В конце февраля в Московском городском педагогическом университете прошла конференция на тему «Подготовка учителя-предметника: формирование базовой педагогической ИКТ-компетентности. Анализ реализации федеральных проектов ИСО и Intel «Обучение для будущего» в столичном регионе». Докладчики подробно рассказали о том, что изменилось в системе образования Москвы за годы активного внедрения различных программ информатизации.
Программный подход
Первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Василий ЛИСОВ рассказал о реализации в столице региональных, федеральных и международных целевых программ.
– Одна из них – Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-3» (2002-2004 годы). В ее рамках большое внимание уделялось образованию социально незащищенных категорий детей, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В этот период помимо 19 существующих было открыто дополнительно 13 центров психолого-педагогической реабилитации. Для детей-инвалидов и детей, которые в силу своего состояния не могут посещать школу, разработаны методика дистанционного обучения, учебные программы по базовым предметам школьного курса с 1-го по 11-й класс. Из бюджета города выделено более 200 миллионов рублей на установку 750 рабочих мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Следующей можно назвать городскую целевую программу развития образования «Столичное образование-4», которая завершилась в 2007 году. В ее рамках были предусмотрены работы по дальнейшему развитию информационного портала «Московское образование» (www.mosedu.ru), разработке информационных сайтов по проблемам образования особых категорий детей, по оказанию психолого-педагогической помощи несовершеннолетним и их родителям. Также продолжены работы по предоставлению учреждениям образования доступа в сеть «Интернет» по выделенным каналам, по внедрению и поддержке программного обеспечения для информатизации процесса управления образованием, информированию родителей, разработке информационных образовательных ресурсов, а также по работе с одаренными и высокомотивированными детьми.
Коротко остановлюсь на Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Наряду со строительством объектов образования уделялось огромное внимание оснащению образовательных учреждений новым оборудованием и компьютерной техникой. На конец 2005 года в школах, училищах и техникумах было установлено свыше 60 000 единиц компьютерной техники, что составило примерно 1 компьютер на 15 учеников. Программа информатизации образовательного пространства Москвы включает в себя не только поставку компьютеров и учебного оборудования. Создана целостная система формирования информационной образовательной среды, включая систему повышения квалификации учителей, методическую поддержку через компьютерные и ресурсные центры, информатизацию как учебного процесса, так и управления образованием.
Департамент образования столицы поддержал инициативу Московского городского педагогического университета по участию во всероссийских и международных программах, в частности в образовательном проекте «Поколение Ру» (2000-2003 годы). При содействии Департамента образования Москвы и Федерации Интернет Образования на базе МГПУ создан Городской информационный ресурсный центр, который реализует программы обучения учителей и работников образовательных учреждений столицы в сфере базовой ИКТ-компетенции. В реализации проекта принимал участие также Учебно-методический центр Департамента по информационно-аналитической работе.
Особо хочу сказать о всемирной благотворительной программе компании Intel «Обучение для будущего». Она проводится уже несколько лет и ставит перед собой задачу повышения качества преподавания учебных дисциплин. Программа предусматривает усвоение школьными учителями и студентами педагогических вузов новых педагогических технологий. Это касается, в частности, проектно-изыскательского метода совместно с ИКТ в учебном процессе. В основе учебного процесса – использование проектного подхода для обеспечения сотрудничества и продуктивного общения учащихся, формирование способности выделить важное, ставить цели, планировать действия, распределять функции и ответственность. Результатом обучения должно стать не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех в практической деятельности.
В России программа «Обучение для будущего» осуществляется с 2001 года при поддержке Министерства образования и Московского представительства корпорации Microsoft. В 2003 году МГПУ выиграл грант и в последующие годы подтвердил свое участие в программе. Курс Intel внедрен в структуру подготовки студентов в качестве курса учебного плана, а также в систему повышения квалификации учителей-предметников Москвы.
Несколько слов о Федеральном проекте «Информатизация системы образования». Проект ИСО продолжает, развивает и углубляет усилия, предпринятые в рамках предыдущих федеральных программ информатизации школы – «Электронная Россия», «Электронная Москва», «Дети России»,
ФЦП РЕОИС и так далее. Важная роль здесь отводится повышению квалификации кадров всех образовательных учреждений. Департамент образования Москвы поддержал инициативу участия МГПУ в конкурсе в качестве исполнителя по компоненту повышения квалификации, и с 2006 года в университете обучаются почти 4000 работников образования Москвы.
