, соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, а если такие условия включены, то они не могу

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте