search
main
0

Август надежд

29 августа в Георгиевском зале Кремля под председательством Президента РФ состоялось четвертое заседание Государственного Совета Российской Федерации, который рассмотрел вопрос о развитии образования в Российской Федерации.
С докладом от Правительства Российской Федерации выступила заместитель Председателя Правительства РФ В. Матвиенко.
С докладом “Образовательная политика России на современном этапе╩ выступил руководитель рабочей группы Президиума Госсовета по подготовке вопроса о развитии образования в Российской Федерации, председатель Правительства Республики Карелия С. Катанандов. Сегодня мы печатаем этот доклад с незначительными сокращениями.

Сегодня следует говорить о предстоящей модернизации образования. Об изменениях в соответствии с требованиями современности. Образование России уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов, и это получило правовой статус в Законе “Об образовании╩ 1992 года. Но образование существенно отстает от современных требований и потому нуждается в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.
Альтернатива проста – либо образование будет стимулом застоя, либо фактором его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны.
Да, мы привыкли к мысли, что у нас “самое лучшее в мире образование╩. Но, увы, даже “самое лучшее╩ имеет свойство устаревать.
В оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит основная коллизия, которую призвана разрешить модернизация образования.
Что же нуждается в изменении?
– малоэффективное содержание общего образования √ местами устаревшее и перегруженное, во многом оторванное от реальных потребностей жизни. Последний системный пересмотр содержания школьного образования предпринимался почти сорок лет назад, в середине 1960-х годов;
– недостаточно эффективное профессиональное образование, порой не состыкованное как с реальными, так и с перспективными потребностями страны в кадрах, так и с современными требованиями к их квалификации, в результате чего выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней в значительной своей части оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда;
– устаревшая система социально-экономического обеспечения педагогических кадров, ставящая их на грань нищеты, и столь же неэффективная система подготовки этих кадров, которая во многом сдерживает позитивные изменения в школьном деле;
– неэффективное управление образованием, предельно бюрократизированное, функционирующее зачастую без какого-либо прогноза в подготовке кадров и соотнесения его с потребностями рынка труда.
Центральная задача модернизации образования – обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы, с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества, государства.
Еще одна фундаментальная задача – поддержать образование не только как важнейшую социальную сферу, но и в прямом смысле важнейшую экономическую отрасль, так как именно образование играет все более решающую роль в накоплении и развитии человеческого фактора, на котором наполовину держится благосостояние России.
Вывод из сказанного очевиден – комплексная, глубокая модернизация образования – обязательное требование всей политики России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.
Ключевое условие реализации этой стратегии – возвращение государства в сферу образования и активизация общественного участия в ее развитии. Ибо модернизация образования – это отнюдь не ведомственная, не отраслевая, а общенациональная задача.
Готовя вопрос на Госсовет, члены рабочей группы, состоящей из очень авторитетных людей России, сделали все для того, чтобы получить свежий, непредвзятый взгляд на состояние и болевые точки образования. Взгляд, свободный от отраслевых пристрастий и стереотипов различных ведомств, отражающий общенациональные, общегосударственные интересы.
Этот взгляд мог совпадать (и во многом совпал) с позицией правительства, мог и отличаться от этой позиции. В целом же стало очевидно, что рабочая группа Госсовета и Правительство работали на взаимодополнение и взаимообогащение, на прояснение ряда спорных позиций.
Работа показала полное понимание ее участниками неотвратимости модернизации образования и выбор единого вектора движения по избранному пути. В этом суть принципиального сходства позиций рабочей группы и правительства. Доклад рабочей группы Госсовета не отрицает подавляющей части положений программы Правительства. Он уточняет, корректирует некоторые из них и существенно расширяет общий диапазон рассмотрения проблем образования.
Ясно, что для осуществления модернизации мало только перечня мер, нужна прежде всего целостная ее идеология, не только выработанная и признанная Правительством, но и всеми, кто заинтересован в современном качественном образовании. А таких в России около 40 миллионов.