Главная особенность курсов повышения квалификации – ориентация на новую парадигму преподавания, переход от компьютерного всеобуча к изучению ИКТ общего назначения, формированию опыта подготовки дидактических и методических материалов и проектированию компонентов образовательной деятельности. Все это говорит о том, что в столичном регионе создана стройная целостная система развития ИКТ в образовании, учитывающая и базирующаяся на международных, федеральных и региональных проектах. В ближайшее время будет принята среднесрочная программа «Столичное образование-5», рассчитанная на 3 года. Кстати, разработчиком ее также является МГПУ. Поэтому преемственность того, что было сделано ранее, будет обеспечена.
Новая концепция
В докладе ректора Московского городского педагогического университета Виктора РЯБОВА центральное место было уделено роли вуза в системе образования Москвы.
– Нет необходимости доказывать, что современный бум ИКТ – это веление времени и неизбежный закон развития информационного общества. И то, что переживают в мире наука и образование, коснулось и системы образования России. Не случайно во всех нацпроектах, которые у нас проводятся, центральное место уделяется проблеме внедрения новых технологий, будь то образование, медицина или наука. Ведь выживаемость общества в значительной степени зависит от того, умеем ли мы ответить на запросы современного мира.
Поэтому с первых шагов создания нашего университета в 1995 году мы стали разрабатывать концепцию развития вуза, и в ней значительное место было уделено организации новых методов обучения. Все понимают, что подготовка учителя (а мы ведем подготовку еще и значительной части других специалистов) является стержнем успеха любой системы – социальной, экономической, политической. Учитель задает тон, и если он правильно обучен и воспитан, если владеет современными технологиями, то часть учеников последует его примеру. А ведь ученики идут не только в сферу образования, но и в экономику, бизнес, финансы. И именно они будут определять современный уровень развития этих областей.
Я всегда говорил, что состояние высшего педагогического образования, которое характерно для постперестроечной эпохи, вообще не отвечало никаким современным требованиям. Ведь педвузы тогда владели самой плохой лабораторно-технической и материальной базой, хуже всех финансировались. А учителя получали самую низкую зарплату. Но в Москве правительство столицы и Департамент образования вовремя поняли, что без современного учителя, без подготовки его на современном уровне образование столичного региона никогда не будет успешным и перспективным. Вот почему была создана сеть высших педагогических учебных заведений, оснащенных современной базой, им были предоставлены хорошие материальные возможности. В качестве примера скажу, что в нашем вузе норма на одного студента дневного отделения – 12,5 квадратных метров учебных площадей. МГПУ имеет более 40 компьютерных классов современного уровня, более сотни мультимедийных стационарных и мобильных классов. Это позволяет в серьезной мере удовлетворять потребности наших студентов по предмету их будущей профессии.
Еще в 2001 году по нашему предложению Департамент образования Москвы принял решение о создании Городского информационного центра, который стал инициировать все проекты повышения квалификации и переподготовки кадров преподавателей. За это время мы провели целый ряд проектов, обосновали и реализовали их. Прежде всего это Российский некоммерческий образовательный проект «Поколение. Ру» Федерации Интернет Образования, 2001-2003 годы. Это международная образовательная программа Intel «Обучение для будущего», 2003-2008 годы. Это федеральный проект «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров, 2006-2008 годы. Это участие в российском проекте «Информационные технологии в образовании», в руководстве которого наши ведущие профессора и преподаватели. Это, в конечном счете, созданный в университете почти с самого начала факультет повышения квалификации, а также открытый пять лет назад Институт подготовки и переподготовки руководящих кадров образования.
Хочу сказать, что становление этих структур и решение многих вопросов повышения квалификации проходит в тесном сотрудничестве с Институтом открытого образования. Этот вуз имеет огромный опыт в этой области, именно он стал инициатором проекта «Школа информатизации»* и является головным оператором по сопровождению ПНП «Образование».
В рамках проекта ИСО мы являемся региональным исполнителем. Нам удалось в 2006-2007 годах провести совместное повышение квалификации в области ИКТ более 2000 учителей-предметников и руководителей.
