search
main
0

Аварийные школы: пока гром не грянет…. Событие недели

11 сентября в селе Уян Кутуйского района Иркутской области обрушился переход между двумя корпусами средней школы. Никто из педагогов и учеников не пострадал. Как выяснилось, эта часть здания была признана аварийной еще в 2009 году и с тех пор не использовалась. Образовательный процесс для школьников временно организован на базе детского сада, клуба и амбулатории. Проверку по факту случившегося проводит следственное управление. ЧП в очередной раз поднимает вопросы о безопасности российских школ, о том, кто несет за это ответственность, и в том числе о работе надзорных органов. Насколько неформально проходит приемка образовательных учреждений к новому учебному году? Приводит ли она к реальному устранению нарушений? Почему возможно возникновение таких ситуаций, как в Иркутской области?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:- Для устранения аварийности зданий учреждений общего образования необходимо совершенствовать программы строительства школ, учитывая реальную потребность российских регионов. В конце 2017 года в России таких проблемных школ, как в селе Уян Иркутской области, было около трех тысяч. В отдельных регионах здания этих учреждений не ремонтировались более полувека. Решить проблемы всех школ, находящихся в аварийном или полуаварийном состоянии, за два-три года невозможно, необходимо и больше времени, и соответствующее финансирование.Программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» появилась в 2015 году и рассчитана на десять лет, однако темпы ее исполнения недостаточны. Уже сейчас профильное министерство признает очень большое отставание в реализации программы по строительству школ. Иркутская область участвовала в этой программе, есть и распоряжение губернатора региона о переводе обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50 процентов и выше. Руководство школьного учреждения и администрация села Уян неоднократно обращались в правительство области по поводу аварийного состояния здания школы, но денег на ремонт, а потом и демонтаж им так и не выделили. Данная ситуация ясно показывает, что для обеспечения безопасности наших школьников необходимо изменить механизм попадания в программу строительства школ, усиливать роль общественного контроля.Хотелось бы отметить действия и руководства школы, которое приняло все меры по ограничению доступа к аварийной части здания, и учителей, которые смогли сориентироваться в чрезвычайной ситуации и организовать эвакуацию ребят. В Интернете об этой ситуации писали, что «по счастливой случайности никто не пострадал». Считаю, что это произошло благодаря слаженным действиям сотрудников школы. Но это не отменяет того, что в подобном положении на сегодняшний день находятся несколько сотен учреждений общего образования. И неизвестно, будут ли готовы к аварийным ситуациям в других школах, смогут ли обеспечить безопасность учеников. Поэтому для решения этих проблем нужно резко увеличить возможности программ по строительству школ. Все-таки в стране идет Десятилетие детства.Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования администрации городского округа, Красногорск, Московская область:- Приемка образовательных организаций – обязательное условие подготовки к новому учебному году, проводится она комплексно. Антитеррористическая и пожарная безопасность, эксплуатация здания, необходимость текущего и капитального ремонта, соблюдение санитарных норм и охрана труда, нормативная документация, обеспечение образовательного процесса, информационная безопасность, организация питания, оснащение учебных кабинетов, благоустройство территории и другое. В комиссию по приемке образовательных организаций входят представители профильных ведомств, администрации муниципального образования, представители управления образования. Такая организация приемки школ и детских садов позволяет согласовать работу разных ведомств, своевременно выявить проблемы и обеспечить безопасное функционирование образовательных организаций. Приемка позволяет оценить общее состояние образовательных организаций той или иной территории. В этом смысле механизм приемки образовательных организаций достаточно эффективен. Говорить о частном случае, произошедшем в Иркутской области, можно только после завершения работы комиссии, которая учтет все факты и обстоятельства и сделает свои выводы, в том числе и о качестве проведения приемки образовательных организаций.Лилия БУЛАТОВА, директор школы №1 им. Героя РФ А.А.