Глубинная особенность образовательной политики состоит в том, что она выстраивается в органичном соединении четырех аспектов – политическом, социальном, экономическом и собственно образовательном. Только при таком построении она выходит за ведомственно-отраслевые барьеры и приобретает свой подлинный смысл – как сфера интеграции и реализации общенациональных интересов и приоритетов страны.
Важно отметить то, что в докладе рабочей группы сделана попытка целостно осмыслить и охватить задачи образовательной политики на современном этапе, целостно представить саму эту политику. Отсюда и честное, прямое политическое заявление о необходимости возвращения государства в образование; что составляет первое, ключевое условие его модернизации и уверенность в необходимости придания государственного статуса муниципальной общеобразовательной школе.
Доклад рабочей группы детально раскрывает комплекс конкретных мер по каждому направлению модернизации образования.
В нем пять основных приоритетов:
– обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней – в пределах, установленных законом; адресная социальная поддержка обучающихся,
– достижение современного качества образования, соответ-ствующего потребностям страны и мировым стандартам,
– формирование эффективной экономики образования, эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов,
– повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление их государственной поддержки,
– реорганизация системы управления образованием.
Необходимо отметить, что при решении проблемы доступности и бесплатности образования мы выделили три главных момента:
1) Необходимость обеспечения конституционных гарантий бесплатного общего образования, а также введения адресных целевых выплат сверх федеральных нормативов финансирования для малообеспеченных семей.
2) Необходимость передачи школ в ведение субъектов Федерации с приданием им государственного статуса. Возможность делегирования части полномочий на муниципальный уровень. Введение в образование государственных минимальных социальных стандартов. В сфере дошкольного образования – постепенный переход к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений.
3) Для обеспечения равных возможностей необходимо осуществить изменения сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена.
Говоря о государственных именных финансовых обязательствах, рабочая группа предложила свой взгляд на эту проблему и не исключила проверенную мировым опытом практику образовательного кредитования с различными формами погашения кредита. Очевидно, что этим решается не только вопрос расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать высшее образование, но и в значительной мере не менее актуальный вопрос трудоустройства и закрепления кадров.
Мы предлагаем использовать также образовательное кредитование для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития.
Рабочая группа также считает, что сегодня преждевременно ставить точку в вопросе 12-летнего образования. Мы пришли к выводу, что необходимо дождаться итогов эксперимента, который будет проводиться в течение 6-7 лет.
Существенной задачей является установление отсрочки от призыва в армию выпускников средней школы, профессиональных училищ и техникумов для реализации ими права на поступление соответственно в средние специальные или высшие учебные заведения, а также предложение о переносе сроков призыва с весны на осень.
Рабочая группа Госсовета также предлагает развернутый комплекс чрезвычайных мер по борьбе с беспризорностью, негативным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, что в настоящее время приобрело масштабы едва ли не национального бедствия.
Достижение нового качества общего образования √ первостепенная задача модернизации. В общегосударственном √ это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане √ это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
В докладе рабочей группы подробно развернут комплекс мер по кардинальному обновлению содержания школьного образования и разгрузке его программ, по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе.
Отражая явно назревшую потребность в усилении воспитательных задач школы, мы предлагаем выделить их как первостепенный приоритет в образовании.
Доклад рабочей группы сопровожден подготовленным ею обширным сборником справочно-статистических сведений о российской системе образования (за 1990-2000 годы). Проведенный анализ подтвердил очевидные диспропорции. Структура кадрового потенциала не соответствует реальным и потенциальным потребностям отечественного производства, связанным с возрастающей востребованностью высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Ответной мерой на эту ситуацию должно быть опережающее развитие начального и среднего профессионального образования.
Необходимо существенное изменение содержания и структуры профессионального образования, достижение его конкурентоспособности, устранение в нем излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизация перечней профессий и специальностей, и главное √ преодоление отрыва профессионального образования от потребностей федерального и регионального рынков труда, что приводит к серьезным нарушениям в системе спроса и предложения на кадры.
По нашему мнению, назрело время:
– приоритетной поддержки ведущих вузов, имеющих сложившиеся научные школы мирового уровня, способных осуществить образовательный и научно-технический прорыв и обеспечить его соответствующими кадрами. Таких вузов в стране наберется не больше 2-3 десятков из 1017 вузов, среди которых 607 государственных;
– переаттестации вузов и особенно многочисленных филиалов вузов, а также отдельных программ высшего образования, в частности, в области экономики, права, менеджмента.
Учитывая необходимость осуществления неразрывной связи профессионального образования с производством и многократные обращения деловых кругов о расширении их роли в решении этого вопроса, предлагается в короткое время разработать нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в выработке его стандартов, в формировании заказа, в конкретной подготовке специалистов.
Во взаимосвязи с проходящим реформированием военного образования рабочая группа предлагает рассмотреть вопрос об организации общепрофессиональной подготовки офицеров по специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профиля преимущественно на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, а также о создании межвузовских военных факультетов переподготовки офицеров запаса.
Сегодня уже невозможно обойтись без серьезной модернизации экономики образования.
В этой части доклад рабочей группы Госсовета наиболее близок к правительственной программе. Однако рабочая группа обращает внимание членов Госсовета на серьезное недофинансирование системы образования и на необходимость резкого увеличения ассигнований в этой сфере.
Сегодня реальное недофинансирование образовательных учреждений достигает 60 процентов. Бюджетные расходы на образование (по введенной Правительством в текущем году новой методике расчета) составляют только 3 процента валового внутреннего продукта, что значительно ниже мировых стандартов. Необходимо в ближайшие три-четыре года удвоить финансирование профессионального образования и увеличить финансирование общего образования минимум на 50 процентов. Это и будет реальным подтверждением возвращения государства в образование.
Уже сегодня средства, затрачиваемые населением на образование, составляют, по оценкам специалистов, 1,5-1,7 процента валового внутреннего продукта. Ресурсы семей, общества перенапряжены. Нельзя рассчитывать на увеличение этих средств, речь должна идти о резком повышении эффективности их использования.
Для увеличения ресурсной привлекательности системы образования и для обеспечения хозяйственно-экономической самостоятельности образовательных учреждений предлагается внесение поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.
Уважаемые коллеги, формирование современного педагогического корпуса, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических кадров, усиление государственной поддержки является одной из главнейших целей государства.
Проблематика данного раздела доклада рабочей группы подготовлена при активном участии ЦК Профсоюза работников народного образования и науки.
Предлагаем Правительству в ближайшее время разработать федеральную программу “Педагогические кадры России╩.
Программа должна включать такие меры, как переход на оплату труда работников общего образования из бюджетов субъектов Федерации; повышение минимальной ставки оплаты труда педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума; отказ от Единой тарифной сетки в сфере образования и переход на отраслевую систему оплаты труда, что позволит государству опережающими темпами повышать учительскую зарплату; введение надбавок молодым специалистам за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности; предоставление отсрочки от призыва в армию молодым специалистам-педагогам.
В качестве ключевой задачи выделено решительное и всестороннее реформирование педагогического образования √ его организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и т.д.
В этой связи требуется кардинальная перестройка организации педагогической науки, изменение изживших себя принципов финансирования √ когда средства выделяются не на научные исследования, а на содержание научных учреждений.
Необходима глубокая реорганизация системы управления образованием в стране, создание целостной системы на уровне Федерации и ее субъектов. Передача всех ведомственных гражданских учебных заведений в ведение Министерства образования (при участии соответствующих федеральных ведомств в управлении в качестве соучредителей).
Суть этого предложения состоит в создании целостных региональных образовательных систем, тесно связанных с потребностями регионов, в интеграции образовательного потенциала субъектов Федерации.
К сфере образования прямо или косвенно причастны около 40 миллионов человек. Сегодня 29 августа √ канун нового учебного года в новом тысячелетии и веке. Надеюсь, что наша совместная работа сделает август 2001 года августом надежд для всех работников российского образования и для всех, кто стремится получить достойное образование в России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте