search
main
0

Август – время собирать кадры. Игорь РЕМОРЕНКО, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании

Пожалуй, нет ни одного учителя, который не знал бы, что в конце лета проходит ежегодное торжественное мероприятие под названием августовский педсовет. Одни начинают готовиться к нему чуть ли не c весны, другие же воспринимают как добрую традицию, сохранившуюся с советских времен, третьи вообще не понимают, зачем все это нужно. О традициях и перспективах августовских педсоветов мы беседуем с заместителем директора Департамента государственной политики в образовании Игорем РЕМОРЕНКО.

– Все-таки как правильнее их называть – августовские педагогические советы или совещания?

– Все зависит от того, где они проводятся. В конкретной школе это справедливо назвать именно педсоветами, на более высоком уровне – совещаниями, конференциями, съездами и так далее. Но главное отнюдь не в терминах, а в сути происходящего. Суть же в необходимости определиться, какие цели и задачи предстоит решать как рядовым учителям, так и их руководителям.

– Как долго существует эта традиция?

– Честно говоря, не могу сказать точно, но в обозримом прошлом подобные совещания проводились муниципалитетами и региональными властями для обсуждения общих ориентиров развития образования и специфических задач на очередной учебный год. Естественно, что вся эта процедура менялась в зависимости от общих изменений в системе образования. Вспомните, любые реформы, а также эпоха учителей-новаторов были связаны, в частности, именно с идеями что-то улучшить, усилить, укрепить, повысить и так далее. Это во многом касалось и самих августовских мероприятий. В то время существовала система централизованной рассылки методических рекомендаций, и во многих газетах публиковались так называемые материалы к августовским педагогическим советам.

– Раньше это было обусловлено жесткой централизацией системы образования. Сейчас же многое отдано в регионы, а ряд проблем школы вообще решают сами. Тем не менее педсоветы все равно проходят по всей стране на всех уровнях в одно и то же время. Что заставляет учителей и управленцев собираться вместе?

– Здесь нет ничего удивительного. Просто после долгого летнего отпуска, который, опять же, проходит у всех в одно и то же время, целесообразно встретиться и обсудить цели на предстоящий учебный год, понять, что предстоит делать ближайшие два полугодия, договориться о совместной деятельности с коллегами из других школ. Сейчас, например, одной из тем для обсуждения является то, что в прошлом учебном году были утверждены приоритеты второго этапа модернизации системы образования, а в мае – комплекс мер по их реализации. И как раз сейчас следует решить, какие особенные действия следует для этого предпринять регионам, учитывая их национальные, этнические, культурные и финансовые возможности.

– Наверняка этим вопросом не ограничится…

– Надо сказать, что нагромождение целей вредно в любом деле. И попытки превратить августовские совещания в обсуждение всего и вся могут сделать их, мягко говоря, не очень эффективными. Когда череда докладов на пленарных заседаниях превращается в разговоры обо всем и ни о чем, возможная содержательная беседа превращается в формальное действо. Тем не менее августовские совещания большинству регионов удается сделать интересными и продуктивными. Широко используются такие формы, как приглашение делегатов от разных школ в конкретные образовательные учреждения, работающие в рамках собственного инициативного проекта, и обсуждение именно тех проблем, которые здесь успешно решаются. Организуются интернет-совещания, появились новые и интересные формы проведения совещаний, когда проблемы образования обсуждают не только работники образования, но и представители других отраслей.

– Получается, потенциал августовских совещаний до сих пор не исчерпан?

– Думаю, да. Ведь не следует упускать из вида, что очень часто августовские педагогические совещания – это встреча представителей властей самого разного уровня с учителями. Их охотно посещают мэры городов, губернаторы областей, сотрудники силовых структур, социальных служб. Ведь любые изменения в обществе взаимосвязаны и касаются не только каких-либо отдельных организаций, а всех нас. Поэтому именно здесь возможно, скажем, комплексное обсуждение вопросов образования, а также связанных с ними экономических и юридических нюансов.

– Кто же все-таки наиболее заинтересован в этой встрече?

– По большому счету все. Но, пожалуй, можно сказать так: эти встречи полезны именно тогда, когда в регионе реализуются серьезные образовательные проекты: нормативное подушевое финансирование, профильное обучение, создание общественных советов, ЕГЭ, введение региональной системы оплаты труда и пр. Тогда-то и появляется материал для обсуждения. Если же регион все время чем-то недоволен и конструктивно ничего у себя не меняет, обсуждать на августовских педсоветах нечего.