Туркина, ст. Динская, Краснодарский край, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:- В нашем регионе проверка школ проходит неформально. Особое внимание при этом уделяется вопросам безопасности и соблюдениям требований СанПиН. Для нас, руководителей школ, это, конечно, головная боль… Но мы же живем в правовом государстве, поэтому законы соблюдать обязаны. Конечно, если речь идет об оборудовании отдельного цеха для обработки яиц, мы возмущаемся и сопротивляемся, потому что считаем это лишней тратой средств. Но все, что касается реальной угрозы здоровью и жизни людей, не обсуждается и выполняется беспрекословно. Безусловно, все упирается в финансирование, которое должно быть обеспечено муниципальным бюджетом. И если в бюджете средств недостаточно, стараемся их найти. Но подвергать опасности жизнь ни в коем случае нельзя. Здесь, на мой взгляд, важно, чтобы руководитель образовательной организации не только своевременно проблему обозначил, но и настаивал на том, чтобы проблема была решена. Нельзя идти на поводу у тех, кто, закрыв глаза на нарушения, подписывает акты приемки только потому, что финансирование отсутствует, а школа работать должна. Ведь ответственность за жизнь и здоровье людей лежит на нас, директорах школ и заведующих детскими садами.Светлана СОКОЛОВА, директор центра образования №28 с углубленным изучением иностранных языков, Владивосток, Приморский край, серебряный призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:- Буду говорить не за всех, а конкретно о городе Владивостоке. У нас приемка проходит даже очень неформально. Особенно строго подходят к приемке представители пожарных органов. А вот если говорить о безопасности здания, то все ложится на плечи директора школы. Я же считаю, что не директор с учителем физкультуры и завхозом должны обследовать здание, а профессиональная комиссия, состоящая из знающих и понимающих в этом деле людей. Иначе мы и будем иметь ситуацию, подобную иркутской. Реалии говорят о том, что школы старые, изношенные, требующие капитального ремонта.Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия:- Проверка школ, которую ежегодно проводит комиссия, – это контроль выполнения предписаний надзорных органов и готовности учреждения принять детей. То, что произошло в селе Уян, результат должностного преступления. Здание школы признано аварийным, при этом учебный процесс продолжался. Я не знаю, чем руководствовались члены комиссии по приемке школ, которая состоит из представителей разных ведомств, но налицо нарушение права ребенка на жизнь в целях реализации права ребенка на образование. Безденежье российской глубинки не оправдывает тех, кто создал угрозу для жизни и здоровья детей. Уверен, можно было найти управленческое решение даже в условиях дефицита средств.Виктория Р., учитель русского языка и литературы, Воронеж:- Я работаю в школе больше 25 лет, и мне есть с чем сравнивать. Самая тяжелая ситуация была, когда в 90‑е и в начале 2000-х годов школам вообще не давали денег. Все ремонтировали и клеили за счет родительских средств, о капремонте и подумать нельзя было – трубы, проводка, все пришло в негодность. Потом потихоньку начали менять то одно, то другое. Сейчас в городских школах более-менее, но к 1 сентября всегда находятся недостатки. У нас комиссия была в конце августа, приходили целой делегацией и из мэрии, и из пожарного надзора, из районной администрации. Все проверили и школу приняли, но столовая заработала только через неделю после начала учебного года, раздевалки в спортзале до сих пор красят, может, и еще что-то недоделанное есть, но нам, учителям, об этом не говорят. Поэтому, думаю, приемка школ проходит все-таки достаточно формально. Школу нельзя не открыть первого сентября, иначе будет скандал – куда детей девать? В сельских школах хуже, там недоделок больше, но тоже каждый год открывают, а как иначе. У меня в классе есть девочка, которая в этом году с родителями переехала из села в город, она рассказывает, что в ее прежней сельской школе нет ни нормальной столовой, ни ограждения вокруг школьной территории, в спортзале каждый год крыша течет. И ничего, каждый год школу принимают к эксплуатации, а недостатки, наверное, обещают устранить.Светлана Н., заместитель директора школы, Череповец, Вологодская область:- Такая ситуация, что произошла в Иркутской области, в нашем городе невозможна, потому что у нас нет школьных зданий, которые бы находились в аварийном состоянии. За этим у нас следят строго. И проверка готовности школ к новому учебному году проходит весьма строго. Только меня каждый раз возмущает то, что комиссия, куда входят и представители учредителя, то есть мэрии города, которая юридически и должна нести ответственность за состояние образовательных учреждений, претензии предъявляет директору. А где директор должен брать деньги на то, чтобы соблюсти все требования, если финансирование недостаточное? Вот и иркутская ситуация возникла не по вине руководства школы, но виновным, боюсь, объявят именно директора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте