Свобода и ответственность – всегда реверс и аверс монеты с очень тонким ребром. Учительская профессия не только не исключение из этого закона, а, напротив, его ярчайший пример. Свобода учителя в действительности простирается необычайно далеко. Конечно, есть определенная связанность программой, необходимостью готовить ученика к высоким баллам в рамках независимых мониторингов, однако методы работы во многом остаются на усмотрение учителя.
Ключевой вопрос: может ли учитель ориентироваться на собственное понимание той или иной проблемы? Будем объективны, определенный уровень пристрастности при изложении любого материала присутствует всегда. Самое главное, что в этом нет ничего предосудительного. Учитель может и должен давать собственную позицию, поскольку каждый человек обладает уникальным набором личностных установок. Совершенно неверной является позиция, согласно которой учитель не должен делиться собственным мнением на излагаемую проблему, поскольку в этой ситуации его роль низводится до уровня говорящего учебника. Вот здесь-то и встает проблема выбора. Учитель может подать свою точку зрения как одну из многих, а может сделать ее истиной в последней инстанции. Во втором случае это не является затруднительным, если учитель обладает достаточным авторитетом. Данный выбор для учителя, разумеется, сопряжен с собственными моральными принципами, с оценкой социального возраста учащихся, а также с балансом, который необходимо достигать при работе как с группой учеников, так и индивидуально.Рассмотрим этот процесс более детально. Здесь есть несколько аспектов – безусловно, среднестатистическим трудолюбивым учителем практически всегда движут именно добрые намерения. Исключения крайне редки, обычно такие люди не задерживаются в профессии. Подчеркнем, что речь идет именно о трудолюбивых учителях, которые не только не утратили интереса к своему делу, но продолжают всесторонне развиваться и совершенствоваться в ней. Добавим к этому высокий уровень компетентности учителя. Добрые намерения и компетентность дают учителю определенную степень субъективной уверенности, которая в то же время встречает одобрение учащихся (не в меньшей степени она может присутствовать и у учителя с невысоким уровнем компетентности, однако в этом случае поддержка действий учителя со стороны окружающих в любой момент может не сработать). По сути, данная уверенность – это и есть та самая свобода, о которой мы говорим. Именно в этом случае проблема ответственности стоит как никогда остро, поскольку у учителя есть своеобразный карт-бланш, и только он сам может выступить регулятором своей деятельности. Перед учителем возникает ситуация, где необходимо постоянно делать выбор, который чрезвычайно прост по своей сущности и крайне сложен по своему воплощению. Он связан с пониманием необходимости постоянной рефлексии на тему собственной деятельности, особенно в вопросах диалога с учащимися. Как поставить себя, что важнее – безусловное уважение и авторитет или партнерские отношения? Как соблюдать дистанцию, насколько длинной или короткой она должна быть? Использовать ли социальные сети для общения с учениками и как себя в них показывать? Быть учителем-другом или учителем-наставником? Настаивать на своей точке зрения или давать возможность ученику прийти к собственной, пусть и через метод проб и ошибок? Учитель отвечает прежде всего перед собой и обязан спрашивать в первую очередь с себя – в этом и заключается сложность ответственности. Об этом не узнает никто, кроме него самого. Уровень собственной компетентности и доброту намерений также должен анализировать сам учитель.Что же дадут учителю все эти размышления, сомнения, вопросы к себе, ответы на которые далеко не всегда получается найти?.. Возможно, еще большую степень внутренней свободы, прежде всего перед самим собой, что в свою очередь потребует еще более высокого уровня ответственности. Именно осознание этой ответственности и дает учителю настоящую свободу.Алан АХМЕТОВ, учитель мировой художественной культуры центра образования №548 «Царицыно»
Комментарии