Опыт – вещь ценная. В педагогической практике он имеет вполне определенную цену. Молодость же, как известно, тот недостаток, который быстро проходит. Чтобы молодые педагоги набирались ума-разума в учебных заведениях, а не других организациях, в Свердловской области для них введен ряд привилегий. Результат: за последние годы количество пришедших в систему образования выпускников педучилищ и педвузов выросло на 20, а в некоторых муниципальных образованиях – на 30 процентов.
…Первые сентябрьские дни в Екатеринбурге в 2006 году выдались солнечными и теплыми. Настроение участников торжественного приема во Дворце молодежи соответствовало погоде. В зале собрались девушки и юноши, начавшие свой трудовой путь в школах, детских садах, профессиональных училищах. Выслушивали поздравления от членов правительства Свердловской области, министра образования Валерия Нестерова. И получали подарок – денежное пособие. Идее материальной поддержки тех, кто приходит в систему образования, несколько лет. Подробнее об этой практике рассказывает заместитель начальника отдела профессионального образования областного министерства Михаил КОРЯГИН.
– Ежегодно количество преподавателей, находящихся в пенсионном возрасте, увеличивается на 1 процент и в среднем по области уже приближается к 12 процентам. Конечно, это опытные педагоги, мы их ценим. Но понимаем, что они имеют право на отдых и реализовать его могут в любой момент. Для привлечения молодых кадров в 2003 году было принято решение о выплате единовременного пособия в размере 20 тысяч рублей. По окончании среднего или высшего учебного заведения его получает каждый педагог. В нынешнем году было выплачено 1579 пособий на общую сумму около 32 миллионов рублей.
– А если человек через короткое время уйдет из школы?
– Те, кто получает пособия, обязуются вести педагогическую деятельность не менее трех лет, подписывают договор. Но в жизни невозможно запрограммировать все события. Бывают уважительные причины ухода с работы, например рождение ребенка. Деньги не требуют обратно, если потом человек возвращается в школу.
– Михаил Геннадьевич, оговаривается ли договором, на что можно потратить единовременное пособие?
– Потратить можно на что угодно, отчета у молодого учителя никто не спрашивает. Но чтобы понять, насколько эффективно пособие, было проведено небольшое исследование. Казалось бы, сумма невелика. Однако многие распорядились ею с большой пользой. На первых трех позициях оказалось продолжение образования, приобретение компьютера, покупка бытовой техники. Кто-то, может быть, удивится, но были случаи приобретения автомобиля и даже жилья. Муж и жена сложили свои пособия плюс родительская помощь, и семья купила дом в поселке. В следующем году те, кто придет работать в сельскую местность, получат 30 тысяч рублей.
– Пособие, конечно, хорошо, но дается лишь один раз. А учительская зарплата невелика постоянно, особенно у молодых педагогов…
– Зарплата учителя зависит от квалификации. Чтобы получить высокую квалификационную категорию, нужно продемонстрировать реальные результаты, а на это нужно время. Несколько лет у нас действует такая система: вновь приходящим педагогам авансом на один-два года присваивается первая квалификационная категория. Им сразу задается высокая планка, и дальше только от них зависит, сумеют ли они подтвердить этот уровень.
– Участвуют ли муниципальные образования в поддержке молодых педагогов?
– Там, где администрации не все равно, кто будет учить их детей, где планируют обновление, омоложение педагогических коллективов, там используются формы целевой подготовки учителей. Устанавливаются стипендии для студентов-педагогов на уровне местных бюджетов. А молодые люди, получив образование, приходят работать в тот район, в ту школу, которая отправила их на учебу.
Комментарии