Лето на исходе. О том, чем заняты накануне начала нового учебного года руководители системы образования региона, рассказывает министр образования Саратовской области Игорь ПЛЕВЕ.
– В целом делаем то же самое, что требует от нас каждый август: где-то продолжается, где-то уже завершен летний ремонт школ, детских садов и других образовательных учреждений. Принято решение об обеспечении почти 7 тысяч первоклассников из социально незащищенных семей ранцами и набором письменных принадлежностей, из областного бюджета на эти цели выделено два миллиона рублей. Готовимся открыть в Саратове в новом учебном году еще одну кадетскую школу-интернат. Это будет уже второе такое учебное заведение в области, не считая тридцати действующих кадетских классов в общеобразовательных школах региона. Эти интернаты в первую очередь ожидают детей-сирот и детей из семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга.
Но это все – текущие дела. Гораздо сложнее и для нас, и, думаю, для всех без исключения регионов России – реализация изменений, предусмотренных федеральными законами № 122 и № 131. Правительством области инициировано принятие в этой связи 17 региональных нормативно-правовых актов, которые направлены на обеспечение реализации общеобразовательных программ, социальную поддержку детей-сирот, разные формы поддержки учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Главное в этом процессе – не растерять того хорошего опыта, что уже сложился в региональной системе образования, обеспечить выполнение законных прав граждан. Могу заверить саратовских педагогов: во вновь принятых законодательных актах сохранены все ранее действовавшие льготы педагогическим работникам – и повышение ставки сельским учителям на 25 процентов, и надбавки за звания и ученые степени, и 15-процентные надбавки молодым специалистам. Так же как и прежде, выпускники – молодые педагоги, прибывшие на работу в село, получат единовременное пособие в размере 10 тысяч рублей.
Приняты изменения в областной закон «Об образовании», разграничивающие обязательства областного и муниципального бюджетов по финансированию дошкольных образовательных учреждений. Кстати, здесь была опасность увеличения доли родительской платы за содержание детей. Но часть расходов родителей за питание, приобретение медикаментов областной бюджет взял на себя, выделив на эти цели 156 млн. рублей. Что же касается дошкольного или, как его сейчас называют, предшкольного образования, то могу сказать лишь, что оно необходимо. Анализ ситуации, проведенный в регионе, показывает: до 30 процентов детей не готовы к обучению в школе. И, хотя в Саратовской области около 95 процентов детей из неблагополучных семей посещают детсады, проблема своей остроты не теряет: половина дошкольных образовательных учреждений работает по программам, не предусматривающим предшкольное развитие дошколят и не формирующим навыки адаптации к школе.
В новом учебном году планируется открыть 4 негосударственных детских сада, 11 комплексов «начальная школа – детский сад», на базе 20 дошкольных образовательных учреждений созданы экспериментальные площадки по предшкольному образованию.
Для того, чтобы необходимые преобразования проходили успешно, нужны грамотные кадры. В регионе сложилась своя система аттестации, с которой мы знакомили в этом году коллег из 70 регионов России на совещании по разработке вариативных форм и процедур проведения аттестации. В 2005 году аттестованы более 9 тысяч человек, у нас 8680 учителей имеют высшую категорию – это около 22 процентов всего педагогического состава области.
Саратовское образование участвует в шести федеральных целевых программах, по которым предусмотрено 365,4 млн. рублей. Это и капитальное строительство – у нас строятся 27 объектов образования, и возведение жилых домов, и программа по развитию образования. В целом финансирование на 1 августа составило 57,8 процента к плану года. В отличие от федеральных, областные программы профинансированы на 38,5 процента, радует то, что наиболее полно обеспечен блок, защищающий права детей-сирот.
Наступающий учебный год легким не будет – очень много задач поставлено сегодня перед школой. Но, хочу повторить еще раз, все изменения мы постараемся провести так, чтобы сохранить и защитить права участников процесса образования. Думаю, что это удастся, ведь иначе не стоило бы и начинать.
Комментарии