Обучение по программам направлено прежде всего на формирование базовой педагогической ИКТ-компетентности учителей-предметников и прочих работников образовательных учреждений. В основе организации занятия лежит контекстное обучение, ключевым моментом являются моделирование и проектирование функционально-ориентированных компонентов образовательной деятельности. Занятия проводятся по трем базовым программам, разработанным в НФПК, а также по вариативам, созданным в самом университете. Мы, например, ведем подготовку тьюторов по проекту ИСО, который включает отработку навыков разработки проектов совместно с программой «Обучение для будущего». В зависимости от уровня подготовки слушателей обучение дополняется вариативными модулями углубленного изучения с использованием социальных сервисов Web 2.0, управлением локальными информационными сетями, разработкой дидактических материалов и организацией учебной деятельности школьников.
Университет предоставляет для проведения занятий свои компьютерные классы во всех учебных корпусах, которые расположены в девяти административных округах из восемнадцати. Это удобно территориально для учителей тех школ, которые работают в разных округах Москвы. По окончанию обучения слушатели выполняют и защищают выпускные работы, которые затем размещаются на сайте городского ресурсного центра в открытом доступе.
Одно из направлений деятельности нашего ресурсного центра – участие в международной программе Intel «Обучение для будущего». Она реализуется у нас на 11 из 20 факультетов. Мы подготовили более сотни тьюторов и полторы тысячи студентов. Кроме того, в соответствии с взятыми обязательствами университет готовит тьюторов по программе для учреждений системы НПО и СПО Москвы. При изучении программы преподавательским составом идет усвоение новых подходов и педагогических технологий, таких как проектная методика, исследовательские методы, групповая работа. Подобная деятельность совмещается с одновременным использованием ИКТ в практике преподавания предметных областей.
Модульные программы включены в курсы предметных дисциплин по информатике, ИКТ, методике преподавания предметов. Тьюторы нашего университета сумели найти возможность объединения разных учебных курсов в ходе реализации программы «Обучение для будущего» с выполнением требований государственных стандартов и обязательных программ того или иного курса. В процессе занятий при освоении всех 10 модулей используются синтез педагогических приемов и способов организации педагогической деятельности, в числе которых целеполагание, оценивание, разработка нового личностно-ориентированного содержания учебных материалов.
В итоге на факультетах филологии, начальных классов, физической культуры удалось сделать проектный метод объектом и инструментом исследования в дипломных работах и научно-исследовательской деятельности студентов.
Специфика реализации проекта ИСО заключается в привлечении внутренних финансовых средств вуза на организацию проектов. И руководство вуза нашло возможность профинансировать обучение более 100 преподавателей в рамках данного проекта, а также обеспечить повышение квалификации значительного числа работников образовательных учреждений Москвы совместно с Департаментом образования.
Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство, которое можно считать залогом успешного перехода высшего педагогического образования согласно закону с сентября 2009 года на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров. Система тестирования, зачетных единиц, новые учебные планы, большая самостоятельность в освоении материалов, значительное сокращение обязательной учебной нагрузки, заметное расширение вузовского компонента при подготовке бакалавров и магистров – все это требует очень серьезной подготовки в области новых информационных технологий. И, на мой взгляд, то, что мы делаем, в значительной степени позволяет нам уже смотреть на задачу перехода на двухуровневую подготовку как вполне выполнимую. Мы это понимаем, так как на двух факультетах четвертый год ведем эксперимент по подготовке бакалавров. Все специальности на факультетах имеют лицензию на бакалавриат, а по ряду программ мы уже вышли на лицензирование магистратуры. И с этого года начинаем подготовку магистров.
Одна из сложнейших проблем, которой мы занимаемся вместе с Департаментом образования, касается того, каким образом и как мы соотнесем уровень подготовки специалистов-бакалавров и магистров с требованиями к учителю той или иной специальности с точки зрения современных учебных программ и стандартов. Это очень серьезный вопрос, и, на мой взгляд, у нас есть для этого резервы. Ведь в МГПУ работают более 200 докторов наук, 500 кандидатов наук, из которых 100 докторов наук – наши штатные сотрудники, остальные приглашены из академических институтов и ведущих вузов. Такого рода богатый интеллектуальный потенциал позволит нам решить эти задачи.
Удачный эксперимент
Руководитель проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров Светлана АВДЕЕВА напомнила участникам конференции о том, с чего начинался процесс компьютеризации школ и к чему стремится НФПК на сегодняшний день.
– Многие из вас термин «информатизация образования» слышали уже не один десяток лет – пожалуй, с 1985 года, когда вышло в свет историческое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о широком внедрении средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Но в течение последующих лет в этот термин вкладывался разный смысл. Сначала речь шла о поставках техники, потом – о подключении к Интернету, затем – о создании контента*. Мы же в нашем проекте ИСО под информатизацией образования понимаем процесс изменения содержания, методов и форм учебной работы с помощью ИКТ, компьютера, Интернета, контента и так далее. И, несмотря на то что мы много говорим об изменении роли учителя, все равно в современной школе именно он ключевая фигура информатизации.
В проекте ИСО мы попробовали взять семь пилотных регионов и провести эксперимент, сделав комплексный проект по информатизации средней школы. Для этого мы разработали большое количество учебных материалов нового поколения разных типов – комплекты ЦОР к учебникам, различные лаборатории, системы организации и поддержки учебного процесса. Большое внимание уделяется подготовке кадров в самых разных аспектах – это касается базовой ИКТ-компетенции, программ второго уровня, современных образовательных технологий и умения работать с конкретными ресурсами.
Также мы замахнулись на рутинную и консервативную систему методической поддержки педагогов. Для этого был проведен эксперимент по созданию сети межшкольных методических центров (их уже порядка 500), из которых 239 находятся в пилотных регионах, а остальные – в восьми новых регионах, которые подключились к проекту в процессе.
Система ММЦ создана для того, чтобы оказывать непрерывную методическую поддержку педагогам по использованию ИКТ в их профессиональной деятельности. Но делать это нужно прежде всего через тот контент и те учебные материалы, которые создаются в проекте для школы.
Что конкретно уже работает и чем уже сейчас можно пользоваться? Прежде всего это ресурсы Единой коллекции ЦОР, которая открыта в широком доступе через Интернет с 1 сентября 2006 года*. Сейчас в ней уже порядка 70 000 ресурсов. Там есть большое количество цифровых ресурсов для 56 действующих учебников, которые рекомендованы или допущены Минобрнауки России. Мы считаем, что именно этот тип ресурсов будет наиболее востребован сейчас в средней школе, потому что при объяснении той или иной темы учителя, как правило, сталкиваются с тем, что не хватает иллюстрации, рисунка, фотографии объекта, трехмерной модели и так далее. Все эти объекты как раз и составляют комплекты ЦОР.
А к июню 2008 года мы планируем туда выложить все ресурсы, разработанные в проекте.
Кроме этого, у нас с 2006 года идет широкомасштабный эксперимент в более чем 5000 школах по созданию программ информатизации как части программ развития. Мы проводим ежегодные срезы продвинутости школ в области информатизации, для чего разработана специальная сложная методика. И четко видно, как за 4 года многие школы очень здорово подтянулись по результатам срезов.
Созданные в проекте ресурсы доступны всем школам страны. И мы надеемся, что московские педагоги, которые находятся в благоприятной ситуации в плане обеспечения техникой, будут активно использовать эти ресурсы. Были проведены некоторые исследования готовности педагогов к использованию ИКТ. Увы, пока многие поставки, особенно связанные со школьными медиатеками, нередко лежат мертвым грузом – не позволяет техническое оснащение, нет единых методических рекомендаций по использованию этих ресурсов. И мы постарались учесть все эти моменты и сделать так, чтобы каждый ЦОР был оснащен методическими указаниями, чтобы было некое единообразие в их использовании, чтобы все ресурсы выстраивались в единую систему организации и поддержки учебного процесса.
Кроме этого, в марте 2008 года у нас уже будут готовы свыше 50 информационных источников сложной структуры, которые также будут выложены в коллекцию и станут доступны для каждого педагога*. Сюда относятся различные энциклопедии, электронные справочники, ленты времени. Будут созданы небольшие модули, которые помогут осуществить поддержку учебного процесса при изучении отдельных тем по предметам. Также есть некоторое количество инструментов по физике, химии, географии, биологии. Наиболее сложный ресурс, который разрабатывается в проекте, – инновационные учебно-методические комплексы. Сейчас их уже порядка 30, они охватывают достаточно большой комплект материалов, начиная с учебных пособий ученика и заканчивая учебными ресурсами для учителя.
Наш проект решает задачу внедрения ЦОР в учебный процесс массовой школы. Да, мы понимаем: всегда были и будут учителя-энтузиасты, которые вне зависимости от любых проектов разрабатывают свои собственные ресурсы и внедряют их. Но наш проект все-таки рассчитан на массовую школу. Для этого мы предлагаем МГПУ новую очно-заочную программу поддержки учителя, внедряющего ЦОР в своей практике. Она начала действовать только с января 2008 года, и сейчас мы обучаем сетевых предметных методистов. Сейчас разрабатываются дистанционные модули этой программы по 18 предметам. Педагог, зайдя в нашу коллекцию и скачав необходимые ресурсы по своему предмету, уже с марта может записаться на дистанционные курсы, пройти повышение квалификации и получить методическую поддержку по тому, как использовать эти ресурсы непосредственно на местах.
Соисполнители
Директор Информационно-аналитического центра Владимир ЯБЛОНСКИЙ напомнил собравшимся о том, насколько важно действовать сообща, решая такие глобальные задачи, как информатизация системы образования.
– Начиная с 2006 года наш Информационно-аналитический центр выступает соисполнителем МГПУ в проекте ИСО. Наша задача в рамках этого проекта – обучение руководителей образовательных учреждений*. По данным на конец декабря 2007 года, у нас были обучены 541 человек: 493 директора, 22 методиста и 26 специалистов.
Центр также занимается обучением различных категорий слушателей. Более 700 из них в течение этого периода прошли повышение квалификации. В чем разница? Мы делаем больше упор на общую ИКТ-компетентность руководителя, уделяя внимание той информационно-образовательной среде, которая возникает сейчас в учреждениях и будет формироваться в рамках различных программ.
В рамках проекта ИСО мы сделали основной акцент на непосредственное освоение руководителями тех программных средств, которые сейчас в столице используются для управления образовательными учреждениями. Надо отметить, что за последние годы в Москве созданы полноценная единая информационная образовательная среда и техническая инфраструктура – каналы Интернета, активно создаваемые локальные сети. На конец прошлого года у нас было с локальными сетями 23 процента образовательных учреждений и 64 процента учреждений системы НПО и СПО.
В области информатизации управленческой деятельности Москва опередила проект ИСО, так как здесь накоплен больший опыт в этом направлении. Правда, мы оказались в сложной ситуации. Нас именно поэтому и не пустили участвовать в конкурсе ИСО, так как мы были «слишком информатизированы». Нам это очень обидно, поскольку мы много лет вкладывали силы учителей и деньги бюджета, чтобы потом оказаться на периферии федерального проекта. Но в последнее время наметилось взаимопонимание и сотрудничество. А поскольку МГПУ выиграл конкурс, можно считать, что через него Москва прошла в проект ИСО и наконец-то началось налаживание рабочих взаимоотношений по участию региона в проекте.
Представители НФПК по достоинству оценили, что у нас в каждой школе уже есть АРМ-директора, успешно работают старые программы, которые были внедрены в школы еще до ИСО, а новые ориентированы на то, что реально используется в средней московской школе.
Обученные в нашем центре специалисты прошли курсы углубленного обучения по конкретному программному обеспечению, в частности, программе «Школьный офис». Это весьма важный момент, потому что, как вы знаете, есть постановление Правительства Москвы об учете детей от 0 до 18 лет, и его активно требуют к исполнению. А так как здесь задействованы и образовательные учреждения, и органы милиции, и медицинские учреждения, то без сбора информации, который сейчас осуществляют самые разные ведомства, мы не можем решить эту общегородскую задачу. Следовательно, эти вопросы касаются не только отдельной школы, но и мегаполиса в целом. Поэтому дополнительное углубленное обучение руководителей по этой программе оказалось очень востребованным, если судить по отзывам тех, кто прошел наши курсы.
Еще несколько цифр, которые показывают уровень оснащенности школ Москвы. У нас более 65000 компьютеров, количество оснащенных компьютерами предметных кабинетов, не считая кабинетов информатики, более 7500. Абсолютное большинство школ подключено к Интернету, действует более 1000 оптоволоконных каналов, более 1000 каналов ADSL, расширяется использование радиоканалов. Подключаются учреждения НПО, СПО, дополнительного образования, детсады, Интернет проведен в квартиры более 1000 надомников и детей-инвалидов. Более миллиона человек обучаются с использованием ИКТ. Около 500 школ в прошлом году было охвачено проектом «Карта школьника», который подразумевает на основе социальной карты москвича решение целого ряда задач как внутри школы, так и в городе.
В целом и в частности
Директор Центра информационных технологий Управления образования Елена БУЛИН-СОКОЛОВА рассказала о том, как решается проблема компьютерной грамотности во всем мире в целом и в Москве в частности.
– Мы много времени потратили на то, чтобы выяснить, что понимается под этим термином, каким образом можно сформировать компетенции в системе повышения квалификации педкадров, какие есть задачи, проблемы и так далее.
Надо сказать, что во всем мире эту проблему решают как государственные организации, так и частные компании. Существует целая отработанная европейская система ECDL, которая дает возможность учителю освоить целый ряд важных навыков, приемов, умений, актуальных сегодня в нашем обществе*. У англичан разработана своя собственная система, свое видение задач. И они в работу с учителем включают не только развитие технических навыков, но и формирование педагогических компетенций, а также введение элементов, измеряющих креативность учителя при использовании ИКТ. Есть разработки таких гигантов, как Intel, Microsoft, Cisco и так далее.
Наряду с общей ИКТ-компетентностью для учителя важнейшее направление работы – его профессиональная ИКТ-компетентность, предполагающая использование тех средств, которые нужны именно ему для решения конкретных педагогических задач. Это касается индивидуализации обучения, воспитания, контроля, взаимодействия с семьей, организации исследовательской, творческой деятельности и так далее. Также возникает необходимость формировать предметную ИКТ-компетентность учителя, который занят выработкой знаний, умений и навыков в соответствующей предметной области.
При этом нужно не забывать, что ИКТ-компетентность следует формировать не только у педагогов, но и у учеников. И сегодня уже все понимают, что делать это в рамках одного предмета «Информатика» невозможно. Современный школьник должен уверенно владеть новыми технологиями для решения будущих профессиональных и учебных задач, которые стоят перед ним на уроках музыки, химии, литературы и других предметов. И роль учителя здесь очень велика. Педагог должен выступать для ученика как человек квалифицированный, постоянно демонстрировать умение использовать ИКТ для своего собственного роста. Он должен быть человеком, который может тут же в классе найти в Сети любую необходимую информацию и помочь детям сделать это.
В этом как раз и состоит одна из основных сложностей ИКТ, потому что технологии развиваются стремительно, мы рождаемся в одном технологическом, информационном и социальном обществе, а живем в совершенно ином мире. И учитель находится в ситуации, когда учиться приходится постоянно, ибо на смену одним технологиям приходят другие.
В этой ситуации очень важно понять, как же можно структурировать и организовать деятельность преподавателей в плане повышения ИКТ-компетентности.
Хочу рассказать о том, как все это устроено в нашей городской системе повышения квалификации. Головное предприятие – Московский институт открытого образования, вместе с остальными вузами и городскими информационными центрами работает в единой связке. Все мы призваны формировать прежде всего общую ИКТ-компетентность учителя. Но делать это без привязки к решению профессиональных, педагогических и предметных задач бессмысленно и бесполезно. Ведь если ИКТ не увязать с самого начала с целями и задачами, которые стоят перед учителем сегодня и сейчас, они окажутся бесполезными и не смогут оказать ему поддержку непосредственно на уроке и в подготовке к занятиям. Поэтому наша задача – выстраивать систему повышения квалификации таким образом, чтобы учитель осваивал профессиональные потребности, которые у него есть сегодня.
Мы пытаемся добиться, чтобы на наших занятиях учитель сам добывал информацию, обрабатывал ее, пытался представить ее другим людям и прежде всего своим ученикам на уроке, чтобы он вместе с детьми параллельно осваивал новые технологии, ведя занятия в классе. Здесь открывается самый широкий простор для совместного творчества – можно измерять кислотность дождевой воды, работать с геоинформационными системами, собирать, обрабатывать и коллекционировать информацию, оформляя ее в виде страниц сайта, презентаций и так далее.
Главное – сделать так, чтобы учитель, даже новичок, сразу бы включался в жизнь некого сообщества коллег, которые в той или иной степени увлекаются ИКТ и используют их в своей деятельности. Для этого на наших сайтах есть форумы, которые ведут педагоги-профессионалы в плане ИКТ-компетентности, специалисты в самых разных областях. И они обеспечивают методическую поддержку учителей, которые уже после наших курсов вернулись к себе в школу и начали работать с теми или иными средствами.
Комментарии