– В чем, на ваш взгляд, отличие современных августовских мероприятий от советских?

– Августовские педсоветы и педсовещания – одно из мероприятий, которые сохраняют общее образовательное пространство страны. Сохранить его можно разными способами, например, обязывая всех работать по одному учебнику или стандартной программе, обучая педагогов единым методам и приемам, а можно удержать его общим полем смысла и общими встречами. Это значительно сложнее и затратнее. Но если мы хотим, чтобы наша система образования работала на демократическое общество, на затраты не нужно скупиться. Кроме того, инициатива педагогическая, которая на уровне школы у нас была распространена всегда, сейчас активно дополняется инициативой управленческой. В этом смысле разница между августовским педсоветом и августовским педагогическим совещанием заключается в уровнях управления образованием начиная от рядового учителя и заканчивая руководством департаментов образования или сотрудниками министерств.

– То есть на уровне региона решают, что делать, а на уровне школы – как делать?

– В некоторых странах образовательный стандарт представляет собой не свод требований, чему нужно учить, а процедуру согласования интересов разных уровней. То есть если на уровне Федерации декларируется принцип доступности образования, то регион обсуждает, какой у них должна быть сеть образовательных учреждений, чтобы эту задачу выполнить. А школа уже обсуждает, что нужно делать, чтобы ребята не выпадали из образовательного процесса, какие образовательные технологии использовать. По сравнению с 2003 годом у нас с 16000 до 12000 человек снизилось количество детей, которые не обучаются в школе. Думаю, это одно из свидетельств положительной динамики и подтверждение того, что задачи, которые система ставит каждый год, она старается выполнять целенаправленно. Хотя, конечно, мы еще далеко не решили проблему обеспечения доступного качественного образования.

– Можно утверждать, что августовские совещания призваны доводить до рядовых учителей волю министерства?

– Что касается «воли министерства», то это слишком сильно сказано. Достаточно сравнить материалы, которые ранее направлялись в регионы в августе, с теми рекомендациями, которые мы посылаем сейчас, чтобы убедиться – их количество и объем уменьшился во много раз. Министерство не преследует целей навязать всей системе свою жесткую волю. Мы определяем проблематику, подходы к ее решению, а какой конкретно способ выберет регион, зависит только от него.

– Нередко учителя жалуются, что на педсоветах их просто ставят перед фактом, мол, предстоит делать то-то и то-то. Как сделать так, чтобы их голос был услышан?

– Обычно на августовских педагогических совещаниях после пленарных заседаний работа продолжается в режиме «круглых столов» или проблемных групп. Их темы могут быть самыми разными – например, «Проектирование деятельности образовательного учреждения с целью обеспечения доступности образования», «Перспективы развития сельских школ». Это как раз и позволяет каждому учителю высказать свое мнение. На каждом педагогическом совещании в каждом регионе обсуждают то, что волнует учителей именно здесь. Хорошо, если перед совещанием прошел виртуальный интернет-педсовет, на котором определился круг наиболее важных вопросов и проблем. Не нужно перегружать мероприятие обилием докладов. Лучше ограничиться тем, что вы в силах обсудить и детально проработать.

– Как вы думаете, заменят ли виртуальные педсоветы то, к чему мы так привыкли?

– Думаю, в обозримом будущем – нет. Потому что и педсовет, и педагогическое совещание, и конференция ценны не столько возможностью обмена информацией, сколько живым человеческим общением. Тем не менее следует ожидать гораздо более активного внедрения интернет-технологий в эту сферу деятельности. Виртуальные педсоветы дают возможность высказать свое мнение гораздо большему количеству участников, сфокусировать внимание на каких-либо отдельных моментах.

– Чего следует ожидать от грядущих педсоветов?

– Нынешние педсоветы и педсовещания вряд ли будут сильно отличаться от прошлогодних. Разве что они теперь будут более сориентированы на решение каких-либо конкретных проблем. Надо полагать, главными темами для обсуждения станут следующие: региональная система оплаты труда, адекватность структуры образовательного стандарта современным требованиям, дальнейшее введение профильного обучения, проблемы сети образовательных учреждений. Много вопросов вызывает передача учреждений начального профессионального образования на региональный уровень, поэтому властям порой приходится решать, насколько деятельность этих учреждений адекватна запросам экономики региона. Думаю, целесообразно на эти педсоветы пригласить представителей работодателей, которые обсуждали бы действительные потребности региона в тех или иных кадрах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте